Авторские технологии проблемно-творческого обучения
Необходимо отметить, что, начиная с дневников музыкальных наблюдений, открывается моя творческая лаборатория, ведущая к реализации метода проблемно-творческого обучения учащихся старших классов. Несколько раз до использования данной программы в педагогической практике, «рабочие тетради» откладывались в сторону за неимением уверенности в побуждении достаточного интереса учащихся к приведенным… Читать ещё >
Авторские технологии проблемно-творческого обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Необходимо отметить, что, начиная с дневников музыкальных наблюдений, открывается моя творческая лаборатория, ведущая к реализации метода проблемно-творческого обучения учащихся старших классов. Несколько раз до использования данной программы в педагогической практике, «рабочие тетради» откладывались в сторону за неимением уверенности в побуждении достаточного интереса учащихся к приведенным в них заданиям либо недостаточности багажа их знаний. Опасения подтвердились, и именно они послужили толчком к творческому подходу в использовании дневников музыкальных наблюдений (размышлений) на уроках и в самостоятельной деятельности учащихся. Вот ряд примеров творческих заданий вспомогательного характера, разработанных в соответствии с проблемными ситуациями музыкальных дневников:
Задание: Из перечисленных произведений на странице 3 дневника музыкальных размышлений составить афишу: 1 отделение «Музыка зарубежных композиторов», 2 отделение «Шедевры оперной и балетной музыки» .
- * Обрати внимание, для начала необходимо вставить пропущенные слова (опера, балет, соответствующие инициалы или слова из названий произведений).
- — Ф. Шуберт. «Лесной …» ;
- — Н. Римский-… Окиан-море синее. Вступление к … «Садко» ;
- — Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. 1 часть. «… «;
- — П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «…года» ;
- — Ж. Бизе. Марш тореадора. Из … «Кармен» ;
- — Р. Вагнер. Антракт к 3 действию. Из … «Лоэнгрин» ;
- — В. А. … Реквием. Лакримоза;
- — М. Глинка. Венецианская ночь;
- — Н. Римский-… Полет шмеля. Из оперы «Сказка о … … «;
- — И. С. Бах. Скерцо. Из сюиты № 2 для оркестра;
- — С. Рахманинов. Весенние воды;
- — И. Штраус. Сказки венского … ;
- — Дж. Россини. Неаполитанская тарантелла;
- — К. Дебюсси. Сирены. Из симфонического цикла «Ноктюрны» ;
- — М. Глинка. Мазурка. Из … «Жизнь за … «.
Задание. По схеме анализа музыкальных произведений напиши рассказ о своем любимом произведении.
- 1. Название и автор произведения;
- 2. когда и где слышал его впервые;
- 3. к какому жанру можно отнести это произведение (песне, танцу, маршу, музыкальной картине, музыкальному рассказу, музыкальному раздумью, музыкальному роману, повести и т. д.);
- 4. характер музыки;
- 5. меняется ли его настроение;
- 6. Если настроение меняется, в какой форме написано произведение (двухчастной трехчастной, в форме рондо, вариаций, куплетной, куплет-припев, сонатного аллегро: экспозиция-разработка-реприза);
- 7. Опиши настроение и характер каждой части с помощью средств музыкальной выразительности (каковы: темп, динамика, лад, мелодия, ритм, гармония, тембры музыкальных инструментов или голосов, фактура, есть ли элементы полифонии и что это выражает);
- 8. с каким образом или образами можно связать звучание этого музыкального произведения.
Тема: «О чем „рассказывает“ музыкальный жанр» .
Задание. Из ниже приведенных примеров выбери и выпиши:
- а) два танцевальных жанра, соответствующих изображенным рисункам в дневнике музыкальных размышлений;
- б) названия музыкальных произведений, в которых композиторы обращались к этим жанрам;
- в) жизненное содержание, с которым связывались эти жанры.
Примеры:
- а) мазурка, полонез, краковяк, вальс, плясовая, хоровод, менуэт, марш;
- б) — П. Чайковский. Марш. Из балета «Щелкунчик» ;
- — Ф. Шопен. Полонез ля бемоль мажор;
- — М. Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя» ;
- — П. Чайковский. Вальс. Из оперы «Евгений Онегин» ;
- — Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня Садко. Из оперы «Садко» ;
- — М. Глинка. Полонез. Из оперы «Жизнь за царя» ;
- — М. Глинка. Краковяк. Из оперы «Жизнь за царя»
- — Н. Римский-Корсаков. Хороводная из оперы «Снегурочка» ;
- — Е. Адлер. Песня менуэта;
- — П. Чайковский. Хороводная из оперы «Евгений Онегтн» ;
- в) — содержание этого жанра связывалось с тем, чтобы показать торжественное шествие кавалеров и дам былых времен, важный и блестящий характер танца предполагает открытие бала и подчеркивает национальный колорит польского народа;
- — данный жанр тесным образом связан с жизненным укладом простого русского народа и в произведениях композиторов служит определенной цели, показать национальные обычаи различных праздников и гуляний.
Названия: — «Оград бесконечный ряд…» ;
- — «Кот Матрос» ;
- — «Первая утрата» ;
- — «Игра воды» ;
- — Октябрь. «Осенняя песнь» .
Авторы: — П. Чайковский;
- — К. Дебюсси;
- — Р. Шуман;
- — М. Равель;
- — М. Мусоргский.
Образные определения: — кружевная, легкая, воздушная, движущаяся;
- — горечь, сожаление, жалоба, одиночество;
- — взволнованная, испуганная, торопливая, гневная;
- — грустная, печальная, осенняя, плачущая;
- — переливчатая, бегущая, играющая, журчащая.
- — Е. Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» ;
- — М. Равель. «Игра воды» ;
- — П. Чайковский. Октябрь. «Осенняя песнь»
- — И. Стравинский. Русская. Из балета «Петрушка» ;
- — М. Глинка. «Жаворонок» ;
- — В. А. Моцарт «Симфония № 40» ;
- — Е. Крылатов. «Крылатые качели» ;
- — Р. Шуман. «Первая утрата» ;
- — М. Таривердиев. «Маленький принц»
- — К. Глюк. «Жалоба Эвридики» ;
- — Ф. Шуберт. В путь. Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» .
Тема: «Мелодия» .
Задание: Из ниже приведенных примеров выбери и перечисли несколько произведений, в которых господствует мелодия. Каков характер этих произведений?
- — «Серенада» Ф. Шуберта:
- — «Танец с саблями» А. Хачатуряна;
- — Жалоба Эвридики. Из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка;
- — Апрель. «Подснежник» П. Чайковского;
- — «Болеро» М. Равеля;
- — «Неаполитанская тарантелла» Дж. Россини;
- — «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта.
- 5 класс. Тема: «Песня»
Задание: Продолжи рассказ о том., почему одни песни забываются сразу, а некоторые остаются в памяти на всю жизнь?
- — Бывает, мы слышем песни, которые забываются сразу. Наверное, это потому…(продолжить)
- — А есть песни, которые остаются в памяти на всю жизнь. Эти песни…(продолжить)
Организация проблемного обучения на уроках музыки возможна на различных его этапах. Привлечение учащихся к самостоятельному поиску новых знаний в начале урока способствует вовлечению личности школьника в мыслительный процесс с первых минут занятия. В этом случае следует сделать так, чтобы вскрыть противоречие между имеющимся музыкальным опытом ученика и новыми музыкальными явлениями, с которыми он должен познакомиться. Подобную проблемную ситуацию можно организовать так:
Рассказ учителя. Проблемная ситуация:
Недавно я заходила в «Дом композиторов» к одному очень хорошо знакомому мне музыканту и попросила его аранжировать один из куплетов знакомой нам песни, чтобы с помощью музыкального языка разнообразить ее звучание и ярче подчеркнуть содержание поэтического текста.
Вернувшись домой, я тут же села за инструмент и, чтобы уяснить, в каком куплете и какие дополнения внес композитор, с большим интересом стала играть. Песня прозвучала так (исполнение партитуры на инструменте).
Я осталась довольна и про себя отметила: «не зря я заходила в «Дом композиторов» !А вы, ребята, услышали, в каком куплете, какие изменения и дополнения внес композитор? (Ответы учащихся, работа над новой интерпретацией песни «Осень» Ю. Чичкова в авторской обработке a capella).
Проблемную ситуацию на уроке можно варьировать самыми различными способами (от побуждения к серьезной мыслительной деятельности к вовлечению в проблемно-игровую деятельность). Например, на основе имеющихся знаний о тембрах мужских и женских голосов, отгадать загадки и показать их регистровое отличие. [34].
Физкультминутка «Назови и покажи» (один ученик отвечает на двустишия-загадки, остальные показывают в движении: высокий голос — поднимаются на носочки, низкий — приседают на корточки, средний — садятся на стулья).
Загадки: Ж.г. Птица нам запела рано тонким голосом…(сопрано) Поет ниже, чем сопрано женщина…(меццо-сопрано) Звучит низко нам понятно женский голос…(контральто) М.г. Зарычал медведь у нас значит это голос…(бас) Выше баса звучит он мужской голос…(баритон) Высоко звучит, наверно, не бас, не баритон, а…(тенор).
Любая проблемная ситуация, на каком этапе она бы не создавалась, должна увлечь и захватить ученика языком музыки. В некоторых случаях такого проблемного обучения огромную роль играет слово учителя, подводящее и побуждающее к желанию вникнуть, прочувствовать, понять и поразмыслить над прослушанным произведением.
" Слеза" М. Мусоргского — слушание, расширение знаний.
Учитель: Бывает так, что музыка не только может передать содержание какого-либо поэтического текста, но может продолжить и расширить его мысль в тот момент, когда заканчиваются слова.
Всего лишь несколько слов, а дальше Мельканье бегущих по клавишам рук, Невидимых струн рокотанье И за звуком взлетающий звук.
Сейчас я вам исполню пьесу М. Мусоргского «Слеза». Говорят, что бывают слезы печали — это слезы обиды, тоски, потери, скорби и бывают слезы счастья — это слезы радости, восторга, восхищения. О каких же слезах продолжит музыка разговор после следующего эпиграфа? О слезах счастья или печали, а может и о тех и о других?
" Слезы людские, о слезы людские, Льетесь вы ранней и поздней порой…
Льетесь безвестные, льетесь незримые, Неистощимые, неисчислимые;
Льетесь как льются струи дождевые В осень глухую, порою ночной" (исполнение пьесы на фортепиано).
Домашнеезадание: сочинить рассказ о том какие слезы вы услышали в пьесе и с чем это связано Огромным толчком к вовлечению учащихся в проблемно-поисковую работу может послужить пример творчества самого учителя:
Учитель: Есть произведения композиторов, которые не в первый раз тобой прослушанные, вдруг совершенно по-новому воздействуя на тебя, вдохновляют на то, чем ты раньше, может быть, не занимался совсем. Я хочу сказать о стихотворном творчестве. Попытайтесь, пожалуйста, вспомнить автора и название произведения под впечатлением которого у меня родились такие строки:
Чтение стихотворения.
Еще все дремлет, И только солнце украдкой, тихо Встает всех раньше.
Ведь утро, И пора проснуться цветам Раскрыть изящно лепестки свои…
Конечно! Утро! И солнце выше, все выше, ярче!
И прекрасней нет сплетенья чувств!
Вопрос: Какие выразительные средства, объединившие музыку и поэзию, помогли вам вспомнить это произведение? (Высказывания учащихся о выразительных средствах музыки и поэзии, проведение параллели).
Учебная проблема, предполагающая поисковую деятельность, наиболее успешно решается в условиях групповой, коллективной работы, помогая преодолевать субъективизм во вкусовых оценках, формирует умение сотрудничать с другими членами классного коллектива. С. Т. Шацкий желал учителям, чтобы в своих вопросах они учитывали потребность ученика поделиться своим мнением, высказать собственное отношение к произведению, событию, факту.
Ярким примером данной мысли может служить «проблемное» обсуждение интерпретации разучиваемого хорового произведения. «Что поневоле утратилось в знаках из вдохновения композитора, то должно быть восстановлено при посредстве самого исполнителя» , — говорил известный артист и педагог Ферруччо Бузони. Обсуждение на уроке возможных вариантов исполнения делает школьников в определенной мере сопричастными к сочинению музыки. Процесс разучивания песни — это от начала и до конца творческий, осмысленный, музыкально-эстетический процесс. Поиски возможных вариантов исполнения отдельных куплетов и произведения в целом могут иметь форму свободного высказывания мнений, конкурса на лучшую интерпретацию.
Проблемные ситуации :
Задание 1.
Какие человеческие качества, переданные в песне «Мы дружим с музыкой» Й. Гайдна, помогают нам понять это музыкальное произведение? Ответ на вопрос найдите в словах песни. Подберите динамические оттенки, наиболее точно передающие, на ваш взгляд, изменение интонаций в музыке и поэтическом тексте, постарайтесь обосновать свой ответ. Продумайте план исполнения песни: выделение наиболее динамически ярких музыкальных интонаций, кульминаций в куплетах, темповых изменений. (Исполнение песни в соответствии с составленной интерпретацией учащихся). [35].
Задание 2.
Какая линия (линии) по своему графическому изображению близка мелодии I и II голосов песни «Уж ты зимушка-зима»? Попытайтесь это определить по нотной записи и передать предполагаемый (ые) вариант (ы) в пении. Из пропетых вами вариантов, выберите соответствующие авторской трактовке.