Виды административно-правовых актов
Как уже отмечалось, федеральные органы исполнительной власти издают множество самых разнообразных административно-правовых актов. Эти акты издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений, административных регламентов, директив, наставлений. Положение — административно-правовой акт, которым устанавливается статус, определяются задачи и функции, права, порядок… Читать ещё >
Виды административно-правовых актов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как уже отмечалось, федеральные органы исполнительной власти издают множество самых разнообразных административно-правовых актов. Эти акты издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений, административных регламентов, директив, наставлений.
Общие требования к содержанию указанных актов.
- 1. Приказ, нормативный правовой акт — издается по наиболее важным вопросам функционирования федеральных органов исполнительной власти, включая:
- • определение их задач и функций,
- • правовое регулирование различных направлений оперативнослужебной деятельности,
- • прохождения государственной службы.
- 2. Директива — документ, содержащий правовые положения, определяющие перспективы развития, основные направления деятельности на перспективу.
- 3. Положение — административно-правовой акт, которым устанавливается статус, определяются задачи и функции, права, порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти, его территориального органа или структурного подразделения.
Положение издается также в целях нормативного регулирования конкретных видов деятельности, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти.
- 4. Устав — административно-правовой акт, мало отличающийся от положения. Им также может быть установлен статус, цели, порядок и характер деятельности структурного подразделения, предприятия, учреждения и организации.
- 5. Инструкция содержит нормы, устанавливающие, кем, в каком порядке, какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности.
- 6. Правила устанавливают порядок осуществления отдельного вида деятельности.
- 7. В наставлении излагаются нормы о порядке действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации, а также определяется порядок реализации и исполнения соответствующих прав и обязанностей.
- 8. Административный регламент — относительно новый для российской правовой системы административно-правовой акт, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) федеральных органов исполнительной власти при осуществлении ими государственных функций, предоставлении государственных услуг, а также порядок взаимодействия между органами исполнительной власти.
- 9. Регламент органа наряду с положением, но более подробно устанавливает порядок внутреннего взаимодействия между структурными подразделениями органа исполнительной власти, его должностными лицами, условия, сроки и формы исполнения полномочий, движения документов, порядок взаимодействия с иными государственными органами, организациями, гражданами.
Никаких требований к форме, к структуре и содержанию нормативных правовых актов не установлено, за исключением требований к административным регламентам. В связи с тем, что в ходе административной реформы в 2004 г. была осуществлена ревизия всех функций федеральных органов исполнительной власти, Правительство РФ строго регламентировало административные процедуры и потребовало разработать и утвердить приказами федеральных органов исполнительной власти административные регламенты осуществления государственных функций. В соответствие с постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» регламентом является нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда, государственной корпорации, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями по исполнению государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора), устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых органами государственного контроля (надзора) в процессе осуществления государственного контроля (надзора), который полностью или частично осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Регламент также устанавливает порядок взаимодействия между структурными подразделениями органов государственного контроля (надзора) и их должностными лицами, между органами государственного контроля (надзора) и физическими или юридическими лицами, индивидуальными предпринимателя, их уполномоченными представителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Ненормативные (индивидуальные) правовые акты федеральных органов исполнительной власти не менее разнообразны.
В их числе, в первую очередь, выделяются приказы, издаваемые руководителями разных уровней по самым разнообразным поводам.
Вопросы и задания для самоконтроля
- 1. Сформулируйте понятие и определите юридическое значение административно-правовых актов.
- 2. Какие существуют виды административно-правовых актов и каковы их разграничительные черты?