Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие случайного в философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Модальность — одна из основных языковых категорий, оно носит универсальный характер. На настоящий момент понятием «модальность» оперируют такие отрасли знания как логика, лингвистика, философия, психологии. В логике модальность рассматривается как контекстуальная характеристика высказывания, выражающаяся при помощи определённых конструкций. В лингвистике — как функционально-семантическое понятие… Читать ещё >

Понятие случайного в философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают такие категории как необходимое и случайное. В этих концепциях детерминизма предлагается определения необходимого, случайного и характер их взаимной связи.

Случайности в науке философия принято классифицировать на два вида. Первый вид — случайности, богатые возможностями и дающие начало направленной эволюции объ-ектов, находящихся в системе. Они лежат в основе процессов развития, возникновения нового в окружающем мире. Здесь необходимость получает своё начало из случайности, на ее фундаменте, как итог исходного стечения обстоятельств. Этот вид случайности характеризуется развитием как появлением внезапно, самые переломные, революционные моменты, поворотные пункты преобразования во что-то новое. Например, у общества таковые моменты истории есть несколько возможностей в отношении последующего развития. Какая из них будет воплощена в жизнь, зависит от случайного стечения имеющихся обстоятельств. Этот вид случайности помогает построению закономерностей, последующего развития социума. Ко второму виду относятся случайности, которые сопровождают любой направленный процесс трансформации, когда направленность уже стала явной.

Философия рассматривает категорию случайного неразрывно с категорией возможности. Возможность есть совокупность, объединяющая случайность, вероятность, необходимость, свободу. 5,138] Случайность и необходимость являются противоположными сторонами или видами категории возможного. Вероятность по своей сути — промежуточная категория, которая осуществляет плавный переход от случайного к необходимому. Меньшая вероятность стоит рядом со случайностью; большая вероятность рядом с необходимостью. Случайность — это индивидуальная, единичная возможность, являющаяся одной из возможностей.

Необходимость — это всеобщая возможность, которая исключает все остальные возможности. Если сама случайность предопределяет разнообразие возможного, а необходимость предопределяет единство, то свобода является единством возможностей в их большом количестве или определённое количество возможностей в их единстве. Случайность — может существовать таким образом, а может и совсем по-иному, в том числе до наоборот. Случайность, другим словом, является различием и противоположностью, воплощенными в возможностях, «существующих» как возможности. Необходимость может быть только таким образом и никак иначе. Необходимость — это равенство, реализованное в возможности, являющееся возможностью.

Вероятность может быть таким образом, а может быть и другим образом. Случайность представляет собой возможность, выраженную во вне; ей соответствует противоречие, являющееся внешним. Внутренняя возможность — это необходимость; внутреннее противоречие ей соответствует. Вероятность является промежуточной возможностью; промежуточное противоречие ей соответствует.

В области действительности, со случайным связано явление, с необходимостью связан закон, с вероятностью связан статистический закон, со свободой связано существующее. Если рассматривать случайное и необходимое с позиции вероятного, случайное можно рассматривать как вероятное, приближающуюся к нулю, а необходимое в свою очередь как вероятное, приближающееся к единице.

Таким образом, вероятность как возможность между случайным и необходимым находится в промежутке значений от близкого к нулю до близкого к единице. Случайное постепенно трансформируется в вероятное. В точке трансформации случайное имеет статистический характер; оно является статистической случайностью (данная случайность рассматривается как предмет математической статистики, теории).

Приведём в пример различные теории в понимании философов различных школ. Демокрит являлся сторонником крайнего детерминизма переходящего в фатализм. Он отождествлял причинную обусловленность явлений и необходимость. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании в силу необходимости. Случайность — это неизвестная человеческую разуму причина, и древние, в наведении истинных причин явлений, приписывали их или судьбе, или богам, когда эти явления представлялись им грозными и величественными. Бесконечная цепь причин и следствий создает, по Демокриту, неотвратимую необходимость.

Признание случайности в учении Эпикура направлено против идеи господства в человеческой судьбе Рока, идеи предопределения всего устройства жизни Вселенной. Оно имело цель освободить людей от чувства обреченности и привести к одному из важнейших понятий его этики — понятию свободы.

Модальность — одна из основных языковых категорий, оно носит универсальный характер. На настоящий момент понятием «модальность» оперируют такие отрасли знания как логика, лингвистика, философия, психологии. В логике модальность рассматривается как контекстуальная характеристика высказывания, выражающаяся при помощи определённых конструкций. В лингвистике — как функционально-семантическое понятие, которое выражает различные виды отношения высказывания к окружающей действительности. В науке философии модальность определяется следующим образом. Модальность (от лат. modus — меры, способ) — характеристика особенностей существования некоторого объекта или явления, протекания процесса (физические модальности), а также способ построения и понимания суждений и логических рассуждений об объектах, явлениях, событиях и процессах (логическая модальность).

Структурно различают модальность dere (к вещи) и dedicto (к сказанному). Первая модальность является алетической (объективной), вторая — эпистемической (субъективной). Эти два типа модальности объединяются содержательной доминантой — семантическими константами «возможно», «случайно», «необходимо», «невозможно».

Случайность имеет двойственную природу. С одной стороны, случайность отличается неустойчивостью и неопределённостью. С другой стороны, наличие случайности обусловлено необходимостью. Эта взаимосвязь является объективным процессом. Случайности воздействует на необходимость. Эта категория может как замедлять, так и ускорять необходимые процессы.

Логическую случайность можно определить через логическую возможность: «логически случайно А, так и не-А» («Логически случайно, что на Земле есть жизнь» означает, что «Логически возможно, что на Земле есть жизнь, и логически возможно, что на Земле нет жизни»).

Случайное явление может быть только по отношению к необходимому. Случайность также является формой проявления необходимости либо дополнением необходимости. Случайность наиболее чётко видна в статистических процессах, где необходимость выступает в виде «закона больших чисел».

Философия рассматривает категорию случайного неразрывно с категорией возможности. Возможность есть совокупность, объединяющая случайность, вероятность, необходимость, свободу. Случайность и необходимость — противоположные стороны или виды возможности. Вероятность является промежуточной категорией, осуществляющей постепенный переход от случайности к необходимости. Меньшая вероятность ближе стоит к случайности; большая вероятность — к необходимости.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой