Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этапы формирования и отработки грамматических навыков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс обучения грамматическим навыкам характеризуется тем, что он проходит ряд этапов, каждый из которых имеет определенную задачу: 1) подготовительный этап. Ознакомление с грамматическим явлением; 2) элементарный этап. Усвоение отдельных действий по использованию грамматической конструкции; 3) совмещающий этап. Закрепление серии действий в условиях координации с другими действиями 4) этап… Читать ещё >

Этапы формирования и отработки грамматических навыков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для начала дадим определение понятиям пассивного и активного минимума знаний для учащегося. Пассивный минимум знаний необходим лишь для узнавания во время аудирования и чтения. От детей не требуется уметь воспроизводить этот материал и строить на его основе свои речевые конструкции. Активный минимум знаний представляет собой небольшой объём конкретных конструкций, которые ученик должен уметь с лёгкостью воспроизводить и использовать для построения речи. Пассивный минимум гораздо шире активного, так как включает в себя всё когда-либо услышанное и увиденное учеником на уроке и при выполнении домашних заданий, но не закреплённое специальными упражнениями, правилами и контрольными мероприятиями. Образовательные программы отбирают для активного минимума самый распространённый в изучаемом языке материал, а также устойчивые речевые конструкции, по аналогии с которыми можно строить десятки и сотни других сентенций. (Программа начального образования по английскому языку/ В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова стр. 27).

При этом процесс формирования и отработки грамматических навыков можно разделить на конкретные этапы, которые во многом обусловлены психологией учеников.

Подготовительный этап На этом этапе учитель знакомит свою аудиторию с изучаемым грамматическим явлением. Ученики понимают, что это новый, ещё не встречавшийся им материал и готовы к его внимательному изучению. При этом важно обозначить цель изучения этого явления, так как это создаёт дополнительную мотивацию для плодотворной работы, повышая интерес детей к преподаваемому материалу. Обязательным условием изучения нового грамматического явления является владение детьми базовой лексикой, которая будет заполнять грамматические конструкции. Кроме того на подготовительном этапе следует повторить уже изученный материал, плотно связанный с новой темой. При этом учителю рекомендуется чаще использовать наглядные средства предоставления материала. Ученикам на данном этапе очень нужна зрительная опора, к которой они будут обращаться на протяжении всего урока и в дальнейшем воспроизводить её зрительный образ в памяти. Такой опорой могут служить выписанные на доску примеры, карточки, слайды и пр. Показателем формирования у ученика первичного умения является его способность без ошибок воспроизвести изучаемую конструкцию по заданному образцу.

Элементарный этап На этом этапе ученикам предлагается серия простых механических упражнений, призванная закрепить в их сознании умение строить новую грамматическую конструкцию с применением разной лексики. Все упражнения сознательно ограничены рамками изучаемого языкового явления, дабы не запутать ученика в процессе обучения и не создать в его представлении об изучаемом материале лишних ошибок и несостыковок. Переходить к следующему этапу можно, когда ученики начинают более самостоятельно выбирать то, о чём они хотят говорить в отрабатываемых упражнениях, и показывают первые признаки бессознательного употребления конструкции.

Совмещающий этап На данном этапе ученики продолжают отрабатывать новое грамматическое явление, но уже в более сложных упражнениях, в которых задействуются другие, изученные ранее правила. Однообразная отработка, направленная на бессознательное запоминание явления, отходит на второй план, учитель переключает учеников на творческое восприятие материала. Этап считается освоенным после того, как дети начинают сами использовать новую грамматическую конструкцию в сочетании с другими, уже изученными средствами, применяя к этому свой творческий потенциал.

Обобщающий этап На этапе обобщения ученикам предлагается систематизировать полученные знания, закрепив их в виде таблиц и схем. При этом дети активно привлекаются к выявлению обобщений, тем самым заставляя их осваивать навык языковой дедукции, который пригодится им в дальнейшем обучении, особенно в старших классах и при самостоятельном изучении языка. На этом этапе пройденный материал анализируется и закрепляется, до учеников доводится информация о необходимом активном минимуме знаний по этой теме.

Пассивный этап Пассивный этап длится на протяжении всего дальнейшего обучения, изученное языковое явление включается в повседневную речевую деятельность и периодически повторяется в упражнениях при изучении новых тем.

В данной главе мы ознакомились с требованиями к овладению грамматикой на начальной ступени общеобразовательной школы, рассмотрели два противоположных подхода к обучению грамматике, а так же этапы первичного формирования и отработки грамматических навыков.

Грамматические навыки входят в состав всех видов речевой деятельности, поэтому их нельзя недооценивать. Грамматика имеет огромное значение при обучении и формировании практических навыков владения иностранным языком. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания происходит посредством формирования грамматических навыков. (Е. В. Томилова, Л. Д. Якунина // Молодой ученый — С. 26−27.).

Процесс обучения грамматическим навыкам характеризуется тем, что он проходит ряд этапов, каждый из которых имеет определенную задачу: 1) подготовительный этап. Ознакомление с грамматическим явлением; 2) элементарный этап. Усвоение отдельных действий по использованию грамматической конструкции; 3) совмещающий этап. Закрепление серии действий в условиях координации с другими действиями 4) этап систематизирующего обобщения. Усвоение обобщений при помощи сравнений и классификаций; 5) включение грамматических навыков в речевую деятельность.

Главная трудность в обучении грамматическим навыкам состоит в овладении действиями с отдельными фактами языка. Не стоит забывать также о том, что ученики младших классов очень энергичны и эмоциональны. Для них важно, чтобы изучаемый предмет был интересным (Еремина О.П., Ижогина Т. И. Книга для учителей английского языка к учебным пособиям для 1 и 2 классов общеобразовательной средней школы, стр. 72). Учитель иностранных языков должен суметь привить любовь к своему предмету, но порой это непросто сделать из-за сложности и сухости подаваемого материала. Именно поэтому вторую часть этой работы мы посвятили игровым методикам обучения грамматики.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой