Процесс проектирования логистических систем распределения продукции и услуг
В данной ситуации, учитывая интересы хозяйствующих субъектов, серьезно возрастает роль маркетинга как раздела коммерческой деятельности, связанного в первую очередь с управлением информационными потоками. Этап оптимизации логистической системы распределения продукции и услуг является непременным атрибутом функционирования ЛСРПУ. Его содержание полностью определяется тенденциями развития рынка… Читать ещё >
Процесс проектирования логистических систем распределения продукции и услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Распределением продукции и услуг понимается процесс проектирования, формирования и оптимизации микро-, мезои макрологистических систем распределения продукции и услуг и их звеньев.
Распределение как комплексную активность коммерческой логистики можно классифицировать по ряду признаков.
Для того чтобы разработать типовую структуру логистической системы распределения продукции и услуг (далее — ЛСРПУ) следует знать следующее:
- 1) нулевым уровнем ЛСРПУ может быть как предприятие производитель, так и дилер;
- 2) деятельность торговых посредников может контролироваться либо административными методами (как подразделения предприятия), либо финансовыми методами (через фиксирование суммы сделки);
- 3) развитие ЛСРПУ может осуществляться как по вертикали (за счет присоединения торговых посредников более низкого порядка), так и по горизонтали (за счет увеличения ширины канала распределения); причем более приемлемым направлением является увеличение длины канала распределения;
- 4) на структуру ЛСРПУ влияет выбранная форма движения ресурсов: складская или транзитная; преимущества и недостатки этих форм достаточно широко представлены в литературных источниках.
Выделим два классификационных признака:
- — горизонт планирования деятельности предприятия (стратегический, оперативный);
- — тип рынка (новый, существующий).
Исходя из этого можно выявить основные этапы функционировании ЛСРПУ, которые показаны на рисунке 3.1.
Горизонт планирования Оперативный Стратегический.
Формирование ЛСРПУ. | Проектирование ЛСРПУ. |
Обеспечение деятельности ЛСРПУ. | Оптимизация ЛСРПУ. |
Рисунок 3.1 — Основные этапы функционирования логистической системы распределения продукции и услуг (ЛСРПУ) Следует отметить, что одной из стадий функционирования ЛСРПУ является ее ликвидация, которая носит вынужденный характер и применяется исключительно при радикальной диверсификации деятельности предприятия.
Рассмотрим содержание представленных на рисунке 1 этапов более подробно.
Как известно, под проектированием понимается процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Обычно выделяют три этапа проектирования:
- — предварительный этап, на котором уточняются цели и исходные данные для проектирования;
- — этап дивергенции, связанный с критическим восприятием действительности, разрушением стереотипов, использованием весьма широких образных сравнений, крайне далеких ассоциаций; на этом этапе формируется широкий спектр различных требований к будущему объекту;
- — этап конвергенции, имеющий приоритетной целью упорядочение и структуризацию области поиска, сокращение и отбор вариантов решений.
Проведенный анализ позволяет обосновать содержание двух основных этапов проектирования логистических систем распределения продукции и услуг (ЛСРПУ): этапа дивергенции и этапа конвергенции.
В дальнейшем на данных этапах проектирования ЛСРПУ остановимся более подробно.
На этапе формирования ЛСРПУ выполняются следующие виды работ:
- — проведение аналитических исследований, связанных с выбором торговых и логистических посредников;
- — оформление договоренностей о совместной деятельности с выбранными посредниками;
- — организация технической, технологической, инвестиционной, интеллектуальной и других видов поддержки деятельности выбранных торговых и логистических посредников;
- — организация контроля деятельности посредников и др.
Этап оптимизации логистической системы распределения продукции и услуг является непременным атрибутом функционирования ЛСРПУ. Его содержание полностью определяется тенденциями развития рынка.
Основными факторами, предопределяющими трансформацию ЛСРПУ, являются:
- — насыщение рынка продукцией и услугами, предоставляемыми предприятием, и соответствующее удовлетворение потребностей физических и юридических лиц;
- — обострение конкуренции на рынке, приводящее к перераспределению его долей между предприятиями, реализующими данный вид продукции и услуг;
- — появление на рынке товаров-субститутов;
- — кардинальные изменения комплекса маркетинга предприятия;
- — переориентация торговых и логистических посредников на реализацию более рентабельных коммерческих проектов на рынке;
- — появление более привлекательных в коммерческом отношении рынков или его сегментов;
- — внедрение в коммерческую деятельность предприятий перспективных логистических технологий;
- — введение ограничений международной торговли определенными видами продукции или услуг и др.
Следует заметить, что оптимизация ЛСРПУ может носить как реактивный, так и проактивный характер. Обычно наиболее чувствительными к изменениям на рынке звеньями ЛСРПУ являются звенья, непосредственно контактирующие с потребителями. В связи с этим предприятию или организации следует иметь эффективную систему мониторинга рынка конечных покупателей продукции и услуг. Данный аспект является наиболее актуальным для горизонтальных ЛСРПУ, в которые входят посредники, обладающие правом собственности на продукцию и услуги. Основой проектирования ЛСРПУ являются следующие этапы маркетинговых исследований:
- — оценка состояния рынка;
- — выявление позиции предприятия на рынке;
- — определение потенциала предприятия в кратко и долгосрочной перспективе.
Сущность и содержание данных этапов достаточно подробно представлены в соответствующих литературных источниках, поэтому в рамках коммерческой логистики они не рассматриваются. При этом следует заметить, что процесс проектирования ЛСРПУ предприятия-лидера несколько отличается от аналогичного процесса для предприятия-последователя, поскольку лидерство на рынке имеет:
- а) позитивные стороны, позволяющие:
- — создать положительный имидж предприятия на рынке;
- — осуществлять более ранние контакты с поставщиками, посредниками, финансовыми структурами и другими участниками рынка;
- — обеспечить достаточно сильную приверженность потребителей, которые приобрели продукцию и услуги впервые у данного предприятия;
- — действовать в условиях отсутствия конкуренции на рынке и др.;
- б) негативные стороны, связанные с тем, что:
- — лидерство на рынке требует дополнительных затрат ресурсов;
- — в условиях динамичного научно-технического прогресса смена продукции (услуг) и технологий может привести к низкой окупаемости первоначальных инвестиций;
- — приобретенные предприятием знания и навыки могут быть легко скопированы последователями;
- — иногда потребители не сохраняют приверженности продукции и услугам предприятия-лидера и др.
Перечисленные выше особенности в дальнейшем должны учитываться не только при проектировании, но и при формировании, функционировании и оптимизации ЛСРПУ.
При определении потенциала предприятия следует принимать во внимание два основных аспекта проектирования ЛСРПУ:
- а) отраслевой аспект, отражающий особенности распределения продукции и услуг в зависимости от следующих факторов:
- — потребностей конечных покупателей продукции и услуг;
- — сложившейся конъюнктуры;
- — динамики изменения факторов внешней среды;
- — перспектив развития спроса на конечную продукцию и услуги;
- — уровня доходности отрасли и фазы ее развития и др.;
- б) территориальный аспект, отражающий:
- — удобство обслуживания потребителей;
- — уровень экономического развития районов региона и наличие диспропорций данного развития;
- — эффективность взаимодействия звеньев ЛСРПУ с государственными и муниципальными органами, расположенными в регионе;
- — наличие ресурсов для создания и эффективного функционирования ЛСРПУ;
- — возможность качественного взаимодействия элементов ЛСРПУ и др.
Анализ отраслевого и территориального аспектов способствует выявлению дополнительных факторов, учитываемых при проектировании ЛСРПУ:
- — номенклатуры продукции и услуг;
- — зоны их сбыта.
Фактически речь идет о том:
- — какую часть территории может охватывать посредник;
- —какую номенклатуру продукции и услуг он планирует реализовывать на данной территории.
В данной ситуации, учитывая интересы хозяйствующих субъектов, серьезно возрастает роль маркетинга как раздела коммерческой деятельности, связанного в первую очередь с управлением информационными потоками.
Согласование интересов предприятия и посредника может осуществляться исходя из степени совпадения их номенклатуры и территорий сбыта, как показано на рисунке 2. При этом состояние конкуренции между рассматриваемыми хозяйствующими субъектами при совпадении номенклатуры и территории является предметом отдельного рассмотрения.
Единая политика сбыта. | Согласование номенклатуры продукции и услуг. |
Согласование территорий сбыта. | Согласование как номенклатуры, так и территорий сбыта. |
Рисунок 3.2 — Согласование коммерческих интересов предприятия и посредника В рамках номенклатуры, на которой специализируется посредник, необходимо также учитывать размер поставки продукции и услуг, что показано на рисунке 3.
Номенклатура Узкая (n) Широкая (N).
Количество единиц в партии Малое (k).
Большое (K).
Редкие партии малого количества. (n — k). | Частые партии малого количества. (N — k). |
Редкие партии большого количества. (n — K). | Частые партии большого количества. (N — K). |
Рисунок 3.3 — Варианты поставок продукции и услуг, осуществляемые элементами ЛСРПУ.
- — целесообразностью определения оптимальных размеров той или иной ЛСРПУ, что в итоге предопределяет экономичность ее функционирования;
- — оптимизацией системы управления ЛСРПУ;
- — унификацией применяемых в процессе распределения функций, операции, ресурсов и др.
Гомогенной системой называется система, элементы которой обладают сходством:
- — перерабатываемых ресурсов;
- — технологических и логистических процессов;
- — реализуемой продукции и услуг;
- — используемого оборудования;
- — профессий и специальностей персонала и др.
Исходя из данного определения можно определить основные причины гетерогенности ЛСРПУ:
- — малые партии продукции и услуг, реализуемые предприятиями, выступающими в роли дилеров на локальных территориях (сегментах рынка);
- — реализация посредниками дополнительных партий продукции других предприятий в рамках диверсификации их деятельности;
- — наличие разовых поставок уникальных продукции и услуг, проходящих через ограниченное количество каналов движения ресурсов;
- — выпуск пробных партий продукции и услуг в рамках обновления номенклатуры ЛСРПУ;
- — слияние и поглощение различных ЛСРПУ и др.