Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Процесс проектирования логистических систем распределения продукции и услуг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В данной ситуации, учитывая интересы хозяйствующих субъектов, серьезно возрастает роль маркетинга как раздела коммерческой деятельности, связанного в первую очередь с управлением информационными потоками. Этап оптимизации логистической системы распределения продукции и услуг является непременным атрибутом функционирования ЛСРПУ. Его содержание полностью определяется тенденциями развития рынка… Читать ещё >

Процесс проектирования логистических систем распределения продукции и услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Распределением продукции и услуг понимается процесс проектирования, формирования и оптимизации микро-, мезои макрологистических систем распределения продукции и услуг и их звеньев.

Распределение как комплексную активность коммерческой логистики можно классифицировать по ряду признаков.

Для того чтобы разработать типовую структуру логистической системы распределения продукции и услуг (далее — ЛСРПУ) следует знать следующее:

  • 1) нулевым уровнем ЛСРПУ может быть как предприятие производитель, так и дилер;
  • 2) деятельность торговых посредников может контролироваться либо административными методами (как подразделения предприятия), либо финансовыми методами (через фиксирование суммы сделки);
  • 3) развитие ЛСРПУ может осуществляться как по вертикали (за счет присоединения торговых посредников более низкого порядка), так и по горизонтали (за счет увеличения ширины канала распределения); причем более приемлемым направлением является увеличение длины канала распределения;
  • 4) на структуру ЛСРПУ влияет выбранная форма движения ресурсов: складская или транзитная; преимущества и недостатки этих форм достаточно широко представлены в литературных источниках.

Выделим два классификационных признака:

  • — горизонт планирования деятельности предприятия (стратегический, оперативный);
  • — тип рынка (новый, существующий).

Исходя из этого можно выявить основные этапы функционировании ЛСРПУ, которые показаны на рисунке 3.1.

Горизонт планирования Оперативный Стратегический.

Формирование ЛСРПУ.

Проектирование ЛСРПУ.

Обеспечение деятельности ЛСРПУ.

Оптимизация ЛСРПУ.

Рисунок 3.1 — Основные этапы функционирования логистической системы распределения продукции и услуг (ЛСРПУ) Следует отметить, что одной из стадий функционирования ЛСРПУ является ее ликвидация, которая носит вынужденный характер и применяется исключительно при радикальной диверсификации деятельности предприятия.

Рассмотрим содержание представленных на рисунке 1 этапов более подробно.

Как известно, под проектированием понимается процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Обычно выделяют три этапа проектирования:

  • — предварительный этап, на котором уточняются цели и исходные данные для проектирования;
  • — этап дивергенции, связанный с критическим восприятием действительности, разрушением стереотипов, использованием весьма широких образных сравнений, крайне далеких ассоциаций; на этом этапе формируется широкий спектр различных требований к будущему объекту;
  • — этап конвергенции, имеющий приоритетной целью упорядочение и структуризацию области поиска, сокращение и отбор вариантов решений.

Проведенный анализ позволяет обосновать содержание двух основных этапов проектирования логистических систем распределения продукции и услуг (ЛСРПУ): этапа дивергенции и этапа конвергенции.

В дальнейшем на данных этапах проектирования ЛСРПУ остановимся более подробно.

На этапе формирования ЛСРПУ выполняются следующие виды работ:

  • — проведение аналитических исследований, связанных с выбором торговых и логистических посредников;
  • — оформление договоренностей о совместной деятельности с выбранными посредниками;
  • — организация технической, технологической, инвестиционной, интеллектуальной и других видов поддержки деятельности выбранных торговых и логистических посредников;
  • — организация контроля деятельности посредников и др.

Этап оптимизации логистической системы распределения продукции и услуг является непременным атрибутом функционирования ЛСРПУ. Его содержание полностью определяется тенденциями развития рынка.

Основными факторами, предопределяющими трансформацию ЛСРПУ, являются:

  • — насыщение рынка продукцией и услугами, предоставляемыми предприятием, и соответствующее удовлетворение потребностей физических и юридических лиц;
  • — обострение конкуренции на рынке, приводящее к перераспределению его долей между предприятиями, реализующими данный вид продукции и услуг;
  • — появление на рынке товаров-субститутов;
  • — кардинальные изменения комплекса маркетинга предприятия;
  • — переориентация торговых и логистических посредников на реализацию более рентабельных коммерческих проектов на рынке;
  • — появление более привлекательных в коммерческом отношении рынков или его сегментов;
  • — внедрение в коммерческую деятельность предприятий перспективных логистических технологий;
  • — введение ограничений международной торговли определенными видами продукции или услуг и др.

Следует заметить, что оптимизация ЛСРПУ может носить как реактивный, так и проактивный характер. Обычно наиболее чувствительными к изменениям на рынке звеньями ЛСРПУ являются звенья, непосредственно контактирующие с потребителями. В связи с этим предприятию или организации следует иметь эффективную систему мониторинга рынка конечных покупателей продукции и услуг. Данный аспект является наиболее актуальным для горизонтальных ЛСРПУ, в которые входят посредники, обладающие правом собственности на продукцию и услуги. Основой проектирования ЛСРПУ являются следующие этапы маркетинговых исследований:

  • — оценка состояния рынка;
  • — выявление позиции предприятия на рынке;
  • — определение потенциала предприятия в кратко и долгосрочной перспективе.

Сущность и содержание данных этапов достаточно подробно представлены в соответствующих литературных источниках, поэтому в рамках коммерческой логистики они не рассматриваются. При этом следует заметить, что процесс проектирования ЛСРПУ предприятия-лидера несколько отличается от аналогичного процесса для предприятия-последователя, поскольку лидерство на рынке имеет:

  • а) позитивные стороны, позволяющие:
    • — создать положительный имидж предприятия на рынке;
    • — осуществлять более ранние контакты с поставщиками, посредниками, финансовыми структурами и другими участниками рынка;
    • — обеспечить достаточно сильную приверженность потребителей, которые приобрели продукцию и услуги впервые у данного предприятия;
    • — действовать в условиях отсутствия конкуренции на рынке и др.;
  • б) негативные стороны, связанные с тем, что:
    • — лидерство на рынке требует дополнительных затрат ресурсов;
    • — в условиях динамичного научно-технического прогресса смена продукции (услуг) и технологий может привести к низкой окупаемости первоначальных инвестиций;
    • — приобретенные предприятием знания и навыки могут быть легко скопированы последователями;
    • — иногда потребители не сохраняют приверженности продукции и услугам предприятия-лидера и др.

Перечисленные выше особенности в дальнейшем должны учитываться не только при проектировании, но и при формировании, функционировании и оптимизации ЛСРПУ.

При определении потенциала предприятия следует принимать во внимание два основных аспекта проектирования ЛСРПУ:

  • а) отраслевой аспект, отражающий особенности распределения продукции и услуг в зависимости от следующих факторов:
    • — потребностей конечных покупателей продукции и услуг;
    • — сложившейся конъюнктуры;
    • — динамики изменения факторов внешней среды;
    • — перспектив развития спроса на конечную продукцию и услуги;
    • — уровня доходности отрасли и фазы ее развития и др.;
  • б) территориальный аспект, отражающий:
    • — удобство обслуживания потребителей;
    • — уровень экономического развития районов региона и наличие диспропорций данного развития;
    • — эффективность взаимодействия звеньев ЛСРПУ с государственными и муниципальными органами, расположенными в регионе;
    • — наличие ресурсов для создания и эффективного функционирования ЛСРПУ;
    • — возможность качественного взаимодействия элементов ЛСРПУ и др.

Анализ отраслевого и территориального аспектов способствует выявлению дополнительных факторов, учитываемых при проектировании ЛСРПУ:

  • — номенклатуры продукции и услуг;
  • — зоны их сбыта.

Фактически речь идет о том:

  • — какую часть территории может охватывать посредник;
  • —какую номенклатуру продукции и услуг он планирует реализовывать на данной территории.

В данной ситуации, учитывая интересы хозяйствующих субъектов, серьезно возрастает роль маркетинга как раздела коммерческой деятельности, связанного в первую очередь с управлением информационными потоками.

Согласование интересов предприятия и посредника может осуществляться исходя из степени совпадения их номенклатуры и территорий сбыта, как показано на рисунке 2. При этом состояние конкуренции между рассматриваемыми хозяйствующими субъектами при совпадении номенклатуры и территории является предметом отдельного рассмотрения.

Единая политика сбыта.

Согласование номенклатуры продукции и услуг.

Согласование территорий сбыта.

Согласование как номенклатуры, так и территорий сбыта.

Рисунок 3.2 — Согласование коммерческих интересов предприятия и посредника В рамках номенклатуры, на которой специализируется посредник, необходимо также учитывать размер поставки продукции и услуг, что показано на рисунке 3.

Номенклатура Узкая (n) Широкая (N).

Количество единиц в партии Малое (k).

Большое (K).

Редкие партии малого количества.

(n — k).

Частые партии малого количества.

(N — k).

Редкие партии большого количества.

(n — K).

Частые партии большого количества.

(N — K).

Рисунок 3.3 — Варианты поставок продукции и услуг, осуществляемые элементами ЛСРПУ.

  • — целесообразностью определения оптимальных размеров той или иной ЛСРПУ, что в итоге предопределяет экономичность ее функционирования;
  • — оптимизацией системы управления ЛСРПУ;
  • — унификацией применяемых в процессе распределения функций, операции, ресурсов и др.

Гомогенной системой называется система, элементы которой обладают сходством:

  • — перерабатываемых ресурсов;
  • — технологических и логистических процессов;
  • — реализуемой продукции и услуг;
  • — используемого оборудования;
  • — профессий и специальностей персонала и др.

Исходя из данного определения можно определить основные причины гетерогенности ЛСРПУ:

  • — малые партии продукции и услуг, реализуемые предприятиями, выступающими в роли дилеров на локальных территориях (сегментах рынка);
  • — реализация посредниками дополнительных партий продукции других предприятий в рамках диверсификации их деятельности;
  • — наличие разовых поставок уникальных продукции и услуг, проходящих через ограниченное количество каналов движения ресурсов;
  • — выпуск пробных партий продукции и услуг в рамках обновления номенклатуры ЛСРПУ;
  • — слияние и поглощение различных ЛСРПУ и др.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой