Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Иные и другие права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако отсутствие в законе однозначной связи права на вознаграждение за использование служебного произведения и исключительного права не дает право утверждать, что автор (сотрудник организации, связанный трудовыми отношениями) не имеет право на получение дополнительного вознаграждения. Данные отношения характеризуются связью определенных субъектов (сотрудника и работодателя) и обязательной… Читать ещё >

Иные и другие права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В четвертой части ГК РФ указывается на существование такой категории прав, как иные и другие права. К иным относится право следования, право доступа и др. (1226 ГК РФ).

К другим правам авторского права ГК РФ относит право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства (п. 3 ст. 1255), а в рамках патентного права право на получение патента, право на вознаграждение за использование служебного изобретения, полезной модели или промышленного образца (п. 3 ст. 1345).

Из приведенной классификации видно, что такие права, как право следования и право доступа, ГК РФ одновременно относятся как к «иным», так и к «другим» правам. Кроме того, в законе используется термин «иные права» в сочетании с личными неимущественными правами (п. 2 ст. 1228 ГК РФ). В связи с этим существует мнение, что термин «иные права» можно рассматривать в качестве синонима понятия «другие права» .

Таким образом, законодатель допускает неоднозначное восприятие терминов «иные права» и «другие права»[1].

Право на вознаграждение

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.03.2009 № 5/29 указано, что право на вознаграждение за использование результата интеллектуальной деятельности (кроме права на вознаграждение за использование служебного произведения) входит в состав исключительного права.

Право на вознаграждение сохраняется у автора, исполнителя, изготовителя фонограммы, у обладателя исключительного права даже в случаях, если исключительное право ему не принадлежит, или оно существенно ограничено (например, в случаях вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, создания аудиовизуального произведения; использования фонограммы, опубликованной в коммерческих целях).

Однако отсутствие в законе однозначной связи права на вознаграждение за использование служебного произведения и исключительного права не дает право утверждать, что автор (сотрудник организации, связанный трудовыми отношениями) не имеет право на получение дополнительного вознаграждения. Данные отношения характеризуются связью определенных субъектов (сотрудника и работодателя) и обязательной процедурой вознаграждения.

Основной вопрос, который должен возникнуть — являлось ли задание служебным, т. е. входило ли оно в пределы трудовых обязанностей работника. Если такое задание работодателя в трудовые обязанности работника не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное — исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения. Однако это вознаграждение уже не будет относиться к служебному.

Право на вознаграждение за использование служебного РИД в равной мере относится и к объектам патентного права: изобретение, полезная модель или промышленный образец (п. 3 ст. 1345 ГК РФ).

Более подробно данные отношения описаны в параграфе 3.3.

Право доступа

Данное право связано только с двумя категориями РИД — произведения изобразительного искусства и произведения архитектуры (ст. 1292 ГК РФ).

Данное право регулирует отношения между авторами данных РИД и теми субъектами, которым исключительные права на данное произведение были отчуждены (правообладателями, собственниками оригинала РИД). Целью данного права является обеспечение автора произведения изобразительного искусства правом требовать у собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору. В том числе автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фотои видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное.

Гражданский кодекс РФ не относит данное право ни к исключительным, ни к личным неимущественным правам. Авторы считают, что «право доступа не является самостоятельным правом, а носит характер производного от исключительного права на воспроизведение произведения изобразительного искусства или произведения архитектуры. В этом смысле оно приобретает качество обслуживающего, акцессорного права, а следовательно, неразрывно с ним. Поэтому право доступа следует судьбе основного права, т. е. при переходе к другому лицу права на воспроизведение к нему, переходит также и право доступа»[1].

  • [1] Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. В 2 т. Т. 2. Части III, IV ГК РФ (под ред. Т. Е. Абовой, Μ. М. Богуславского, А. Г. Светланова) / Ин-т государства и права РАН. 6-е изд., перераб. и доп., 2011.
  • [2] Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. В 2 т. Т. 2. Части III, IV ГК РФ (под ред. Т. Е. Абовой, Μ. М. Богуславского, А. Г. Светланова) / Ин-т государства и права РАН. 6-е изд., перераб. и доп., 2011.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой