Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коррекционно-развивающая работа с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Начиная с 80-х гг. прошлого века в России стали создаваться физкультурно-спортивные клубы инвалидов. В настоящее время в нашей стране действует 6647 учреждений, объединений и организаций, в которых различными формами физической культуры и спорта занимается более 267 тыс. инвалидов, в том числе 69,9 тыс. детей и подростков до 18 лет. Более 33 тыс. человек занимаются в 550… Читать ещё >

Коррекционно-развивающая работа с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Известно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%), наследственности (15−20%), окружающей среды (15−20%), медицины (15−20%).

Сегодня лишь на 10 — 12% удовлетворяется заложенная природой потребность людей в движении. Возникает «моторный голод», что является одной из важных причин снижения резервов здоровья и социальной дееспособности граждан нашего общества. С каждым годом в нашей стране увеличивается количество людей с нарушениями в развитии.

Начиная с 80-х гг. прошлого века в России стали создаваться физкультурно-спортивные клубы инвалидов. В настоящее время в нашей стране действует 6647 учреждений, объединений и организаций, в которых различными формами физической культуры и спорта занимается более 267 тыс. инвалидов, в том числе 69,9 тыс. детей и подростков до 18 лет. Более 33 тыс. человек занимаются в 550 физкультурно-оздоровительных клубах инвалидов.

В апреле 2005 года на базе Подольской общественной организации «Спортивный клуб инвалидов «Корсар» (работает в области физической культуры и спорта с 1996 года) создан МУ «ФСКИ «Корсар-Спорт».

В клубе занимается более 100 детей и взрослых, имеющих ограниченные возможности здоровья. В основном клуб посещают дети и взрослые с ПОДА, лица с церебральными параличами (с нарушениями мозговой двигательной системы, в частности, с последствиями детского церебрального паралича), лица с повреждениями спинного мозга (с последствиями травмы позвоночника и спинного мозга), лица с повреждениями головы (с последствиями травмы головного мозга) и лица с нарушениями интеллекта. В «Корсар-Спорте» работают специалисты, имеющие высшее профессиональное образование по физической культуре и спорту и физической культуре для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, поэтому у них сформированы профессиональное мировоззрение, интерес и познавательная активность к проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Эффективность работы клуба определяется решением основных задач, стоящих перед сотрудниками: воспитание у лиц с отклонениями в состоянии здоровья и у лиц с ограниченными возможностями здоровья активной жизненной позиции, потребности в повседневных занятиях физической культурой и спортом; организация коррекционно-оздоровительной и физкультурно-спортивной работы, проведение спортивных соревнований по доступным видам спорта. Если физическое воспитание здоровых людей имеет общеподготовительную направленность, то адаптивное физическое воспитание имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность. По мнению Е. С. Черника (1997), физическую культуру детей и взрослых с нарушениями развития нужно рассматривать как коррекционно-компенсаторную и лечебно-оздоровительную форму воздействия на двигательную недостаточность, как средство редаптации двигательных нарушений. Многообразие решаемых коррекционно-развивающих задач позволяет их сгруппировать в следующие виды:

  • 1. Коррекция техники основных движений — ходьбы, бега, прыжков, лазания, перелезания, метания, мелкой моторики, симметричных и ассиметричных движений, упражнения с предметами и др.
  • 2. Коррекция и развитие координационных способностей — согласованности движений отдельных звеньев тела, при выполнении физических упражнений, ориентировки в пространстве, дифференцировки усилий, времени и пространства, расслабления, быстроты реагирования на изменяющиеся условия, равновесия, ритмичности, точности движений, мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной координации и т. п.
  • 3. Коррекция и развитие физической подготовленности — мышечной силы, элементарных форм скоростных, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.
  • 4. Компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование новых видов движений за счет сохранных функций в случае невозможности коррекции.
  • 5. Профилактика и коррекция соматических нарушений — осанки, сколиоза, плоскостопия, телосложения, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, профилактика простудных и инфекционных заболеваний, травматизма и микротравм.
  • 6. Коррекция и развитие сенсорных систем:
    • — дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению;
    • — развитие зрительной и слуховой памяти;
    • — развитие устойчивости к вестибулярным раздражениям;
    • — дифференцировка тактильных ощущений, кожно-кинетических восприятий и т. п. коррекционный ограниченный здоровье оздоровительный
  • 7. Коррекция психических нарушений в процессе двигательной деятельности — зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного и вербально-логического мышления, памяти, внимания, речи, воображения, эмоционально-волевой сферы и т. п.

Деление это носит условный характер, в практической работе строгих разграничений нет. Одно упражнение одновременно может решать несколько задач и несколько упражнений могут быть нацелены на решение одной задачи. Тренеры-преподаватели знают об особенностях заболеваний наших занимающихся, физиологические механизмы воздействия спортивных нагрузок на отдельные системы и организм в целом. Группу начальной подготовки посещают дети разного возраста с ДЦП, в основном с заболеванием легкой формой — спастической диплегией, спастика ног, реже — руки (поражение нервной системы, поражаются участки мозга, отвечающие за движение, мышечный тонус, равновесие. Мозг не может правильно давать команды и управлять мышцами. Проявляется такое нарушение в виде параличей, повышения мышечного тонуса, непроизвольных подергиваний и движений), дети с нарушениями интеллекта (дебильность, имбецильность), дети с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и др. дети с отклонениями в развитии.

Начинается занятие с разминки. Задача — сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.

Содержание: несколько упражнений-игр на внимание. Упражнения-игры на внимание должны быть разнообразны по форме и характеру. Например: «Что изменилось в этой комнате? «Угадай, кто пришел?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый веселый, грустный, шумный?» Время разминки примерно 5−6 мин.

Затем следует коррекционная гимнастика.

Гимнастика дает детям возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога; тренирует детей в направлении внимания на своих ощущениях, учит различать и сравнивать их, тренирует ребенка в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями; тренирует детей в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств.

Любое физическое движение в гимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций — мышления, эмоций, движения, а с комментариями педагога подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам.

Таким образом, гимнастические упражнения используют механизм психофизического функционального единства. Например, педагог говорит: «Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, руках и даже плечиках? А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И живот расслаблен. Дышит. А что еще расслаблено? Давайте попробуем еще повторить, но уже медленнее, чтобы уловить свои ощущения.

Экспрессия педагога при показе упражнений необходима, она облегчает подражание, эмоционально заряжает детей.

Тренер-преподаватель помогает уловить точность области ощущения своим прикосновением к ребенку: взяв за руку, встряхнув — Расслаблена ли?, погладив спинку — Где напряжение, подтолкнув, проверяя устойчивость и т. п.

Дозировка упражнений от пяти-шести раз по 1−2 минуте в зависимости от упражнения и возраста детей.

В последовательности гимнастических упражнений особенно важно соблюдение чередования и сравнения противоположных по характеру движений: напряженных — расслабленных; резких — плавных, частых — медленных, дробных — цельных; едва заметных шевелений и совершенных застываний; вращений тела и прыжков свободного перемещения в пространстве и столкновения с предметами.

Все упражнения сопровождаются попеременно мышечным напряжением и расслаблением. Такое чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, исчезает инертность.

Часто на занятиях участвуют родители. В основном, они оказывают помощь своим детям с умеренной степенью умственной отсталостью.

Двигательные нарушения такой категории детей разнообразны. Они зависят от структуры дефекта и заболевания ребенка. Тем не менее, для всех этих детей характерно запаздывание развития двигательных функций, умений и навыков, недостаточность развития координации и точности движений. У многих из них мы наблюдаем неловкость, вялость, медлительность и неуверенность движений или двигательное беспокойство, торопливость, наличие лишних движений и т. п. Упражнения, проводимые совместно с родителями и детьми, направлены, прежде всего, на то, чтобы стимулировать общее двигательное развитие и корригировать индивидуальные недостатки моторики ребенка. Организация данных занятий содержит следующие упражнения: — коррекционные и общеразвивающие упражнения; - ритмические упражнения (под музыку); - упражнения с элементами акробатики; - упражнения на простейших снарядах (гимнастическая скамейка, маты, наклонная доска к гимнастической стенке); - успокаивающие упражнения (серия упражнений для моторики пальцев рук, дыхательная гимнастика, дидактические игры).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой