Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структура организации. 
Оценка величины управленческой нагрузки и ее оптимизация

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известно, что сокращение числа лиц, подчиненных одному руководителю (т. е. сужение охвата контролем), порождает структуру управления, представляющую собой высокую пирамиду с узким основанием. Если организации присущ большой охват контролем, она принимает форму «плоской» колоколообразной структуры. В литературе описана «модель охвата контролем», разработанная и использованная при формировании… Читать ещё >

Структура организации. Оценка величины управленческой нагрузки и ее оптимизация (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организации создают структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организации отличаются друг от друга сложностью (т. е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т. е. степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (т. е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения).

Структура организации — это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и координации технологических элементов и персонала. Схема любой организации показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц. Однако она не учитывает такой фактор, как человеческое поведение, который влияет на порядок взаимодействия и его координацию. Именно поведение персонала определяет эффективность функционирования организационной структуры в большей мере, чем формальное распределение функций между подразделениями.

Организационную структуру любой коммерческой фирмы, больницы, банка, правительственного учреждения следует рассматривать с учетом разных критериев. На эффективность деятельности организации влияют:

  • 1. реальные взаимосвязи между людьми и их работой, отражаемые в схемах организационных структур и должностных обязанностях;
  • 2. политика руководства и методы, воздействующие на поведение персонала;
  • 3. полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем и высшем).

Рациональная структура организации предполагает комбинацию указанных трех факторов, обеспечивающую высокий уровень эффективности производства.

Формальные и неформальные организации.

Формальная организация — это предварительно спланированная структура полномочий и функции, которая устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации. Она ориентирована на достижение приемлемого уровня производства и общих целей организации. Формальная структура определяет всю систему отношений и набор функций, позволяющих осуществлять целенаправленную деятельность.

Многие виды взаимодействий между работниками не вписываются в схему формальной организации. Существует сеть неформальных организаций, в рамках которых взаимоотношения не носят заранее спроектированного и директивно установленного характера, а возникают под влиянием различных факторов, таких, как общий интерес группы работников, объективная необходимость сотрудничать, личная безопасность и другие.

Необходимо различать масштаб и глубину работ. Масштаб работ — это количество выполняемых работ, их объем. Сотрудник, который выполняет, например, восемь заданий, имеет более широкий масштаб работ, чем тот, кто выполняет четыре задания. Понятие глубины работ относится к объему контроля, который осуществляет работник в ходе работы. Глубина работ носит личностный характер, у разных работников на одном организационном уровне она может быть различной. Например, руководитель отдела маркетинга в промышленной компании имеет большую глубину работ, чем, скажем, бухгалтер, ведающий текущим учетом производства. Решая конкретные проблемы разделения труда в структуре управления, необходимо тщательно учитывать не только функциональную направленность и масштабы выполняемых работ, но и их глубину.

Охват контролем.

В течение ряда десятилетий в теории и практике использовался принцип, согласно которому все виды работ должны быть сгруппированы таким образом, чтобы каждый работник отчитывался только перед одним руководителем. Более того, рекомендовалось, чтобы число работников, подотчетных одному руководителю, было строго ограничено. Термин «охват контролем» означает размер команды, находящейся в подчинении одного руководителя. Наиболее известная работа в этой области принадлежит В. С. Грайчунасу. Он полагал, что поскольку руководитель обладает ограниченной энергией, знаниями и квалификацией, он может координировать работу ограниченного числа работников.

Грайчунас предположил также, что увеличение в арифметической прогрессии числа подчиненных ведет к росту в геометрической прогрессии количества взаимосвязей, находящихся под контролем руководителя. Потенциальная взаимосвязь, которая может возникнуть между руководителем и подчиненными, классифицируется как индивидуальное руководство, групповое руководство и перекрестная связь. Грайчунас разработал следующую формулу для определения количества потенциальных контактов руководителя с различным числом подчиненных ему работников:

С = n 2n / 2 + n — 1 (1).

где n — число работников, подчиненных руководителю;

С — количество потенциальных взаимосвязей.

Применение модели охвата контролем.

Известно, что сокращение числа лиц, подчиненных одному руководителю (т. е. сужение охвата контролем), порождает структуру управления, представляющую собой высокую пирамиду с узким основанием. Если организации присущ большой охват контролем, она принимает форму «плоской» колоколообразной структуры. В литературе описана «модель охвата контролем», разработанная и использованная при формировании организационной структуры управления ракетно-космической компанией «Локхид» (США). Разработчики модели пришли к выводу, что следует рассматривать семь переменных при исследовании охвата контролем: 1) сходство функций; 2) географическую близость подчиненных; 3) сложность функций; 4) руководство и контроль, требуемые подчиненными; 5) координацию деятельности подчиненных; 6) планирование необходимых значений сложности и времени; 7) помощь, получаемую от руководителя организации.

Когда важнейшие переменные взаимоотношений «руководитель-подчиненный» определены, каждому элементу модели придается определенный вес. Взвешивание отражает значимость каждого из факторов контроля. Локхидская система весов представлена в таблице 1. Наиболее важный фактор, отраженный в таблице, — это руководство и контроль с максимальным весом 15. Он отражает время, необходимое для руководства и контроля подразделений в организации.

Каждая управленческая позиция оценивается, а взвешенным переменным контроля присваиваются очки. Очки суммируются, результат представляет собой индекс руководства. Общая сумма очков отражает управленческую нагрузку руководителя, связанную с охватом контролем. Чем выше индекс, тем больше управленческая нагрузка и, следовательно, объем контроля. Предлагаемый охват контролем для руководителя среднего уровня представлен в таблице 1.

Таблица 1 Индекс руководства для среднего уровня и предлагаемый охват контролем (чел.).

Индекс руководства.

Предлагаемый стандартный охват контролем.

40−42.

4−5.

37−39.

4−6.

34−36.

4−7.

31−33.

5−8.

28−30.

6−9.

Локхидское исследование обнаружило, что когда увеличивался охват контролем, число уровней руководства часто сокращалось. Например, в одном случае средний охват контролем возрос с 3,0 до 4,8 подчиненных, а управленческая вертикаль в этой точке была сокращена с 6 до 5 уровней.

Локхидская модель сосредоточивает внимание на важных организационных переменных, которые в значительной мере влияют на охват контролем. Такой подход заставляет руководителей принимать во внимание такие факторы, как координация, контроль и однородность функций при оценке докладов подчиненных. Следует отметить, что каждая организация должна самостоятельно разрабатывать модель охвата контролем.

Таблица 2 Шкала весов компании «Локхид».

ФАКТОРЫ ОХВАТА КОНТРОЛЕМ.

Сходство функций.

Идентичные.

Существенное сходство.

Похожие.

Внутренне различные.

Совершенно различные.

Географ. близость.

Все вместе 1.

Все в одном здании 2.

Различные здания одного завода 3.

Различное местоположение, одна географическая местность 4.

Различные географические местности 5.

Сложность функций.

Простые, повторяющиеся 2.

Шаблонные 4.

Некоторая сложность 6.

Сложные, разнообразные 8.

Высоко-сложные, разнообразные 10.

Руководство и контроль.

Минимум руководства и обучения 3.

Ограниченное руководство 6.

Умеренное руководство 9.

Часто повторяющиеся меры руководства 12.

Постоянное тесное руководство 15.

Координация.

Минимум отношений с другими 2.

Взаимоотношения, ограниченные определенными причинами 4.

Умеренные взаимоотношения, легко контролируемые 6.

Существенные тесные взаимоотношения 8.

Широкие неповторяющиеся взаимоотношения 10.

Планирование.

Минимум простора и сложности 2.

Ограниченные простор и сложность 4.

Умеренные простор и сложность 6.

Требуются существенные усилия, направляемые только политикой фирмы 8.

Требуются весьма значительные усилия, районы и политика не определены 10.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой