Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правительство. 
Конституционное право зарубежных стран. 
Особенная часть

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Должность первого министра появилась в результате ряда конституционных соглашений. Ее возникновение обычно относят к 1721 г., но в законе она впервые вскользь была упомянута только в 1917 г. В Акте о Министрах короны 1937 г. премьер был отмечен более определенно — ему было назначено денежное содержание (10 тыс. ф. ст.), однако не только как премьеру, но и как первому лорду казначейства Наиболее… Читать ещё >

Правительство. Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Традиционно главой правительства Великобритании считается монарх, однако, как мы уже знаем, его реальная роль не более чем церемониальная. Формирование правительства начинается с назначения монархом премьер-министра, которому поручается представить список министров. Формально король свободен в выборе кандидата на этот ключевой в системе государственного управления пост, однако на деле его выбор предопределен из-за существования жесткой двухпартийной системы. Так как у победившей на выборах партии есть признанный лидер, пост главы правительства монарх вынужден автоматически предлагать именно ему.

Должность первого министра появилась в результате ряда конституционных соглашений. Ее возникновение обычно относят к 1721 г., но в законе она впервые вскользь была упомянута только в 1917 г. В Акте о Министрах короны 1937 г. премьер был отмечен более определенно — ему было назначено денежное содержание (10 тыс. ф. ст.), однако не только как премьеру, но и как первому лорду казначейства Наиболее важные и влиятельные члены правительства образуют узкую коллегию — Кабинет министров (примерно 25 человек), решающий вопросы оперативного управления.

Срок полномочий премьер-министра традиционно совпадает со сроком полномочий Палаты общин.

По представлению премьер-министра королева назначает министров. К ней же премьер-министр обращается с прошением о роспуске парламента. Согласно конституционному обычаю королева обязана в таком случае распустить парламент (т.е. фактически парламент распускается, но решению правительства и премьер-министра).

Единообразной процедуры выдвижения главы правительства нет, но в XIX в. премьер чаще всего назначался в результате закулисных переговоров лидеров парламентского большинства. Затем стали проводиться его выборы всей парламентской фракцией, а в последнее время — партийными съездами. Новый порядок обеспечивает лидеру партии значительную независимость от других партийных вождей. Вместе с тем глава правительства далеко не всесилен. Его статус не определен законом, поэтому реальный ресурс власти зависит от личного авторитета главы правительства, от степени единства партии и т. д. Обычно премьер сталкивается и в кабинете, и в партии с определенной оппозицией.

Вновь назначенный премьер подает монарху список министров. Формально он только рекомендует их, но по обычаю король не должен возражать. Формирование правительства происходит быстро, чему способствует наличие у победившей оппозиционной партии «теневого кабинета». Однако премьер нс считается связанным его составом и вполне свободен в выборе министров, естественно, с учетом внутрипартийных отношений. В процессе формирования правительства должностная квалификация не считается решающим критерием. Министры — профессиональные политики, поэтому министром финансов далеко не всегда становится бывший финансист, иностранных дел — дипломат, военным — офицер и т. д. Достаточно часто случается, что один и тот же человек занимает различные министерские посты в составе данного кабинета. В среднем министр руководит департаментом менее двух с половиной лет. В результате, по словам одного из исследователей, «немногие министры приносят в департаменты необходимые знания, немногие остаются там достаточно долго, чтобы их получить» .

При составлении правительства учитываются иные факторы. Прежде всего здесь должны быть представлены основные внутрипартийные группировки, а также основные регионы. Ряд мест резервируется за лордами, которые должны будут представлять правительство в верхней палате. Канцлер казначейства и другие высшие финансовые руководители должны принадлежать к нижней палате.

Пояснение

Правительство как собрание министров сформировалось в недрах королевского Тайного совета, который сохраняется и сейчас. Решения правительства чаще всего оформляются как «приказ короны в совете». Считается, что совет продолжает осуществлять функции консультационного органа при монархе, помогая ему управлять государством. Поэтому и собирается он обычно в королевской резиденции — Букингемском дворце. Но так как монарх руководит государством только формально, в подобных консультациях реально нет нужды.

В состав правительства входят следующие лица.

Государственные секретари. Это собственно министры, руководители самостоятельных ведомств — департаментов (офисов). Государственный секретарь — самое старое наименование высших административных чинов. Некоторые министры данного ранга имеют старинные титулы членов Тайного совета: канцлер казначейства (министр финансов), лорд-канцлер (министр юстиции).

Вышеперечисленные члены правительства относятся к разряду полных, или старших, министров. Многие из них входят в состав кабинета.

Не меньшим влиянием в правительстве обладают генеральный атторней и его заместитель — генеральный солиситор. Они являются высшими юридическими советниками правительства, исполняют некоторые функции, свойственные в других странах прокурорам, а также представляют в суде корону в случае предъявления к ней иска; считаются практикующими юристами и, будучи членами парламента, не могут входить в кабинет.

Различные категории младших министров в составе правительства не имеют собственных дискреционных полномочий:

  • государственные министры — заместители «настоящих» министров, руководящие крупными подразделениями правительственного ведомства;
  • парламентские секретари и помощники старших министров (подсекретари) — руководители определенного направления в министерстве либо молодые политики, проходящие своеобразную стажировку в департаменте.

До 1908 г. члены парламента не получали содержания, а министры оплачивались из королевской казны в качестве «слуг короны». Теперь министры получают заработную плату одновременно и в своем качестве, и в качестве парламентариев.

Заседания кабинета обычно проходят раз в неделю, при необходимости — чаще. Обычно после свободного обмена мнениями итог им подводит премьер-министр, принимающий окончательное решение. Он не считает себя связанным мнениями, высказанными членами кабинета. На деятельности последнего, как и на деятельности правительства в целом, сказываются традиции Тайного совета. Она носит закрытый характер. Заседания не стенографируются, иногда и не протоколируются, министры обязуются не разглашать сведений о его работе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой