Модель российского менеджмента: человек как ресурс
Основная особенность российского менеджмента — это высокая скорость протекания социально-экономических, политических и других процессов, которые определяют среду существования российского менеджмента. Существует комплекс факторов, которые затрудняют и благоприятствуют укреплению менеджмента в России. Также имеется культурная среда и особенность общественного сознания. Благодаря воздействию… Читать ещё >
Модель российского менеджмента: человек как ресурс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Российская модель управления основывается на системе ценностных ориентиров народа, вытекающих из духовности, традиций, культуры и языка. Философия построения и организации функционирования систем управления обязательно должна исходить из такого фундаментального принципа, как интеграция народа.
Основы философии управления в значительной степени сосредотачиваются и формализуются в категориях базовых институтов и в институциональных матрицах организации жизнедеятельности государства.
Институциональная матрица — это устойчивая, исторически сложившаяся система базовых институтов, которые регулируют взаимосвязанное функционирование основных общественных сфер, включая экономику, политику, идеологию. Институциональная матрица обладает одним существенным свойством: она постоянно воспроизводится и составляет базис меняющихся эмпирических состояний конкретного общества.
В настоящее время выделяются два основных типа институциональных матриц: «Восточный» и «Западный». В основе их различия лежит разделение общественных свойств материально-технологической среды. Для «Восточного» типа, к которому относится Россия, характерна коммунальность, а для «Западного», к которому можно отнести США, — некоммунальность.
Коммунальность материально-технологической среды — это использование данной среды как единой нерасчлененной системы: обособление одной из частей грозит распадом всей системы. Соответственно, некоммунальность означает технологическую обособленность важнейших элементов материальной инфраструктуры и связанную с этим возможность их самостоятельного функционирования и частного использования.
В русском управлении доминирует идеология целей над ресурсами. За короткий промежуток времени хочется достигнуть многого, опередить конкурентов. Но ресурсы — это своего рода ограничители любой цели и задачи. Чтобы выполнять реальные цели, нужно считаться с имеющимися ресурсами. В свою очередь, чтобы ресурсов становилось больше, необходимо обеспечивать достижение реальных целей. То есть это настолько взаимосвязанный процесс, что процесс управления происходит относительно определения целей и увязки их с ресурсами.
Исходя из вышесказанного, можно выделить девять правил, которые можно принять как руководство к действию в компаниях, фирмах и организациях любого рода деятельности в современной России [9]. Данные правила приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 — Девять правил как руководство к действию в компаниях современной России.
Название правила. | Краткая характеристика. |
Перекрестное использование персонала. | Ведущие специалисты становятся на время агентами по сбыту или продавцами, то есть периодически обязательно лично обслуживают клиентов. Цель: непосредственно ощутить запросы потребителей и проверить, как эти запросы выполняются. |
Использование человеческого фактора. | Девиз подобных компаний: «Сначала мы делаем людей, а уже потом — продукцию!». Служащие должны знать об итогах деятельности своего предприятия, о своем личном вкладе. Их допускают к обсуждению дел в компании, даже если приходится жертвовать коммерческой тайной. Считается, что лучше допустить частичную утечку информации, но зато вовлечь собственный персонал в дела фирмы. |
Лаконичность документов. | Объем даже очень важных служебных записок должен быть не более 1 страницы. Предельное сокращение внутрифирменной отчетности. |
Система временных оперативных рабочих групп для решения конкретных задач. | Обычно в подобные группы входит около 7 человек. В них нередко включаются руководители высокого ранга (а не их заместители). Поскольку эти люди очень занятые, появляется еще один стимул работать быстро. Цель: выдать решение проблемы. Приоритет отдается эксперименту перед рассуждениями и прогнозами. |
Инициатива и предприимчивость. | Решая, запускать в производство то или иное изделие, руководство учитывает, есть ли лично увлеченный сторонник новинки. Существует презумпция невиновности новатора: если кто-то хочет забраковать какой-то проект, то не автор должен доказывать, что идея хороша, а тот, кто выступает против новинки, доказывая ее несостоятельность. |
Терпимое отношение к неудачам. | Даже если поисковая группа не добилась успеха, и ее распустили, энтузиаста все равно будут подталкивать к продолжению работы, иногда вместе с помощником. |
Личный контакт с каждым подчиненным. | Хорошие компании намеренно стимулируют неформальное общение своих служащих. На заседаниях общение бывает очень раскованное, никто не боится высказаться. Некоторые образцовые компании вместо лифтов устанавливают эскалаторы, чтобы работники чаще встречались и общались друг с другом и т. д. |
Важна производительность труда «белых воротничков». | Особенно важно за ней следить в период становления компании или новой отрасли промышленности. В быстрорастущем производстве число «синих воротничков» растет пропорционально объему производства, а численность «белых воротничков» должна увеличиться в 2 раза медленнее, иначе компания быстро потеряет конкурентоспособность. Потеря производительности труда «белых воротничков» — это первый и наиболее достоверный признак кризиса роста. |
Никакой дискриминации в отношении служащих. | Нередко используется так называемый принцип «естественного изнашивания». Его суть в том, чтобы не спешить заполнять вакансии, возникшие вследствие естественных причин (отставка, выход на пенсию и др.). Через некоторое время может обнаружиться, что многие из этих вакантных мест безболезненно вообще могут быть ликвидированы за ненадобностью. Таким методом удается сократить не только отдельные должности, но и целые уровни управления. |
Как и любая другая модель управления российская модель менеджмента имеет свои признаки. Данные признаки русского стиля менеджмента можно показать в виде схемы (рис. 1.2):
Рис. 1.2. Признаки российской модели менеджмента
Основная особенность российского менеджмента — это высокая скорость протекания социально-экономических, политических и других процессов, которые определяют среду существования российского менеджмента. Существует комплекс факторов, которые затрудняют и благоприятствуют укреплению менеджмента в России. Также имеется культурная среда и особенность общественного сознания. Благодаря воздействию факторов внутренней и внешней среды российский менеджмент приобрел специфические черты. В настоящее время Россия находится на «догоняющей» стадии и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента.