Анализ управления человеческими ресурсами в Аппарате Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
Планирование При планировании численности работников в отделе государственной службы и кадровой работы учитывается общая численность работников Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, структурный и квалификационный состав персонала, сложность и комплексность решаемых задач, техническое обеспечение управленческого труда. Функция повышения качества служебной деятельности Отражает… Читать ещё >
Анализ управления человеческими ресурсами в Аппарате Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Масштаб, характер, специфика деятельности Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики определяют состав, требования к персоналу (кадрам), влияют на их количественные и качественные характеристики.
Отдел государственной службы и кадровой работы главным субъектом управления человеческими ресурсами в Аппарате Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Основными целями деятельности отдела государственной службы и кадровой работы являются:
обеспечение организационных структур Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики персоналом, профессионально подготовленным к выполнению задач, стоящих перед управлением;
рациональное управление профессиональным опытом персонала — важнейшим и ценнейшим капиталом любой организации;
создание должностных структур, обеспечивающих возможности для реализации достигнутого опыта персонала и формулирующих благоприятные условия для реализации творческого потенциала человека и его карьерного роста.
Таким образом, на отделе государственной службы и кадровой работы лежит ответственность за формирование высокого профессионализма и культуры управленческой деятельности, достижение укомплектованности квалифицированными, инициативными, высоконравственными работниками, эффективное использование интеллектуально-кадрового потенциала Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, его сохранение и приумножение, а также за создание благоприятных условий и гарантий для проявления каждым работником своих способностей, реализации позитивных интересов и личных планов, его профессионального роста и служебного продвижения, повышения эффективности трудовой деятельности.
На рисунке 1.3 схематично представлены основные направления деятельности по управлению человеческими ресурсами в отделе государственной службы и кадровой работы. При этом управление включает следующие функции.
Рисунок 1.3 — Основные направления деятельности при управлении персоналом в Аппарате Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
1. Административная функция Отражает деятельность органов управления на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих дипломатическую службу (составление штатного расписания, прием, увольнение, продвижение кадров, соблюдение трудового законодательства).
2. Функция планирования Отражает деятельность органов управления по оценке имеющегося кадрового потенциала и определение потребностей в кадрах в будущем (планы, прогнозы, программы).
3. Социальная функция Отражает деятельность органов управления в области заработной платы, социальных льгот, обеспечения здоровья и безопасности сотрудников.
4. Функция повышения качества служебной деятельности Отражает деятельность органов управления по разработке и реализации предложений по совершенствованию организации труда (объем, содержание), по организационным изменениям в структурных подразделениях, по организации учебы персонала (подготовке, перепрофилированию).
5. Воспитательная функция Связана с возрастанием роли личности государственного служащего (знание, формирование необходимых морально-этических установок).
6. Функция мотивации Предполагает действие органов управления по созданию условий, побуждающих сотрудников к активной трудовой деятельности посредством экономических, моральных и других рычагов.
7. Информационно-аналитическая функция Обучение персонала современным информационным технологиям, пользованием компьютерами и современной оргтехникой, создание банка данных, выработка мер по безопасности, конфиденциальности банка кадровой информации.
Система управления человеческими ресурсами Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики включает в себя ряд подсистем, отражающих такие направления работы с персоналом как:
- 1. Поиск и привлечение персонала.
- 2. Отбор кандидатов на работу по результатам комплексной оценки.
- 3. Адаптация персонала.
- 4. Профессиональная ориентация, создание кадрового резерва.
- 5. Мотивация персонала.
- 6. Оценка персонала.
- 7. Стимулирование работников.
- 8. Развитие персонала.
- 9. Перемещение и ротация кадров.
- 10. Корпоративная культура.
В таблице 4 представлены основные методы, применяемые в управлении персоналом.
Таблица 4. Методы управления человеческими ресурсами, применяемые в Аппарате Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
Метод. | Содержание (сущность). |
Системный. | Любая система (объект управления) рассматриваются как совокупность взаимосвязанных элементов. |
Комплексный. | Учет экономических, социальных и психологических аспектов управления в их взаимосвязи. |
Интеграционный. | Учет взаимосвязей: между отдельными подсистемами и элементами системы управления; между стадиями жизненного цикла объекта управления; между уровнями управления по вертикали; между субъектами управления по горизонтали. |
Маркетинговый. | Ориентация управленческой системы при решении поставленных задач на потребителя. |
Функциональный. | Управление человеческими ресурсамирассматривается как совокупность функций, выполняемых кадровыми структурами при реализации процесса управленческого воздействия. |
Динамический. | Рассматривает процесс управления человеческими ресурсами в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчинении и проводит ретроспективный (5−10 лет) и перспективный анализ. |
Процессный. | Рассматривает функции управления как взаимосвязанные и взаимообусловленные, а процесс управления как комплекс непрерывных и взаимосвязанных действий. |
Нормативный. | Устанавливает нормативы управления по всем подсистемам управления (обоснованные нормативы по каждому элементу системы повышают уровень управления). |
Административный. | Регламентирует функции, права и обязанности в нормативных актах. |
Поведенческий. | Оказание помощи государственному служащему в осознании своих возможностей, способностей на основе применения научных методов управления. |
Ситуационный. | Пригодность различных методов управления человеческими ресурсами определяется конкретной ситуацией. |
Специфика деятельности по управлению человеческими ресурсами в Аппарате Жогорку Кенеша Кыргызской Республики обусловлена значительной штатной численностью аппарата.
Рассмотрим, как осуществляются в Аппарате Жогорку Кенеша Кыргызской Республики основные функции по управлению человеческими ресурсами.
Планирование При планировании численности работников в отделе государственной службы и кадровой работы учитывается общая численность работников Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, структурный и квалификационный состав персонала, сложность и комплексность решаемых задач, техническое обеспечение управленческого труда.
Для определения потребности в кадрах в Аппарате Жогорку Кенеша Кыргызской Республики используются экономико-математические и штатно-номенклатурный методы.
Прием, увольнение, адаптация Работники, замещающие в Аппарате должности, включенные в Реестр государственных должностей, являются государственными служащими.
В штатное расписание Аппарата включаются должности, предусмотренные утвержденным в установленном порядке перечнем государственных должностей государственной службы в части, касающейся Аппарата.
Заведующие отделами Аппарата и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением Торага по представлению Руководителя Аппарата.
Заведующие отделами и их заместители, обеспечивающие деятельность комитетов, назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением Торага по представлению Руководителя Аппарата и согласованию с председателями соответствующих комитетов.
Заведующие отделами и их заместители, обеспечивающие деятельность депутатских фракций, назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением Торага по представлению лидеров соответствующих депутатских фракций.
Советники, помощники и пресс-секретарь Торага назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением Торага.
Советники заместителей Торага назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением Торага по согласованию с соответствующими заместителями Торага.
Советники лидеров депутатских фракций назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением Торага по согласованию с соответствующими лидерами депутатских фракций.
Помощники и консультанты депутатов Жогорку Кенеша назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением Руководителя Аппарата по согласованию с соответствующими депутатами Жогорку Кенеша.
Прием на работу:
- — советников, помощников и пресс-секретаря Торага, осуществляется на срок полномочий соответствующего Торага Жогорку Кенеша;
- — советников заместителей Торага, осуществляется на срок полномочий соответствующего заместителя Торага Жогорку Кенеша;
- — советников лидеров депутатских фракций, осуществляется на срок полномочий соответствующего лидера депутатской фракции Жогорку Кенеша;
- — помощников и консультантов депутатов, осуществляется на срок полномочий соответствующего депутата Жогорку Кенеша;
- — работников отделов (секторов) депутатских фракций, осуществляется на срок полномочий соответствующей депутатской фракции Жогорку Кенеша.
Другие работники структурных подразделений Аппарата назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением Руководителя Аппарата по представлению руководителей этих структурных подразделений.
В целях технического обеспечения деятельности Жогорку Кенеша и Аппарата в штатном расписании Управления делами Жогорку Кенеша предусматриваются должности, которые принимаются на работу по согласованию с Руководителем Аппарата.
Подбор кадров Подбор персонала заключается в создании резерва кандидатов на все рабочие места с учетом будущих изменений.
Набор традиционно делится на внешний и внутренний. Преимущества внешнего отбора состоят в том, что в организацию вовлекаются новые люди, приносящие с собой новые идеи, создаются возможности для более активного организационного развития.
Источниками внешнего отбора являются: объявления в газетах, агентства по трудоустройству, специализированные консультационные фирмы.
Таким образом, при отборе кандидатов на руководящие вакантные должности организация использует в основном внутренние источники, а при подборе остальных работников организация обращается в специальные агентства и газету. Иногда новый работник принимается через другие источники.
Преимущества внутреннего набора состоят в том, что работник является уже адаптированным к коллективу по сравнению с вновь принятым на работу, его способности оцениваются выше, выше и удовлетворенность трудом.
При подборе персонала в Аппарате Жогорку Кенеша Кыргызской Республики используются следующие критерии отбора:
- · высокая квалификация;
- · личные качества;
- · образование;
- · профессиональные навыки;
- · опыт предыдущей работы;
- · совместимость с окружающими (личные качества).
Отбор работников для перемещений на вышестоящие должности, т. е. из собственного внутреннего источника, осуществляется на основе оценки их профессиональных знаний, умений и навыков.
Заведующий отделом государственной службы и кадровой работы анализирует состав и количество возможных кандидатур, составляет предварительный список перспективных работников, основываясь на оценке личной документации (личных дел (карточек), ведомостей по использованию рабочего времени с целью выявления фактов прогулов, послужных списков, и др. документации, дающей информацию о профессионализме и трудовом поведении работника). Используется также личный опыт общения сотрудников отдела кадров с данными сотрудниками.
Заведующий отделом государственной службы и кадровой работы оценивает кандидатуры следующим образом: производится «трехмерная» оценка кандидата, которая заключается в учете информации о работнике, полученной от его коллег по работе, от его подчиненных, а также от вышестоящего руководства.
Заведующий отделом государственной службы и кадровой работы дает заключение о соответствии или несоответствии каждого кандидата определенной должности.
Руководство использует преимущественно внутренние ресурсы для качественного пополнения кадрового состава.
Ежегодно в Аппарате Жогорку Кенеша Кыргызской Республики осуществляется аттестация, целью которой является: принятие решения о повышении или понижении в должности, увольнении тех или иных работников; о конкретных направлениях работы с имеющимся резервом.
Аттестацию проводит аттестационная комиссия (начальник инспекции и начальники отделов). Комиссия осуществляет оценку на основе:
- · анализа личных документов аттестуемого;
- · заслушивает доклад работника о результатах работы за прошедший год.
Результаты оценки даются в следующих формулировках:
- · работник соответствует занимаемой должности;
- · соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций аттестационной комиссии (в плане обучения и самодисциплины); работник в целях контроля проходит повторную аттестацию через год;
- · не соответствует занимаемой должности, — руководством принимается решение об увольнении работника.
Действующая в Аппарате Жогорку Кенеша Кыргызской Республики система материального стимулирования включает в себя следующие элементы: формы и системы оплаты труда. Для всех категорий работников применяется повременно — премиальная система оплаты труда.
Оплата труда начальников отделов и служащих производится на основе должностных окладов.
Документом, регламентирующим размер оплаты труда (оклада), является штатное расписание.
Положением об оплате труда руководителей и служащих, штатным расписанием предусматривается сумма премий в определенном проценте от основного оклада за выполнение всех требований, определенных должностными инструкциями. Таким образом, в размер должностного оклада заложена сумма премий.
Должностные оклады специалистов, руководителей устанавливаются в размерах не менее суммы оклада, установленного Правительством КР.
Порядок выплаты заработной платы предусматривает выплату зарплаты раз в месяц, с возможностью выплаты внеплановых авансов.
Трудовым договором предусматривается также оплата отпускных, больничных листов и другие выплаты в соответствии с Трудовым кодексом КР.
В целях мотивирования работников к более производительному труду, руководством предусматривается поощрение работников за достижение высоких результатов по итогам года.