Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Отдельные задачи государства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общественный интерес представляет собой только то общее понятие, под которое подводятся конкретные задачи государственной деятельности, но понятие это не может само по себе дать достаточно точного представления о конкретных задачах государственной деятельности, ибо государство стремится к осуществлению совпадающих и к соглашению сталкивающихся индивидуальных и групповых целей не во всех областях… Читать ещё >

Отдельные задачи государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общественный интерес представляет собой только то общее понятие, под которое подводятся конкретные задачи государственной деятельности, но понятие это не может само по себе дать достаточно точного представления о конкретных задачах государственной деятельности, ибо государство стремится к осуществлению совпадающих и к соглашению сталкивающихся индивидуальных и групповых целей не во всех областях человеческой жизни. Во многих случаях оно предоставляет эту задачу свободной деятельности частных лиц и образуемых ими свободных союзов. Поэтому при определении целей государства нельзя останавливаться на общем понятии общественного интереса, но необходимо, сверх того, выяснить, какие именно из задач, подходящих под это понятие, преследуются государством.

Наблюдая в известных нам государствах те цели государственной деятельности, которые не сводятся к личным и классовым интересам, но являются общепризнанными и в этом смысле государственными, мы можем свести их к трем группам или к трем основным целям: 1) политической в тесном смысле этого слова; 2) правовой и 3) культурной.

1. Политическая цель заключается в сохранении и развитии самой государственной организации. Всякая государственная власть прежде всего ставит себе эту цель, подобно тому, как отдельный человек направляет свою деятельность прежде всего на самосохранение и развитие своей индивидуальности. Обозначая эту задачу названием «политической», нужно иметь в виду, что это последнее слово употребляется в различных значениях. В широком смысле политическим называется все, что относится к государству, и в этом смысле вся государственная деятельность есть деятельность политическая. Но то же слово имеет в общепринятой терминологии и более узкое значение. Когда «политику» противополагают «праву» или «политические» задачи культурным или «социальным», когда говорят о «политической полиции», «политических» преступлениях в отличие от «общей» полиции и от «уголовных» преступлений, о «политических» международных договорах в противоположность «юридическим» и «социальным», — то во всех этих случаях со словом «политический» связывается представление о деятельности государства, имеющей целью сохранение и укрепление самой государственной организации.

К области этой деятельности относится прежде всего внешняя политика государства, основной целью которой являются защита его от нападений извне, охрана его территории и прав. К этой оборонительной задаче издавна присоединялась, обыкновенно, и задача наступательная — стремление к расширению государственной территории. Но во взаимных отношениях культурных народов эта задача постепенно отступает на задний план: многие государства совершенно отказываются от завоевательных планов, другие, по крайней мере, не обнаруживают их открыто, признавая принципиально их несовместимость с совершенными представлениями о международном общении. Завоевательная политика применяется более или менее откровенно и последовательно лишь по отношению к народам, не приобщенным к европейской цивилизации.

Средствами для осуществления внешней безопасности государства являются политические трактаты и другие политические сношения государств, содержание армии и флота и, вообще, все военное дело.

Наряду с внешней безопасностью под понятие политической цели государства подходит и государственная деятельность, направленная к охране и укреплению государственной власти изнутри.

Этой цели в значительной мере служит учредительная и организационная работа, совершающаяся в государстве, т. е. та деятельность, посредством которой государство устанавливает и видоизменяет свою собственную организацию, в особенности устройство высших органов и органов общего управления. Далее, сюда же относятся и меры, принимаемые для предупреждения и отражения посягательств на государственный строй (так называемая политическая полиция). В государствах, политический строй которых не соответствует правосознанию большинства или значительных групп населения, и, в особенности, в государствах абсолютных эта последняя функция приобретает огромное значение и часто подчиняет себе все другие задачи. Но по мере национализации и демократизации государственной власти она утрачивает свое значение и отступает на задний план. Конституционный строй и демократические учреждения, приводящие организацию государственной власти в соответствие с народным правосознанием и открывающие мирные и законные пути для изменения в случае надобности этой организации, делают принудительные меры для охраны государственного строя почти излишними; потребность в них возникает лишь в исключительные моменты политической жизни. Справедливость требует, однако, заметить, что и современные демократии прибегают иногда для охраны своего государственного строя к средствам, подходящим под понятие политической полиции и нередко идущим вразрез с конституционными принципами (напр., во Франции изгнание членов царствовавших ранее династий, ограничение свободы обучения).

  • 2. Правовая цель. Государственная деятельность относится к праву двояким образом, а именно, государство: 1) охраняет существующее право путем организованного принуждения; 2) устанавливает (или формулирует установленное общественным признанием) право путем законодательства. Некоторые писатели подводят обе эти функции под понятие правовой цели. Но в этом заключается логическая ошибка, смешение форм государственной деятельности с ее целями. Установление нового права, т. е. законодательство, в большей своей части не подходит под понятие правовой цели, оно, с точки зрения государства, является лишь средством, при помощи которого государство осуществляет самые разнообразные цели — и политические, и юридические, и культурно-экономические. Правовую цель, в собственном смысле, государственная власть преследует лишь тогда, когда она ставит своей задачей принудительную охрану права или, что-то же, охрану внутреннего порядка в среде членов общежития. Эта задача, которая на первоначальных стадиях общественного развития выполнялась не только государством, но также другими организациями и частными лицами, в настоящее время составляет исключительную «монополию» государства. Она осуществляется прежде всего судебной деятельностью государства, но той же цели служат некоторые отрасли и правительственной деятельности (так называемая общая полиция), а также и законодательство, поскольку оно создает юридические нормы, служащие к охране других норм (законодательство, регулирующее устройство и деятельность судебных учреждений и общей полиции).
  • 3. Культурная цель. В некоторые эпохи человеческой истории (напр., в Средние века) деятельность государства сводилась почти исключительно к двум указанным выше целям: внешней защите и охране внутреннего порядка. Но именно деятельность в этом направлении приводит государственную власть к осуществлению других задач, которые первоначально рассматриваются лишь как средства к лучшему достижению политических и правовых целей, но впоследствии приобретают самостоятельное значение. Так, напр., забота о развитии военного могущества страны приводит к сознанию необходимости устройства и улучшения путей сообщения; изыскание средств, необходимых для содержания армии, побуждает заботиться о подъеме экономического благосостояния населения; ведя борьбу с преступлениями, носители государственной власти постепенно приходят к сознанию, что для этой цели нельзя ограничиваться одними репрессиями, но необходимо и принять меры к распространению в народе просвещения. С течением времени эти сначала лишь попутно осуществляемые культурные задачи становятся сами по себе целями государственной деятельности. В настоящее время граждане ждут и требуют от государственной власти не только внешней защиты и охраны внутреннего порядка, но и широкого содействия их материальному и духовному благосостоянию и развитию, и всякое государство в той или иной мере действует в этом направлении, заботясь о развитии земледелия, промышленности, торговли, об организации кредита и страхования, об устройстве и улучшении путей сообщения, об охране народного здравия, о народном просвещении и т. д., создавая для этих задач специальные органы и объединяя их под руководством высших центральных учреждений (каковы министерства путей сообщения, земледелия, торговли и промышленности, народного просвещения, а также вновь учрежденное в некоторых государствах министерство труда)[1]. Эта культурно-экономическая сфера деятельности государства существенно отличается от политической и правоохранительной тем, что в двух последних областях государство действует исключительно, здесь же оно лишь содействует частным лицам и образуемым ими союзам. Культурноэкономическое преуспевание народа создается прежде всего частной и общественной деятельностью, государственная власть играет здесь только регулирующую и дополняющую роль. Отсюда возникает вопрос о том, до каких границ должно простираться вмешательство государства в культурно-экономическую жизнь народа, какие именно функции оно должно брать на себя и какие предоставлять частным лицам и их союзам.
  • [1] Постепенное выделение культурно-экономических целей из политических в самостоятельные задачи весьма наглядно обнаруживается в истории русских министерств. Так, напр., из министерства государственных имуществ образовалось министерствоземледелия, позднее преобразованное в главное управление землеустройства. Из министерства финансов выделилось не так давно министерство торговли и промышленности.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой