Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционные, законодательные и иные основания правового статуса органов исполнительной власти и органов местного самоуправления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целях обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти Президент РФ: может отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам; вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам до решения этого вопроса… Читать ещё >

Конституционные, законодательные и иные основания правового статуса органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В Конституции РФ закреплены основы правового статуса органов, которые осуществляют государственное и муниципальное управление: Президента РФ, Правительства РФ, органов прокуратуры, ОМСУ.

В ст. 80 Конституции РФ определено, что Президент РФ является главой государства. Он не входит ни в одну из ветвей власти, но он взаимодействует с каждой из них. Его полномочия в сфере исполнительной власти можно разделить на три группы: по формированию органов исполнительной власти; по определению основных направлений деятельности органов исполнительной власти; по обеспечению законности в деятельности органов исполнительной власти[1].

По формированию органов исполнительной власти Президент РФ имеет следующие полномочия: назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности его заместителей, федеральных министров; принимает решение об отставке Правительства РФ; может председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; руководит деятельностью силовых и правоохранительных органов; утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти; назначает на должность и освобождает от нее высшее командование Вооруженных Сил РФ.

В целях определения основных направлений деятельности органов исполнительной власти Президент РФ: обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; осуществляет руководство внешней политикой РФ; назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил РФ и др.

В целях обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти Президент РФ: может отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам; вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам до решения этого вопроса соответствующим судом; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении его от должности; назначает судей других федеральных судов и др.

Согласно ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ — высший исполнительный орган государственной власти РФ. Оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о его кандидатуре вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения этой кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Он предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности его заместителей, федеральных министров, а также определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. В случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены Президентом РФ.

Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. Оно может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.

Установлено, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ в своем постановлении, которое принимается большинством голосов от общего числа депутатов. После этого шага Государственной Думы Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы.

В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, то Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства РФ также может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если она в доверии отказывает, Президент РФ в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до формирования нового Правительства РФ.

Работа Правительства РФ осуществляется в форме проведения его заседаний, в которых участвуют заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры. Заседания должны проводиться не реже одного раза в месяц. На них могут приглашаться представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, Центрального банка РФ, иные лица.

Правительство РФ может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях. Материалы этих заседаний и принятые по этим материалам решения относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260). Правительство РФ информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых решениях.

Исключительно на заседаниях Правительства РФ:

  • — принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • — рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;
  • — устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;
  • — устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг;
  • — принимаются решения о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную Думу;
  • — рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности;
  • — рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе, при сроке возврата более двух лет;
  • — рассматриваются вопросы приобретения государством акций;
  • — рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров РФ;
  • — принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • — образуется Президиум Правительства РФ;
  • — утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;
  • — устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • — утверждается регламент Правительства РФ;
  • — утверждается положение об Аппарате Правительства РФ.

Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и других органов государственной власти. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях его Президиума.

Важно запомнить!

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ обладает широким крутом полномочий. Оно организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора, согласованному с субъектами РФ. Прокуроры субъектов РФ освобождаются от должности Президентом РФ.

Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.

Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

Глава 8 Конституции РФ раскрывает основы местного самоуправления. В ней определено, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В ее ст. 131 определено, что структура ОМСУ определяется населением самостоятельно.

Статья 132 определяет полномочия ОМСУ. Установлено, что ОМСУ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

ОМСУ могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В целях реализации данных конституционных полномочий принят Закон о местном самоуправлении. Правовые основы деятельности многих органов исполнительной власти закреплены в отдельных Федеральных законах от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 17 января 1992 г. № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации», от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», от 3 апреля.

  • 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», от 27 мая
  • 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» и др.
  • [1] Попова Н. Ф. Административное право: учебник и практикум для прикладногобакалавриата. 3-е изд., исп. и доп., 2018. С. 23.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой