Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обращение наличных денежных средств

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В совокупности денежные знаки и число денежных единиц, обозначенное на них, составляют наличные денежные средства (количественную определенность денег). Денежные знаки и число денежных единиц, указанное на них, хотя и находятся в единстве, но не тождественны. Производством денежных знаков занимается центральный банк, а возрастанием денег — участники экономических отношений, создающие национальный… Читать ещё >

Обращение наличных денежных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Безналичные и наличные денежные средства равнозначны в отношении реализации свойств денег, но имеют различный удельный вес в разных странах в общей структуре денежного обращения. В большинстве экономически развитых стран удельный вес наличных денежных средств в современных условиях составляет уже менее 20%. В России этот показатель несколько выше, хотя также имеет явную тенденцию к сокращению. При этом следует отметить, что сокращение удельного веса наличных денежных средств в рыночном обороте происходит при одновременном постоянном возрастании их количества в абсолютном выражении. Данная величина неизменно растет во всех странах. Центральные банки регулярно производят наличные денежные средства и выпускают их в обращение. Например, производство наличных денежных средств в США осуществляется круглосуточно в течение почти всего года.

Постоянный рост в абсолютном выражении объема наличных денежных средств определяет их роль в функционировании рынка, обеспечении бесперебойности рыночного оборота, осуществлении равновесного развития рыночных процессов. Участники рыночных отношений, некогда разместившие свои деньги на счетах в банках в той или иной форме, могут востребовать их также в любой форме — наличной или безналичной. Переход денежных средств из одной формы в другую должен совершаться беспрепятственно. При этом между удельным весом этих двух форм постоянно должно поддерживаться определенное соотношение. Поддержание такого органически складывающегося соотношения в условиях современной денежной системы составляет одно из требований закона денежного обращения.

Стремительное сокращение удельного веса наличных денежных средств, происходившее в последнее время, очевидно, дошло до предела. В дальнейшем такого сокращения уже не будет. Наличные денежные средства будут производиться и использоваться ровно столько, сколько будет существовать сам институт государства, гарантирующий участникам рыночных отношений относительную свободу выбора между наличными и безналичными денежными средствами при осуществлении своих сделок. Кроме того, фактором существования наличных денежных средств еще достаточно длительное время будет являться то, что они выступают основой присвоения ЦБ так называемого сеньоража, т. е. сверх монопольной прибыли, для получения которой ЦБ не приходится нести каких-либо непосильных издержек.

Наличные денежные средства есть число денежных единиц, указанное на всей совокупности бумажных и металлических денежных знаков, произведенных центральным банком и выпущенных им тем или иным способом в обращение. Эти средства представляют соответствующую часть вещественного содержания рынка во всем многообразии его форм, а возрастание их количества в рыночном обороте обусловлено (должно быть обусловлено) требованием закона денежного обращения; данные средства также составляют один из элементов денежной системы страны.

Размер производства и порядок выпуска наличных денежных средств в обращение определяется не только требованиями объективных законов рынка, но и исторически сложившимся статусом ЦБ, господствующих теоретических представлений о деньгах, денежной системе, национальной банковской системе. Распределение же числа денежных единиц по денежным знакам различной величины номинала определяется соответствующим департаментом ЦБ, фиксирующим скорость их обращения и объем использования в рыночных сделках во всех регионах страны. Данное распределение обусловливает конкретную структуру наличных денежных средств. Наиболее используемыми обычно бывают денежные знаки с относительно небольшим и средним размером номинала. Довольно частый переход таких средств из рук в руки приводит к более быстрому их изнашиванию по сравнению с банкнотами, на которых указан больший размер номинала. Участникам рыночных отношений свойственно более аккуратное отношение к тому, что находится в их частной собственности, чем к тому, что находится в их общем пользовании. В частной собственности лиц находится то или иное число денежных единиц, а в общем пользовании находятся денежные знаки, на которых указано это число.

Число денежных единиц как нечто идеальное не изнашивается, в то время как денежные знаки как некоторые материальные предметы подвержены данному процессу. Постоянный переход денежных знаков из рук в руки ускоряет процесс их изнашивания и делает срок их существования ограниченным. Так, срок использования современных металлических денежных знаков (монет) достигает в среднем 15 лет, а срок использования бумажных денежных знаков, как было отмечено, во многом зависит от того, какой именно размер номинала на них указан; но в среднем этот срок не превышает трех лет. Денежные знаки, пришедшие в негодность, подлежат выводу из обращения и замене их на компенсационной основе на новые знаки. При этом структура вновь произведенных наличных денежных средств, выпушенных в обращение на компенсационной основе, может быть несколько изменена в соответствии с возможно изменившимися обстоятельствами денежного обращения. Главное, чтобы число денежных единиц, указанное на денежных знаках, выводимых из обращения по ветхости, и число денежных единиц, указываемое на вновь вводимых в обращение денежных знаках, оставалось прежним. Производство же и выпуск в обращение числа денежных единиц сверх этого количества регулируется (должно регулироваться) требованиями закона денежного обращения.

Денежные знаки, использующиеся в настоящее время в рыночных сделках, отличаются от денежных знаков, обращавшихся в стране, например, до проведения денежной реформы, тем, что в них содержится воля эмитента, находящегося так или иначе под началом государства. Следовательно, в них так или иначе содержится государственное волевое начало. Государство указывает, что теперь в рыночных расчетах должны использоваться денежных знаки именно данного образца, что его волевое начало содержится именно в таких по форме, виду, цвету денежных знаках, что теперь только они являются одними из законных носителей числа денежных единиц.

Внешне это волевое начало представлено разными явными изображениями и не вполне явными криптограммами.

Явно государственное волевое начало на бумажных денежных знаках часто выражается в виде либо портрета здравствующего руководителя государства, либо основателя государства, либо подписи главы ЦБ. В обязательном порядке на них помещаются государственные символы власти, свидетельствующие о национальной принадлежности этих денежных знаков. Кроме того, на них часто изображаются какие-либо хозяйственные объекты, памятники культуры, храмы и т. п., отражающие достижения, единство, дух, традиции, устремленность нации. Так, на денежных знаках Российской империи находился портрет здравствующего императора; в советский период — портрет основателя социалистического государства В. И. Ульянова (Ленина); а на современных российских денежных знаках изображаются просто те или иные объекты, отражающие и символизирующие господствующие духовные и культурные традиции российского народа, его хозяйственные достижения. Любопытно отметить, что на долларах США присутствуют еще изображения, свидетельствующие об устремленности «определенных кругов» этой страны к безраздельному господству в грядущем мироустройстве.

Различные сложные криптограммы, присутствующие на денежных знаках, также отражающие собой наличие в них государственного начала и свидетельствующие об их принадлежности к данной стране (данному рынку), служат определенными степенями защиты их от подделки. Технологии нанесения криптограмм на денежных знаках должны быть такого уровня сложности, который практически не может быть достижим для воспроизведения в кустарных условиях. Металлические же денежные знаки фальшивомонетчикам производить невыгодно, так как издержки их производства превышают число денежных единиц, которое на них обычно указывается.

Не вполне явные обозначения на бумажных денежных знаках, подтверждающие их подлинную принадлежность к данному рынку, являются той непосредственной материальной основой, которая обусловливает выполнение бумажными денежными средствами функций денег и в первую очередь — свойства выступать средством приобретения товарных продуктов — средством отчуждения товаров. Несмотря на не вполне явный характер различных криптограмм, они должны относительно легко определяться с помощью специальных устройств, наличие которых необходимо особенно там, где расчет осуществляется преимущественно наличными денежными средствами.

Для лиц, имеющих нездоровый интерес к фальшивомонетничеству, на денежных знаках обычно предусмотрена надпись, представляющая собой, с одной стороны, объективное требование закона денежного обращения, а с другой — положение юридического порядка. Содержание надписи гласит: «Подделка билетов центрального банка преследуется по закону». В денежных знаках, произведенных фальшивомонетчиками, не содержится волевое начало государства, даже если они будут выполнены па высоком техническом уровне.

В рамках золотостандартной денежной системы на банкнотах также присутствовала надпись, свидетельствующая о том, что число денежных единиц, носителем которого они выступают, обеспечивается либо всем «достоянием страны», либо «запасами золота и прочими активами центрального банка». Теперь на денежных знаках большинства стран такая надпись отсутствует ввиду того, что денежные средства в рамках рыночного типа денежной системы уже не представляют запасы монетарного золота. Соответственно, наличные денежные средства, производимые центральным банком страны, в современных условиях уже не являются его обязательством по конвертации их в фактически имеющиеся активы. Между тем в Федеральном законе о Банке России в ст. 30 эта норма по-прежнему присутствует. Так, в данной статье прямо указано, что «банкноты и монета банка России являются безусловным обязательством Банка России и обеспечиваются всеми его активами». Эта норма закона явно противоречит как сути современной денежной системы, так и фактическому положению дел.

Если банкноты и монета Байка России обеспечиваются его активами, то спрашивается, какое количество активов приходится на 1 руб., какое количество своих активов ЦБ готов предоставить владельцу, например, 100 руб. по его требованию? Очевидно, что положительного ответа на этот вопрос не существует. Масштаб денежной единицы в условиях рыночного типа денежной системы отсутствует. Число денежных единиц в современных условиях является представителем не активов ЦБ, а вещественного содержания рынка, который как всякое органическое образование не подлежит делению на простые части. Возрастание этого числа происходит вследствие создания части национального валового дохода, а не в результате пополнения активов ЦБ. Тем более что практически центральный банк не принимает на себя обязательств частных лиц на предмет конвертации бумажных денежных средств на (в) свои активы. Но даже если предположить, что такой обмен состоялся бы, то новый владелец, например, долговых требований ЦБ, т. е. части активов ЦБ, явно не смог бы приобрести на них какой-либо интересующий его товарный продукт. Активы ЦБ не имеют свойства выступать средством присвоения товарных продуктов — средством отчуждения товаров. Такое свойство имеется только у денег. Между тем в условиях золотостандарнтой денежной системы золотые монеты или просто стандартные (и мерные) слитки золота, имевшиеся у ЦБ, такими свойствами обладали. Словом, указанная надпись, как бы опосредованно присутствующая на денежных знаках в современных условиях, повторим, находится в противоречии с сутью рыночного типа денежной системы и практическим положением дел. Поэтому ее следует упразднить.

Бумажные денежные знаки, произведенные ЦБ и выпущенные им в обращение, есть определенные документы; и как таковые они являются зарегистрированными. Их регистрация обозначается определенной серией и номером, указанными на каждом из них. Регистрируя каждый бумажный денежный знак, центральный банк, соответственно, знает, какое их количество с указанием того или иного размера номинала находится в обращении, какова покупюрная структура этих денежных средств. При выведении из обращения ветхих денежных знаков их номера вычеркиваются из реестра, и в зависимости от ситуации вместо них выпускаются денежные знаки под таким же номером, или им присваивается уже другая серия и другой номер. Такой процесс является сугубо внутренним конфиденциальным делом, во-первых, соответствующего департамента ЦБ, а, во-вторых, фабрики по производству банкнот.

Данная фабрика, независимо от того, выступает она непосредственным подразделением ЦБ или же является экономически обособленным от него лицом (государственным унитарным предприятием), песет определенные издержки по производству денежных знаков как всяких других товаров. Соответственно, каждый денежный знак имеет определенную себестоимость. Для фабрики эти денежные знаки являются обычными товарами типографского производства, от реализации которых она стремится получить доход. Поэтому к себестоимости денежных знаков фабрика добавляет еще определенную структурную часть цены и поставляет (продает) свои товары центральному банку. В нашей стране такой фабрикой является Пермская фабрика Гознака, производящая наличные денежные знаки и поставляющая их в резервные фонды территориальных расчетно-кассовых центров (ТРКЦ) Банка России. Находясь в резервных фондах, они еще не являются собственно денежными средствами. Таковыми они становятся при переходе из названных фондов в оборотные кассы ТРКЦ. Данный переход как бы оживляет их. В момент перехода из резервных фондов в оборотные кассы с внешне простыми изделиями из бумаги, хлопка, льна и некоторых других материалов (или металла) происходит некая метафизическая метаморфоза. Из простых товаров — товарных продуктов типографской фабрики (или монетного двора) они превращаются в наличные денежные средства.

Размер номинала, который был обозначен на денежных знаках, активируется, начинает как бы «светиться» и пребывать в таком состоянии до момента выведения денежных знаков из обращения по ветхости, т. е. превращения их вновь в обычную материю. Такая метаморфоза простых типографских продуктов в наличные денежные средства является наиболее интересным, т. е. наиболее прибыльным направлением экономической деятельности ЦБ в условиях существующего устройства банковской системы и понимания неолиберальной школой экономической мысли функций этого монетарного органа. Если фабрика по производству денежных знаков как обычных типографских продуктов, поставляя их центральному банку, имеет, скорее всего, средний уровень прибыльности своей деятельности, то сам ЦБ при переводе этих типографских продуктов в статус наличных денежных средств имеет прибыль, которая намного больше всякой монопольной сверхприбыли. Более выгодного дела на рынке практически не существует. Понятно, что любые критические замечания по поводу получения «сеньоража» будут восприниматься центральным банком любой страны как совершенно необоснованные. От этого дохода он никогда добровольно не откажется, даже несмотря на то, что такой вид и размер дохода вызывает на рынке инфляциию, в то время как одной из важнейших задач ЦБ является все-таки осуществление контроля над ней. Превращая типографские продукты в наличные денежные средства, ЦБ выпускает их в обращение, например, путем рефинансирования коммерческих банков. Центральный банк первым начинает оперировать произведенными наличными денежными средствами; и как таковой он выступает «банкиром» фактически «первой», а не «последней» инстанции, как его часто называет неолиберальная школа экономической мысли.

Что касается внешнего вида банкнот, то можно еще заметить, что разное число денежных единиц, указываемое на них, обычно выделяется различным цветом и изображениями. Такое выделение удобно при использовании наличных денежных средств не только для слабовидящих, но и для всех остальных физических лиц.

Поговорка «деньги любят счет» в отношении наличных денежных средств означает необходимость ведения точного учета и контроля за их движением. Формы учета и отчетности по ведению операций с наличными денежными средствами, а также требования по осуществлению кассовой дисциплины разрабатываются монетарными органами государства; прежде всего ЦБ и министерством финансов. Данные правила обязаны соблюдать все юридические лица, оперирующие наличными денежными средствами. Так, они должны иметь специально оборудованные кассы, в которых ведется строгий документооборот, отражающий движение наличных денежных средств.

При этом ЦБ устанавливает размер лимита наличных денежных средств, который может оставаться в кассах коммерческих банков, компаний отраслей национальной экономики, государственных предприятий и органов самоуправления. Средства, превышающие установленные лимиты, отраслевые компании и государственные предприятия обязаны сдавать в кассы обслуживающего их коммерческого банка; а последние, в свою очередь, обязаны сдавать их в оборотные кассы обслуживающего их ТРКЦ. Данные меры предусмотрены с целью снижения рисков при работе с наличными денежными средствами. Физическое перемещение наличных денежных средств от предприятий к банкам, от банков к ТРКЦ и в обратном направлении осуществляют специальные службы инкассации, которые могут как входить в состав банков в виде одного из структурных подразделений, так и существовать самостоятельно в виде специальных компаний, предоставляющих услуги по безопасному перемещению наличных денежных средств.

Наиболее широко наличные средства используются населением. Аналогом кассы у физического лица является кошелек. Главная инструкция по его использованию сводится к тому, чтобы человек был более внимательным в местах большого скопления народа и свел к минимуму риск утраты своей кассы (своего кошелька) со всем содержимым.

Самым большим объемом наличных денежных средств в стране располагает и оперирует государство, представленное прежде всего министерством финансов, которое реализует налоговую, бюджетную, казначейскую, а также инвестиционную политику в отношении государственных органов управления и унитарных государственных предприятий. Налоги собираются, а различные выплаты бюджетополучателям со стороны государства осуществляются во многом в наличных денежных средствах.

Организация наличного денежного обращения в условиях современного типа денежной системы предполагает следование определенным принципам. Наиболее важными из них являются следующие.

1. Дифференциация наличных денежных средств на денежные знаки как таковые и число денежных единиц, обозначенное на них; а также неукоснительное следование требованиям закона денежного обращения.

В совокупности денежные знаки и число денежных единиц, обозначенное на них, составляют наличные денежные средства (количественную определенность денег). Денежные знаки и число денежных единиц, указанное на них, хотя и находятся в единстве, но не тождественны. Производством денежных знаков занимается центральный банк, а возрастанием денег — участники экономических отношений, создающие национальный валовой доход. Соответственно, новые произведенные денежные знаки выступают как бы периферическим продолжением ЦБ, а дополнительно появившееся число денежных единиц, обозначаемое на вновь произведенных денежных знаках, находится в частной собственности и является числовым выражением определенной части возросшего вещественного содержания рынка (числовым же выражением вещественного содержания всего рынка во всем многообразии его форм является общее число денежных единиц, указанное на всех законных носителях). Число денежных единиц, обозначаемое на каждой новой партии денежных знаков, производимых ЦБ, должно определяться требованием закона денежного обращения, имманентного рыночному типу денежной системы. Как ранее было рассмотрено, данный закон предполагает и соответствующее введение в обращение вновь произведенных наличных денежных средств. Кроме того, он требует поддержания необходимой пропорции между удельным весом наличных и безналичных денежных средств в рыночном обороте, а также поддержания необходимой пропорции между величиной наличных денежных средств, находящихся во внутреннем и во внешнем рыночном обороте.

2. Оптимальная структура наличных денежных средств, распределенных по банкнотам различной величины номинала.

Решение данного вопроса находится в компетенции центрального банка, который на основании конкретных эмпирических данных должен определять, какое число денежных единиц должно быть обозначено на банкнотах с крупной величиной номинала, а какое — на банкнотах со средней и мелкой величиной номинала. Соответственно, он должен определять количество тех или иных денежных знаков, необходимых для обеспечения бесперебойности денежного обращения вообще и в наличной денежной форме в частности.

3. Рациональное распределение наличных денежных средств между регионами страны.

Очевидно, что основой для такого распределения является объем валового продукта, создаваемого в регионах страны. Исключением в этом отношении могут быть города, в которых находятся биржи и иные инфраструктурные финансовые органы национального или даже международного уровня. Поскольку функционирование таких органов предполагает обращение крупных объемов денежных средств, в том числе наличных, в таких городах должен быть относительно больший удельный вес наличных денежных средств в территориальном подразделении центрального банка, в кассах коммерческих банков, в кассах сетей розничной торговли, в кассах компаний отраслей национальной экономики.

4. Использование всеми юридическими лицами, осуществляющими в той или иной мере расчеты в наличных денежных средствах и, соответственно, ведущими кассовые операции, единых регламентирующих правил, форм учета и отчетности.

Соблюдение кассовой дисциплины не только обеспечивает порядок в движении наличных денежных средств, но и является важнейшим условием организации налоговой системы и предотвращения незаконного оборота денежных средств, полученных преступным путем. Поэтому соблюдение данного принципа имеет значение для равновесного функционирования не только национальной денежной системы, регулируемой ЦБ, но и для национальной финансовой системы, регулируемой министерством финансов, а также для других специальных финансовых ведомств государства.

Все перечисленные принципы организации наличного денежного обращения должны применяться в комплексе, дополнять друг друга и способствовать устойчивому равновесному развитию рынка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой