Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тенденции финансовых услуг коммерческих банков в России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Факторинг является динамичным и гибким финансовым инструментом, поэтому при ухудшении макроэкономической ситуации в стране он быстрее сбавил объемы предоставленного финансирования в сравнении с прочими финансовыми инструментами. Темп роста рынка факторинга в 2008 г. сократился на 75% — до 16%, а по итогам 2009 г. объем рынка, по данным «Эксперта РА», составил 361 млрд руб., то есть сократился… Читать ещё >

Тенденции финансовых услуг коммерческих банков в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

банк лизинговый трастовый факторинговый Под влиянием усиливающейся межбанковской конкуренции проявляется тенденция к расширению финансовых услуг коммерческих банков. Среди них можно выделить лизинговые, факторинговые и трастовые операции.

Практика проведения лизинговых операций коммерческими банками выявила их положительные стороны для всех участников сделки. Для предприятия-арендодателя лизинг является новой формой кредитования основных фондов, позволяющей без предварительного накопления определенной суммы собственных средств осуществлять техническое перевооружение на основе использования дорогостоящей и новой современной техники. Возможность обходиться без значительных единовременных капитальных затрат на приобретение оборудования обеспечивает арендаторам устойчивое положение. Кроме того, арендатор получает определенные налоговые льготы, поскольку арендная плата относится на издержки производства и соответственно снижается налогооблагаемая прибыль.

Банк, осуществляющий лизинг, расширяет круг своих операций и снижает риск потерь от неплатежеспособности клиентов. Банк имеет право начислять на имущество, сдаваемое в аренду, амортизационные отчисления, которые не облагаются налогом и могут быть источником средств для приобретения оборудования.

Для поставщика, продукция которого приобретается по лизингу, решаются проблемы ее оплаты, что обеспечивает его устойчивое финансовое положение, ликвидность и кредитоспособность.

Факторинг представляет собой переуступку банку неоплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами в процессе реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг, и является разновидностью торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием. При этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях. Банк приобретает у предприятия право инкассировать дебиторскую задолженность (право получения платежа по платежным требованиям). Одновременно банк кредитует оборотный капитал клиента и берет на себя его кредитный риск.

В последние годы российский рынок факторинга стремительно развивался, увеличивалось число его участников, постоянно появлялись новые продукты. Финансовый кризис, несомненно, отразился на российском и мировом рынках факторинга, замедлив темпы их роста.

Факторинг является динамичным и гибким финансовым инструментом, поэтому при ухудшении макроэкономической ситуации в стране он быстрее сбавил объемы предоставленного финансирования в сравнении с прочими финансовыми инструментами. Темп роста рынка факторинга в 2008 г. сократился на 75% - до 16%, а по итогам 2009 г. объем рынка, по данным «Эксперта РА», составил 361 млрд руб., то есть сократился на 40%. В то же время стоит отметить, что без учета данных компании «Еврокоммерц», которая была лидером рынка в 2008 г., падение составило около 30%. Последние данные, опубликованные Ассоциацией факторинговых компаний по итогам девяти месяцев 2009 г., свидетельствуют о росте рынка на 36% по сравнению с первым полугодием. Таким образом, во втором полугодии 2009 г. рынок факторинга преодолел падение и начал расти. Кроме того, в сравнении с другими рынками финансовых услуг темпы развития рынка факторинга остаются высокими.

О положительных тенденциях на рынке российского факторинга свидетельствуют результаты статистического исследования, проведенного Ассоциацией факторинговых компаний (АФК), по итогам I квартала. Так, объем российского рынка факторинга в 1 квартале 2010 г. составил 78 млрд руб. Исходя из этого и принимая во внимание характерный для рынка факторинга рост объемов во втором полугодии в соотношении к первому, можно оценить годовой объем рынка в пределах 390−470 млрд руб. По итогам 2009 г., по данным АФК, объем рынка составил 320−330 млрд руб., а по оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА» — 361 млрд руб.

Таким образом, по итогам 2009 г. рынок потерял по разным прогнозам 20−40% (рис. 1). Несмотря на это, «Эксперт РА» прогнозирует в 2010 г. прирост рынка в размере 25−35%.

Темп прироста рынка факторинга в 2009 г.

Рис. 1 — Темп прироста рынка факторинга в 2009 г.

В целом данные АФК по I кварталу 2010 г. подтверждают положительные прогнозы для рынка в текущем году: объем выплаченного финансирования в объеме 52 млрд руб. и общий портфель непогашенного финансирования в размере более 41 млрд руб., более 80% сделок приходится на внутренний факторинг с правом регресса.

Таким образом, на сегодняшний день можно констатировать, что независимые инвесторы пока не обратили внимания на рынок факторинга. В то же время стоит отметить, что этот рынок привлекателен для инвесторов, поскольку позволяет получить сравнительно высокую доходность относительно других финансовых инвестиций (порядка 20−40% годовых в зависимости от стоимости фондирования и выбранной политики риск-менеджмента), кроме того, отсутствует контроль за данным рынком со стороны государственных регуляторов.

Однако большинство возможных инвесторов «отпугивает» их недостаточная информированность о специфике факторинга, отсутствие необходимой методологической базы и специализированного программного обеспечения.

Здесь важно отметить, что для запуска успешной, то есть конкурентоспособной, факторинговой компании необходимо учитывать различные направления ее деятельности. Выделим следующие основные функциональные составляющие факторингового предпринимательства:

фондирование (источники финансирования);

риск-менеджмент;

внутренние бизнес-процессы;

ИТ-обеспечение;

маркетинг;

продажи и региональная сеть;

персонал.

На данный момент создание и разработка «с нуля» всех вышеперечисленных составляющих факторинговой компании представляет собой достаточно долговременный и затратный процесс, что и ограничивает выход независимых инвесторов на рынок факторинга. В то же время в ближайшее время стоит ожидать появления на рынке факторинговых компаний, связанных с различными финансово-промышленными группами и холдингами. Данные компании будут в первую очередь нацелены на оптимизацию финансово-хозяйственной деятельности холдинга, работу с поставщиками и клиентами на условиях отсрочки платежа.

Некоторые эксперты прогнозируют, что в ближайшее время может произойти более четкая сегментация участников рынка по видам предлагаемых ими продуктов. В частности, банки будут предлагать факторинговые продукты, в основе которых будет лежать предоставление финансирования крупным и средним клиентам с низким уровнем риска, чтобы не подпадать под требования ЦБ РФ о создании резервов. В то же время факторинговые компании будут предлагать более специфические продукты для среднего и малого бизнеса. В подтверждение данной тенденции можно отметить появление в минувшем году на рынке ряда небольших региональных факторинговых компаний, ориентированных на работу с малым и средним бизнесом в конкретных регионах. Знание специфики местного бизнеса помогает им более точно оценить риски клиентов и дебиторов, а также предоставить своим клиентам более гибкие условия обслуживания.

В этой связи необходимо более подробно остановиться на видах продуктов, представленных на российском рынке.

В то время как для мирового рынка факторинга, по данным International Factors Group (IFG) за 2009 г., 47% приходится на факторинг с регрессом, около 31% на факторинг без регресса (со страховым покрытием), а 23% на так называемый invoice discountin, на российском рынке доля факторинга с регрессом доминирует за явным преимуществом. По данным «Эксперта РА» за 2009 г., доля безрегрессного факторинга сократилась с 17 до 11,5%, а доля международного факторинга и прочих факторинговых продуктов не превысила и 1%.

Качество и состав предлагаемых на рынке продуктов тесно взаимосвязаны со структурой его нынешних участников. На рынке преобладают банки, однако для них факторинг далеко не всегда является значимым продуктом.

Можно выделить участников рынка, для которых факторинг является единственным видом бизнеса, одним из основных видов деятельности либо второстепенным направлением бизнеса (дополнительной услугой). Для подавляющего большинства факторинговых компаний факторинг является основным и единственным видом деятельности. Для банков-факторов, а также для некоторых финансовых компаний, факторинг является одним из направлений бизнеса, и степень его приоритетности можно определить исходя из доли факторинга в общем объеме бизнеса компании или банка. Остальные «косвенные» участники рынка факторинга (страховщики, коллекторы) обычно используют факторинг как дополнительную услугу.

Наряду с качественными критериями для определения рыночных позиций нужно также использовать и количественные. Самые очевидные показатели для определения рыночной/конкурентной позиции — доля рынка, а также объем бизнеса в абсолютном выражении.

В то же время стоит отметить, что на долю пятерки лидеров рынка приходится почти 72%, в то время как доля 13 игроков — а это более половины от общего числа — ничтожно мала и составляет менее 1%.

Это свидетельствует о серьезной сегментации среди участников рынка, как по объему бизнеса, так и по перспективам развития.

Можно провести сегментацию факторов исходя из таких количественных показателей, как: количество обслуженных по договорам факторинга компаний за год и объем уступленной фактору дебиторской задолженности, приходящейся на одну обслуженную компанию.

Первый показатель позволяет не столько оценить величину бизнеса фактора, сколько определить его стратегию развития, а именно, ориентируется ли он на «массовый» сегмент рынка или на обслуживание небольшого числа клиентов. С другой стороны, данный показатель оценивает степень развития бизнеса — находится он в стадии зрелости, становления или на начальной стадии. Будем считать крупными тех факторов, которые обслуживают более 100 клиентов, а факторов, обслуживающих менее 30 клиентов, относить к мелким.

Второй показатель позволяет оценить клиентские сегменты, с которыми работает данный фактор, — относятся они к крупному, мелкому или среднему бизнесу. При этом надо учитывать, что поставщики не передают на обслуживание фактору весь свой оборот, а также то, что некоторые из них могут уступать свою дебиторскую задолженность фактору только в случае, когда им необходимо получить финансирование. Поэтому, на наш взгляд, можно использовать следующие значения для проведения сегментации: если объем задолженности на одну обслуживаемую фактором компанию составляет не более 30 млн руб. в год, то данный фактор преимущественно работает с малым бизнесом, если показатель составляет от 30 млн. до 300 млн руб., то основная часть клиентов представляет средний бизнес, а при значении показателя более 300 млн руб. фактор в основном обслуживает крупный бизнес.

Используя для анализа данные «Эксперта РА» за 2009 г., можно выделить шесть сегментов рынка факторинга.

В первый сегмент входят факторы, имеющие начальную конкурентную позицию в силу недавнего выхода на рынок, либо банки с небольшой рыночной долей, для которых развитие факторинговых услуг не является приоритетным.

Второй сегмент представлен банками среднего размера и региональными факторинговыми компаниями, которые ввиду ограниченности своих ресурсов не могут претендовать на большую рыночную долю.

Третий сегмент формируют специализированные отраслевые банки, которые ориентируются на работу с клиентами, представляющими определенные отрасли.

К четвертому сегменту относятся региональные банки, которые предоставляют услуги факторинга в определенном регионе. Банки-факторы, формирующие пятый сегмент, работают преимущественно со средним и крупным бизнесом. Факторы-" бутики" - это в основном зарубежные банки, которые предоставляют услуги факторинга только ограниченному кругу своих клиентов. Универсальные факторы ориентированы на работу с компаниями разных размеров: от крупного до малого бизнеса.

Таким образом, с одной стороны, видна тенденция, свидетельствующая о дифференциации (специализации) участников рынка, а с другой — четко выделяются различные рыночные сегменты, ориентированные на разные группы потребителей.

Двумя наиболее распространенными видами факторинга на российском рынке являются факторинг с регрессом и факторинг без регресса. В связи с кризисом многие факторы перестали предлагать клиентам факторинг без регресса как более рисковый. По итогам 2009 г. доля сделок безрегрессного факторинга снизилась до 11,5% от общего числа сделок, и такой вид факторинга предлагали свои клиентам лишь девять факторов, три из которых проводили лишь единичные сделки по факторингу без регресса. Остальные виды факторинга, в том числе международный (сделки по нему проводили лишь три участника рынка), занимают не более 1% в общем объеме сделок и предлагаются лишь отдельными участниками рынка.

Согласно мнениям ряда экспертов, высказанным в исследовании «Эксперта РА» и на V Ежегодной конференции «Факторинг в России-2010: стратегии роста», основными двигателями роста рынка факторинга в 2011 г. должны стать безрегрессный факторинг и региональный факторинг. Однако первый из данных факторов роста представляется сомнительным.

В Западной Европе успешное развитие факторинга без регресса связано с широким распространением страхования кредитных рисков. Страховщики на основе общедоступной информации о финансовом положении компаний легко выставляют на них лимиты, которыми пользуются факторинговые компании и банки, страхуя свои кредитные риски и зачастую отдавая кредитный анализ сделки на откуп страховщикам. В России этот сегмент страхового рынка развит слабо, на нем работают от силы 4−5 компаний, и подобные сделки можно считать единичными. Кроме того, тарифы страховщиков по подобному страхованию довольно высоки и составляют 0,5−1% от суммы страхового лимита.

В такой ситуации российские факторы могут предлагать факторинг без регресса лишь в том случае, если уверены в своих оценках рисков по сделке и готовы — за определенную плату — принимать их на себя. В 2009 г. лишь несколько компаний проводили подобные сделки, да и то в небольших количествах и для проверенных клиентов. Поэтому говорить о резком изменении в данном направлении и резком скачке качества риск-менеджмента у остальных факторов в течение 2010 г. вряд ли стоит.

Второе направление роста — региональный факторинг — представляется более реальным. По итогам 2009 г., по данным «Эксперта РА», доля Москвы и Санкт-Петербурга в общем объеме сделок составила 78%. Несомненно, это создает большой потенциал для роста факторинга в регионах. В первую очередь в этом должны преуспеть банки федерального значения с широкой региональной сетью, такие как Промсвязьбанк, Альфа-Банк, ФК «Лайф» (на базе Пробизнес-банка).

Еще одним фактором роста могло бы стать расширение числа клиентов среди малого и среднего бизнеса. После кризиса в течение 2009 г. доля компаний малого бизнеса среди клиентов факторов довольно значительно снизилась — на 27%. Эта тенденция представляется довольно тревожной. Ее изменению может способствовать получение рядом факторов в 2009 г. целевых кредитных линий от Российского банка развития, направленных на финансирование факторинговых сделок с малым бизнесом. Но по-прежнему проблемой остается недоступность факторинга для малого и микробизнеса: большинство факторов не готово принимать на финансирование дебиторскую задолженность в размере менее 5−10 млн руб. в месяц.

Отметим также, что прошедший год оставил нерешенным ряд проблем, которые продолжат «тормозить» развитие отечественного рынка факторинга:

  • 1) отсутствие должной законодательной базы. До сих пор нет специального законодательного акта о факторинге, и пока даже не ведется работа по его разработке. В этой связи остается законодательно неурегулированным ряд важнейших моментов, касающихся уступки прав требований: уведомление должника, порядок действий при взаимозачетах и списаниях со стороны должника (дебитора) и др.;
  • 2) слабое развитие страхования кредитных рисков. Данный факт серьезно затрудняет развитие факторинга без регресса и увеличивает стоимость данной услуги для клиентов, делая ее зачастую нецелесообразной ввиду высокой цены;
  • 3) низкий уровень риск-менеджмента факторов. Отсутствие у многих участников рынка полноценной методологической базы и квалифицированного персонала ограничивает их возможности по совершенствованию имеющихся и созданию новых продуктов для клиентов;
  • 4) недостаточная информированность потенциальных клиентов-предпринимателей о данной услуге. Уровень знаний о факторинге среди клиентов, особенно в регионах, остается на довольно низком уровне;
  • 5) отсутствие консолидации среди факторов.

Совместные усилия по развитию рынка в рамках объединения его участников могли бы серьезно повысить конкурентоспособность факторинга в сравнении с другими финансовыми услугами, а также привлечь к рынку внимание законодателей и инвесторов.

Анализ особенностей факторингового предпринимательства в российских условиях, степени развития позволяет выделить следующие особенности рынка факторинга в России:

  • — российский рынок факторинга по степени развития представляет собой развивающийся рынок.
  • — в настоящий момент на российском рынке преобладают ценовые методы конкуренции, однако факторы постепенно все большее внимание начинают уделять таким составляющим неценовой конкуренции, как дифференциация своих продуктов и стимулирование сбыта;
  • — факторинговые продукты одной факторинговой компании конкурируют между собой;
  • — снижается уровень концентрации участников рынка, происходит движение рынка в сторону большей специализации его участников.

Всех операторов факторинга в нашей стране условно можно разбить на следующие три группы:

Первая группа: специализированные факторинговые компании и банки, предлагающие факторинг;

Вторая группа: банки, предлагающие факторинг (то, что в мире называется инвойс дискаунтинг (invoice discounting);

Третья группа: банки, занимающиеся схемным факторингом.

Компании первой группы предлагают так называемый «полный» факторинг, т. е. продукт, который может включать в себя и финансирование оборотного капитала, и страхование кредитных рисков, и учет дебиторской задолженности, и коллекторские услуги. При этом клиент может получить как все эти услуги вместе, так и какую-то одну по своему выбору.

Вторая же группа участников, заявляющих о предоставлении факторинга, занимается финансированием под уступку денежного требования тем, что ближе всего к тому, что в мире называется invoice discounting.

В рамках услуги факторинга, которую предлагает эта категория Факторов, компания получает только финансирование под уступленные права денежных требований и ничего более. Поэтому эта услуга во всем мире стоит дешевле, чем «полный» факторинг. Но по сути, это кредит, в котором в качестве обеспечения выступает дебиторская задолженность.

Таким образом, если компания обращается во вторую группу поставщиков факторинговых услуг, то она вправе рассчитывать на получение финансирования под уступленные права денежных требований, если же компания обращается в первую группу, то может получить следующие услуги:

Финансирование.

Страхование кредитных рисков и рисков ликвидности.

Управление дебиторской задолженностью, ее экспертиза и мониторинг.

Коллекторские услуги (collections).

Серьезной конкуренции между специализированными компаниями и банками с одной стороны и другими банками нет. У компаний разные продукты и, как следствие, разные целевые аудитории. Банки работают в основном с крупным бизнесом, специализированные факторинговые компании в основном со средним и малым. Крупный бизнес прозрачен, риски минимальны. С малым бизнесом банки пока не готовы активно работать.

Все же в более долгосрочной перспективе, скорее всего банки и специализированные Факторы поменяются ролями. Банки, предоставляющие только финансирование в рамках факторинга, вынуждены будут переориентироваться на работу с малым бизнесом. Эти предприятия заинтересованы, прежде всего, в решении проблем, связанных с дефицитом оборотного капитала. Крупному и среднему бизнесу нужны несколько иные услуги: оценка надежности потенциальных дебиторов, организация учета продаж и дебиторской задолженности, защита от кредитных рисков, контроль за своевременной оплатой и сбор задолженности и прочее. Именно за так называемые нефинансовые услуги крупные и средние компании готовы платить больше, чем просто за финансирование уступаемых фактору денежных требований.

Рынок факторинга высокотехнологичен. Для стабильного функционирования факторингового бизнеса нужны специальные технологии, хорошо налаженная система оценки потенциальных клиентов и их дебиторов.

По данным аналитиков агентства Smart Business Solutions, постепенно снижается маржа Факторов. Похоже, что этап получения сверхприбыли на факторинговом рынке закончился. И в дальнейшем маржа факторов будет уменьшаться, в том числе под давлением возрастающей конкуренции. Это не только затормозит выход новых игроков, но и, скорее всего, приведет к уходу части существующих на сегодняшний день.

Прежде всего, это касается банков, вышедших на рынок факторинга по причине привлекательных процентных ставок в сравнении со ставками по кредиту. Останутся те участники, которые кроме финансирования под уступку прав денежного требования готовы предоставлять и другие составные части факторинговой услуги, а именно страхование рисков, управление дебиторской задолженностью, информационное обслуживание. Это не означает, что рынок вступил в фазу насыщения. Его потенциал далеко не исчерпан. Однако структура и параметры рынка меняются на глазах.

То есть все большую значимость начинают приобретать сервисные составляющие факторинга, и это сильно влияет на участников рынка. К ним выдвигается всё больше требований.

Президент факторинговой компании «Еврокоммерц» Григорий Карповский считает, что на рынке факторинга очень высокие барьеры входа. «Их несколько, — говорит он, — наличие экспертизы, клиентской статистики и массового продукта, разветвленная сеть дистрибуции, фондирование, операционная база и прочее». Кроме того, Григорий Карповский выделяет ещё один барьер — создание операционной базы. «Если не создать систему, которая будет обслуживать миллион операций в день, — говорит он, — никаких денег не хватит для того, чтобы заниматься факторингом. То есть нужна технология, которая включает в себя команду, бизнес-процессы и глубокую автоматизацию» .

На рынке наблюдается активная экспансия в регионы московских и питерских торговых предприятий, в том числе сетей и ТНК. По словам Сергея Бабичева, начальника управления факторинга ООО «КБ «Система», в московском регионе текущий спрос на факторинговы услуги удовлетворяется в настоящее время практически полностью. Последующее увеличение объемов факторинговых операций будет происходить за счет расширения масштабов деятельности компаний-клиентов, а также путем привлечения организаций, ведущих бизнес в регионах, ранее не использовавших данный продукт.

Как говорит Михаил Трейвиш, председатель правления Банка «Национальная Факторинговая Компания»: «Применение факторинговых схем стало важным конкурентным преимуществом для оптовых компаний в борьбе за местные рынки. Кроме того, использование данного продукта позволило активизировать деятельность предприятий малого бизнеса, которым достаточно сложно самостоятельно получить кредитные средства в банках» .

В Москве конкуренция слишком высока. В регионах, несмотря на то что все основные игроки сейчас активно развивают свои филиальные сети, никого кроме НФК (по признанию самих участников рынка) потребители не знают.

По мнению президента компании «Еврокоммерц» Григория Карповского, опережающих темпов роста рынка факторинга по сравнению с рынком товарных кредитов можно добиться, диверсифицируя регионы оказания факторинговых услуг. Например, в прошлом году двукратные темпы роста рынка удалось сохранить именно за счет активного выхода компаний-факторов в регионы. Так, если по итогам 2005 года около 60% объема этого рынка приходилось на московский регион, то по итогам 2006 года его доля снизилась до 55%, а по итогам 2007 года может составить менее 50%. «По нашим оценкам, в общем объеме факторинговых сделок значительно увеличится доля Уральского и Сибирского федеральных округов: до 7 млрд и 8 млрд долл. соответственно, что составляет примерно 21% от общего рыночного оборота», считает г-н Карповский.

Подтверждают возможность активизации факторинговых компаний в регионах и данные МЭРТ, в соответствии с которыми доля Москвы в розничной торговле, участники стационарного вида которой являются потенциальными клиентами факторов, сократилась до 21%, а в шести ведущих регионах выросла в среднем до 4%. Среди них Санкт-Петербург, Московская, Свердловская, Самарская, Тюменская области и Краснодарский край. По оценке министерства, торговые сети уже контролируют более 15% внутреннего рынка, а в крупных городах — до 50%.

Таким образом, региональным компаниям интересны факторинговые услуги для повышения конкурентоспособности при выходе на новые рынки. Спрос растет, и поэтому участники рынка факторинга сейчас особенно заинтересованы в развитии в регионах.

Международный факторинг растет темпами, превышающими темпы роста внутреннего факторинга. Похожие процессы происходят и на мировом рынке факторинга. Хотя доля международного факторинга в общем объеме не превышает 9%, темпы роста выше, чем темпы внутреннего факторинга, 27% в 2006 г. против 17% за 2005 г.

Эрик Тиммерманс, глава IF-Group, убежден, что у России есть огромный потенциал в отношении международной торговли с использованием факторинговых схем. «Доля импортного факторинга будет расти, стимулируемая рыночной активностью крупных российских игроков и увеличением количества более мелких независимых компаний, специализирующихся на импорте и нашедших свою нишу в работе с крупными торгово-производственными сетями или розничными магазинами международных брэндов. Доля экспортного факторинга будет также увеличиваться, по мере того как малые и средние предприятия начнут развивать международный бизнес.

Усиливающаяся конкуренция между коммерческими банками и другими кредитно-финансовыми институтами за привлечение клиентов привела к развитию трастовых, или доверительных операций.

Под трастом в практике банка понимаются доверительные отношения между сторонами, одна из которых принимает на себя ответственность за распоряжение собственностью (имуществом, деньгами, имущественными или иными правами) другой стороны в пользу клиента. Трастовые операции осуществляются банком по поручению и в интересах клиента на правах его доверенного лица. Согласно заключенному договору доверенное лицо приобретает соответствующие права и выступает распорядителем имущества (сюда включаются остатки средств на банковских счетах).

Одним из наиболее перспективных направлений развития трастовой деятельности для российской экономики является сотрудничество коммерческих банков с инвестиционными фондами.

В современных условиях для индивидуального инвестора, не являющегося профессионалом на фондовом рынке, слишком сложно инвестировать свои сбережения таким образом, чтобы постоянно поддерживать оптимальные пропорции доходности, надежности и ликвидности портфеля приобретенных им ценных бумаг. Поэтому он должен обратиться за помощью в инвестиционный институт. Это позволяет, во-первых, получить необходимые консультации; во-вторых, существует более сложный по сравнению с консультированием вид услуг. Это аккумуляция средств мелких инвесторов и управление этими средствами с последующим вложением в широкий набор ценных бумаг с целью минимизации риска и повышения дохода.

Цель деятельности инвестиционных фондов — выпуск акций для мобилизации денежных средств инвесторов и их вложения от имени фонда в ценных бумаги, а также на банковские счета и во вклады. Банк может выступать управляющим инвестиционным фондом или являться депозитарием фонда. Сотрудничество инвестиционных фондом и банков выгодно обеим сторонам.

Фонд в случае, если банк является управляющим, получает квалифицированное управление инвестициями, гарантию правильного и эффективного использования средств. Если же банк является депозитарием фонда и ведет обслуживание всех операций, фонд имеет реальную возможность снизить свои издержки, улучшить оперативность обслуживания акционеров.

В свою очередь, банк, осуществляя данные операции, получает комиссионное вознаграждение и, управляя портфелем фонда, имеет возможность контролировать деятельность различных фирм.

Другим направлением развития трастовых услуг, предоставляемых коммерческими банками, является их сотрудничество с пенсионными фондами, аккумулирующими деньги для выплаты пенсии. Государственный пенсионный фонд создается для реализации пенсионных программ, для выплаты пенсии государственным служащим. Частные фонды создаются компаниями и предназначены для увеличения пенсии работников. Пенсионные фонды все свои временно свободные средства инвестируют в ценные бумаги. При этом они прибегают к помощи траст-отделов коммерческих банков, доверяя им эти средства в управление.

Следующим перспективным направлением в развитии трастовых отношений в РФ является посредническая деятельность по переводу средств с рынка ссудных капиталов в недвижимость, приносящую доход — так называемый ипотечные инвестиционные трасты.

Развитие в России инвестиционной деятельности, связанной с недвижимостью, в значительной мере отстает от уровня развития данной сферы в развитых странах, однако процесс, происходящий в настоящее время в экономике России, позволяет прогнозировать рост активности на рынке инвестиций в недвижимость.

Следует отметить также, что в перспективе, банки будут осуществлять управление имуществом по доверенности и завещанию по образу западных стран, а имущество достигнет определенных размеров и будет находиться в частных руках, что позволит квалифицированно распоряжаться, в том числе через посредничество банков.

Что же касается кризиса коммерческих банков в России в настоящее время, то главная проблема состоит в том, что кардинально изменился финансовый рынок. Гособлигаций практически почти нет. Рынок акций еле жив, межбанковский кредитный рынок из-за тотального недоверия банков друг к другу не в лучшем состоянии. Выход как раз заключается в том, что банки должны научиться зарабатывать на классических банковских операциях. Чтобы называться банком финансовому институту необходимо принимать депозиты, выдавать кредиты, проводить расчеты и оказывать финансовые консультации своим клиентам. А выбор того или иного из наиболее перспективных направлений развития активных операций позволит коммерческим банкам улучшить свою деятельность.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой