Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Административное судопроизводство в арбитражных судах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В арбитражных процессуальных кодексах Российской Федерации 1992 и 1995 гг. отдельные категории дел, вытекающих из административных правоотношений, лишь перечислялись как подведомственные арбитражному суду и рассматривались по правилам искового производства. В АПК РФ 2002 г. производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений… Читать ещё >

Административное судопроизводство в арбитражных судах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенности рассмотрения в арбитражных судах дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Согласно Конституции РФ арбитражные суды наряду с конституционными судами и судами общей юрисдикции осуществляют правосудие. Хотя ст. 118 не содержит в перечне видов судопроизводств арбитражного, нормы ст. 125, 127, 128 Конституции РФ подтверждают конституционность судопроизводства в арбитражных судах.

Нормативной правовой базой деятельности арбитражного суда в сфере административного судопроизводства являются:

  • Конституция РФ;
  • • международные договоры и конвенции;
  • • Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1 «О судебной системе Российской Федерации» ;
  • • Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № ФКЗ-1 «Об арбитражных судах в Российской Федерации» ;
  • • АПК РФ;
  • • Федеральный закон от 24.07.2002 № 96-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» ;
  • • Федеральный закон от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов Российской Федерации» ;
  • • Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ;
  • • НК РФ и др.

При единстве основных свойств административного судопроизводства закон предусматривает его дифференциацию в зависимости от ряда причин, включая распределение подведомственности дел, возникающих из публичных правоотношений, между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

В арбитражных процессуальных кодексах Российской Федерации 1992 и 1995 гг. отдельные категории дел, вытекающих из административных правоотношений, лишь перечислялись как подведомственные арбитражному суду и рассматривались по правилам искового производства. В АПК РФ 2002 г. производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, выделено в самостоятельный раздел; расширен круг рассматриваемых арбитражными судами дел, возникающих из административных и публичных правоотношений. Если до 2002 г. производство в арбитражных судах велось только по административно-правовым спорам, то после вступления в действие новых КоАП РФ и АПК РФ арбитражные суды начали рассматривать и дела об административных правонарушениях.

Увеличение количества дел данной категории побудило создать в арбитражных судах две коллегии: гражданско-правовую и административную. При этом по данным статистики количество дел, возникающих из административных конфликтов, превалирует над гражданско-правовыми спорами.

В настоящее время арбитражные суды рассматривают следующие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (рис. 4.8).

Категории дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваемые арбитражным судом.

Рис. 4.8. Категории дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваемые арбитражным судом.

  • • об оспаривании нормативных правовых актов[1], затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (гл. 23 АПК РФ);
  • • об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственной органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, если затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда (гл. 24 АПК РФ);
  • • об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (гл. 25 АПК РФ);
  • • о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (гл. 26 АПК РФ);
  • • другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение не отнесено к компетенции арбитражного суда.

Всем видам административного производства свойственны общие процессуальные особенности (рис. 4.9):

  • • формой обращения заинтересованного лица за защитой своих прав является заявление;
  • • объектом судебного рассмотрения являются публично-правовые отношения, которым присуще следующее:
    • — императивный характер;
    • — стороной в споре являются органы публичной власти (государственные органы, органы местного самоуправления или иные органы, имеющие публичные полномочия, их должностные лица);
  • • судом разрешается конфликт административного (публичного) характера, основанный на реализации властных полномочий органов или должностных лиц;
  • • в данном производстве не могут использоваться такие характерные для гражданского спора институты арбитражного процессуального права, как иск, встречный иск, третьи лица, договорная подсудность; дело не может быть передано на разрешение третейского суда;
  • • отказ от заявленных требований не обязателен для суда, а мировое соглашение возможно только по определенной категории дел, что свидетельствует об особенностях применения принципа диспозитивности;
  • • бремя доказывания возложено законом на административный орган, что свидетельствует об изменении содержания принципа состязательности;
  • • активная роль суда в процессе, т. е. право суда самостоятельно обеспечить доказательства, обязать явиться в судебное заседание.

Общие процессуальные особенности, присущие административному производству.

Рис. 4.9. Общие процессуальные особенности, присущие административному производству.

Подведомственность дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, как и иных экономических споров, определяется нормами ст. 29 АПК РФ.

Рассмотрение в арбитражных судах дел об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, зависит от субъектного состава конфликта и допускается лишь в случае, когда это прямо определено федеральным законом.

Порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, установлен в ст. 189 АПК РФ, где указано, что он подчиняется общим правилам искового производства (т.е. требованиям ст. 125, 128, 129, гл. 14−21 АПК РФ), но с особенностями, установленными в разд. III АПК РФ, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.

Несмотря на то что есть общие черты, присущие порядку рассмотрения всех дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, производство по каждому виду дел характеризуется специфическими особенностями, отраженными в гл. 22−26 АПК РФ (см. ст. 17, 29, 34, 52, 53 и др.).

  • [1] 15 апреля 2014 г. Государственная Дума приняла в первом чтении проект Федерального закона № 466 670−6 «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», который предусматривает изъятие из подведомственности арбитражных судов, за исключением Суда по интеллектуальным правам, дел об оспаривании нормативных правовых актов.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой