Анализ политики управления запасами
При использовании этого метода материалы и сырье, отпущенное со склада, будут оценены по более низкой цене, чем запасы. Метод ФИФО ведет к расчету более низкой себестоимости реализованной продукции и более высокой прибыли. В процессе управления запасами они соответствующим образом классифицируются для обеспечения последующей дифференциации методов управления ими. Так, при классификации запасов… Читать ещё >
Анализ политики управления запасами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1 этап. Анализ запасов в предшествующем периоде Основной задачей этого анализа является выявление уровня обеспеченности производства и реализации продукции соответствующими запасами в предшествующем периоде и оценка эффективности их использования.
На первой стадии рассматриваются показатели общей суммы запасов, — а именно: темпы ее динамики, удельный вес в объеме оборотных активов.
Определим удельный все запасов в объеме оборотных активов (по данным баланса).
2007 г 2008 г на нач. 995 184 — 100% на нач. 1 254 306 — 100%.
296 886 — Х% 308 222 — Х%.
Х = 29,8 = 30% Х = 24,57 = 25%.
на кон. 1 254 306 — 100% на кон. 1 393 553 — 100%.
308 222 — Х% 302 841 — Х%.
Х = 24,57 = 25% Х = 21,7 = 22%.
В 2007 г. удельный вес запасов в объеме оборотных активов уменьшился на 5%, а в 2008 г. — на 3%. Это говорит о том, что в 2008 году у предприятия было больше затруднений со сбытом своей продукции по сравнению с предшествующим периодом.
На второй стадии анализа изучается структура запасов в разрезе их видов и основных групп, выявляются сезонные колебания их размера.
Таблица 1 Структура запасов.
Вид запаса. | 2007 г. | 2008 г. | ||
На начало, %. | На конец, %. | На начало, %. | На конец, %. | |
1. Сырье и материалы. | ||||
2. Затраты в незавершенном производстве. | 7,5. | 7,5. | 4,5. | |
3. Готовая продукция. | 1,2. | 0,28. | 0,28. | 6,6. |
4. Расходы будущих периодов. | 3,8. | 3,5. |
Самый большой удельный вес в структуре всех запасов занимают запасы сырья, материалов и других аналогичных ценностей (около 80%). Затраты в незавершенном производстве имеют постоянную тенденцию к снижению. Запасы готовой продукции пополняются по мере их остатка менее 1%. Доля расходов будущих периодов постоянно меняется и имеет диапазон колебаний от 3,5% до 11% в структуре запасов.
Таблица 2 Сумма запасов на определенную дату.
Показатель. | На 01.07.2007. | На 01.10.2007. | На 01.01.2008. | Отклонение (+,-). | Темпы роста, %. |
Запасы. | 296 886. | 347 449. | — 39 227. | — 11,29. | |
Запасы. | 296 886. | +20 772. | + 6,74. |
Запасы увеличиваются в 3 — начале 4 квартала каждого года. Это может быть связано с тем, что в этот сезон спрос на продукцию падает, и, тем самым, затрудняется ее сбыт.
На третьей стадии анализа изучается эффективность использования групп запасов, их объема в целом, которая характеризуется показателями их оборачиваемости.
Рассчитаем средние запасы в отчетном и базисном периоде.
07 = = 302 554 р.
08 = = 305 531,5 р.
Определим однодневный фактический товарооборот за год.
Оодн. 07 = = 9345,73 р.
Оодн. 08 = = 11 019,33 р.
Определим время обращения запасов.
В07 = = 32,37 (дней).
В08 = = 27,72 (дней) Определим скорость обращения.
С07 = = 11,1 (дней).
С08 = = 12,98 = 13 (дней) Таблица 3 Показатели оборачиваемости запасов.
Наименование показателя. | Базисный период (2007 г.). | Отчетный период (2008 г.). | Отклонение. | |
абсолютное. | относительное, %. | |||
Средние запасы. | 305 531,5. | 2977,5. | 0,98. | |
Однодневный ТО. | 9345,73. | 11 019,33. | 1673,6. | |
Время обращения. | 32,37. | 27,72. | — 4,65. | 16,8. |
Скорость обращения. | 11,1. | 12,98. | 1,88. |
Средние товарные запасы не имеют большой тенденции к возрастанию. Так, в отчетном периоде их величина составила 305 531,5 т.р., что больше базисного периода на 2977,5 т.р. или на 0,98%. Это обусловлено возрастанием однодневного товарооборота на 18%. Время обращения товаров составляет 27,72 дня, а скорость обращения в количестве оборотов за год средних запасов — 12,98 дня, т. е. средние запасы за год сделали около 27 оборотов. Скорость увеличилась на 14%. Это связано с тем, что товарные запасы увеличились всего лишь на 1% (0,98%). Каждое предприятие старается ускорить скорость обращения товарных запасов, это влияет на общее состояние и прибыльность деятельности. Анализируемое предприятие хорошо справляется с этой задачей, т.к. запасы не намного увеличиваются, а скорость обращения не снижается.
Политика предприятия направлена на ускорение оборачиваемости всех элементов оборотного капитала.
С целью ускорения оборачиваемости запасов сырья на предприятии разработан нормативный запас в днях, на который в своей работе ориентируется отдел снабжения предприятия.
2 этап. Определение целей формирования запасов Цель формирования запасов на ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский» — обеспечение текущей производственной и сбытовой деятельности.
В процессе управления запасами они соответствующим образом классифицируются для обеспечения последующей дифференциации методов управления ими. Так, при классификации запасов по их видам на данном предприятии выделены:
- — сырье, материалы и другие аналогичные ценности;
- — затраты в незавершенном производстве;
- — готовая продукция и товары для перепродажи;
- — расходы будущих периодов.
- 3 этап. Оптимизация размера основных групп текущих запасов
Годовая потребность использования сырья и материалов на производство кондитерских изделий на 2008 г. составляет 17 405 620 р.
Средняя стоимость размещения одного заказа на 1 кг сырья — 3000 р.
Средняя стоимость хранения 1 кг сырья — 320 р.
Сумма совокупных операционных затрат по размещению заказов составляет:
ОЗрз = * Срз = = 28 905 р.;
Сумма операционных затрат по хранению запасов на складе составляет:
ОЗхр = * Сх = = 2 890 400 р.;
Определим оптимального размера производственного запаса:
ОРпп = = = 18 065 р.
ОРпз = = = 9032,5 р.
Следовательно, оптимальный размер производственного запаса должен составлять 9023,5 р. При таких показателях среднего размера партии поставки и среднего размера запаса сырья операционные затраты предприятия по обслуживанию запаса будут минимальными.
4 этап. Оптимизация общей суммы запасов, включаемых в состав оборотных активов.
Рассчитаем оптимальную сумму запасов каждого вида:
З п =(Нтх * Оо)+Зсх + Зцн По молочным продуктам:
Нтх = Тзап в днях + Ттрансп = 2 + 0,5 = 2,5 дн.
Оо = (Овып.пр * Ст за ед. пр)/360 = (89,95 * 55 317,4)/360 = 13 821 р.
Зсх = 0.
Зцн = 0.
Змолочных продуктов = 2,5 * 13 821 = 34 552,5 р.
Наполнители:
Нтх = Тзап в днях + Ттрансп = 5 + 5 = 10 дн.
Оо = (Овып.пр * Ст за ед. пр)/360 = (204,16 * 55 317,4)/360 = 31 371 р.
Зсх = 7500 р.
Зцн = 6000 р.
Знаполнителей = (10*31 371)+7500+6000 = 327 210 р.
Мука:
Нтх = Тзап в днях + Ттрансп + Тстрах = 6 + 1,5 + 4 = 11,5 дн.
Оо = (Овып.пр * Ст за ед. пр)/360 = (5,73*55 317,4)/360 = 880,5 р.
Зсх = 10 000 р.
Зцн = 8000 р.
Змуки = (11,5*880,5)+10 000+8000 = 28 126 р.
Яйцо:
Нтх = Тзап в днях + Ттрансп + Тстрах = 3,5 +1 + 2 = 6,5дн.
Оо = (Овып.пр * Ст за ед. пр)/360 = (0,95*55 317,4)/360 = 146 р.
Зсх = 100 р.
Зцн = 100 р.
Зяйц = (6,5*146)+100+100 = 1149 р.
Сахар:
Нтх = Тзап в днях + Ттрансп + Тстрах = 5 + 2 + 3 = 10 дн.
Оо = (Овып.пр * Ст за ед. пр)/360 = (13,86*55 317,4)/360 = 2130 р.
Зсх = 700 р.
Зцн = 550 р.
Зсах= (10*2130)+700+550 = 22 550 р.
5 этап. Обеспечение высокой оборачиваемости и эффективных форм движения запасов.
ИЭо =.
ИЭо =.
6 этап. Обоснование учетной политики оценки запасов.
При оценке использованных сырья и материалов по стоимости первых в течении отчетного периода закупок (по методу ФИФО) сначала предприятие определяет стоимость неиспользованных на конец отчетного периода сырья и материалов, исходя из их количества и предположения, что их стоимость состоит из затрат на последние закупки материалов. Затем предприятие рассчитывает общую стоимость использованных материалов и сырья, вычитая из суммы остатков на начало отчетного периода (с учетом стоимости поступивших за отчетный период материалов и сырья) их стоимость, приходящуюся на остаток материалов и сырья на конец отчетного периода.
При использовании этого метода материалы и сырье, отпущенное со склада, будут оценены по более низкой цене, чем запасы. Метод ФИФО ведет к расчету более низкой себестоимости реализованной продукции и более высокой прибыли.