Особенности индивидуального доверительного управления на финансовом рынке
Далее, стоит изучить общую информацию о работе компании, предоставляющей услугу ИДУ (банк, инвестиционная или управляющая компании). Информация о лицензиях, опыте работы компании на рынке, величине ее собственного капитала, успехах в другой деятельности является открытой и должна быть доступна на сайте Вашего потенциального управляющего. Ее отсутствие — тревожный знак. Если Вы решили, что Вашим… Читать ещё >
Особенности индивидуального доверительного управления на финансовом рынке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Индивидуальное доверительное управление (далее — ИДУ) — это один из способов доверительного управления капиталом профессиональным управляющим. Данная услуга предполагает персонифицированный подход к личным средствам, что достигается путем переговоров между обладателем средств и управляющим, на которых владелец формирует индивидуальный инвестиционный портфель с особой стратегией, основываясь на собственных возможностях и предпочтениях.
Услугу доверительного управления предлагают такие финансово-банковские организации, как: банк, управляющая и инвестиционная компании. Данный вид деятельности относит подобные организации к профессиональным участникам на рынке ценных бумаг, как следствие, они контролируются и лицензируются Федеральной службой по финансовым рынкам России. инвестирование финансовый банковский управление Услуга ИДУ подойдет всем тем, кто по каким-либо причинам не может уделять большое количество времени и внимания самостоятельному управлению собственным капиталом или тем, кого не устраивает ограниченность доступа к информации о собственных активах, находящихся в паевом инвестиционном фонде или в общем фонде банковского управления.
Кроме того, существует аналогичная ИДУ услуга — Private Banking, предлагаемая банками, которая помимо доверительного управления Вашими средствами включает в себя также предоставление VIP-услуг вплоть до управления стилем жизни и помощи в управлении финансами компании.
Все это, безусловно, позволяет открывать новые возможности для увеличения капитала, для повышения собственного уровня жизни, но следует иметь в виду, что это становится возможным только при наличии определенного объема денежных средств и имущества. В случае с индивидуальным управлением речь идет о нескольких миллионах рублей, а в случае с Private Banking — необходим капитал в размере не менее миллиона долларов.
Как и в случае коллективного инвестирования (ПИФы, ОФБУ), индивидуальное доверительное управление не предполагает гарантированной доходности. Обычно размер допустимых потерь обсуждается и утверждается при встрече с Управляющим, что в дальнейшем дает уверенность в том, что риски снижены.
Услуга доверительного управления предоставляется как юридическим, так и физическим лицам.
Целевое назначение ИДУ Индивидуальное доверительное управление предполагает передачу временно свободных средств и имущества (ценных бумаг, недвижимости) в распоряжение управляющему на определенный срок и на условиях, оговоренных в договоре доверительного управления, с целью обеспечения их стабильного прироста.
Одной из основных причин востребованности данного финансово-банковского продукта является нехватка собственного времени и навыков работы на финансовых рынках. Ведь для эффективного управления денежными средствами и имуществом необходимы определенные знания и умения — прогнозирование и расчет рисков, опыт работы на фондовом и валютном рынках, оперативный доступ к самой последней и свежей информации и так далее. Зачастую человеку, основным видом деятельности которого не является управление активами и торговля на рынке ценных бумаг, довольно сложно разобраться во всех этих тонкостях.
В таких случаях обычно встает вопрос: как правильно распорядиться заработанным капиталом — управлять им самостоятельно и отвлечься от основного вида деятельности или передать в управления профессионалам. Если Вы решите выбрать второй вариант, то перед Вами опять же встанет выбор: отдать деньги в коллективное (ПИФы, ОБФУ) или индивидуальное (ИДУ, Private banking) управление.
Стратегии коллективного и индивидуального доверительного управления, которые реализует управляющий, примерно одинаковы. И в том и другом случае доходность не является гарантированной. Но в то время как клиент коллективного инвестирования не имеет возможности изменить инвестиционную декларацию фонда, клиент индивидуального управления имеет полное право изменять как состав и объем финансовых инструментов, входящих в его портфель, так и соотношение допустимых риска и доходности.
Более того, по признанию самих управляющих, доходности портфелей индивидуального и коллективного доверительного управления аналогичных стратегий сопоставимы, хотя чаще всего индивидуальные портфели все же оказываются прибыльнее — что тоже можно считать потенциальным плюсом услуги ИДУ.
Стоит отметить, что услуга доверительного управления призвана не только приумножать деньги и сберечь время, но и сделать жизнь комфортнее. Примером может послужить: бронирование и доставка билетов, заказ номеров в отелях, доступ в VIP-залы, круглосуточная юридическая и медицинская помощь и многое другое.
Особенности ИДУ Объект управления Управляющий может принять к управлению практически все, начиная с ценных бумаг и денежных средств и заканчивая коллекциями дорогих вин, произведениями искусства и стилем жизни;
Свобода в выборе стратегий и объектов инвестирования Индивидуальное доверительное управление дает возможность самому участвовать в создании стратегии управления и принятии решений, формировать инвестиционный портфель в соответствии со своим видением. Вы даже можете выбрать монопортфель, т. е. портфель, состоящий из 100% ценных бумаг одного эмитента, тогда как у ПИФов в данном случае существует барьер в 15%. Риск при этом, разумеется, возрастает, но и прибыль может превосходить все ожидания.
Более того, выбор доступных для работы ценных бумаг расширяется с появлением в линейке возможных объектов инвестирования акций второго и третьего эшелонов, иностранных активов, в чем возможности пайщиков ограничены; к тому же управляющий может выступать в качестве посредника при совершении сделок с недвижимостью.
Полная прозрачность операций Каждый квартал либо месяц, в зависимости от условий договора, управляющий обязан предоставлять владельцу средств отчет в электронном или письменном виде о результатах работы за истекший период, в котором подробно указывать, куда и насколько удачно были вложены средства, описывать примерные перспективы и планы дальнейшей работы. При этом у владельца есть возможность корректировать действия менеджера, отправив ему уведомление о своем несогласии с отчетом, после чего обсудить с ним свои предложения.
Кроме того, информацию о текущем состоянии своего портфеля можно получить в режиме реального времени через Интернет (обычно с помощью торговых систем) или просто позвонив управляющему.
Профессионализм и опыт управляющего Преимущество услуги ИДУ, как, впрочем, и форм коллективного инвестирования (скажем, ПИФов и ОФБУ), в том, что Вам совсем не обязательно обладать глубокими знаниями в финансовой сфере, чтобы приумножить свои накопления. Решение задач по управлению портфелем полностью ложится на управляющего — аттестованного специалиста, профессионала высокого класса с опытом работы на различных финансовых рынках.
Обособленное имущество Имущество не может бесследно исчезнуть в процессе работы управляющего с ним или даже при его банкротстве, поскольку в соответствии с Приказом ФСФР РФ от 03.04.2007 г. № 07−37/пз-н «Об утверждении порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами» средства клиентов, находящиеся в доверительном управлении, должны быть обособлены от средств управляющего.
Таким образом, для хранения денежных средств менеджер портфеля использует отдельный банковский счет, а для учета прав на ценные бумаги, находящиеся в доверительном управлении, в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг управляющий открывает отдельный лицевой счет, а если учет прав на ценные бумаги осуществляется в депозитарии, открывает отдельный счет депо.
Нужно понимать, что хотя профессионализм управляющих не вызывает в целом сомнений, но и они не застрахованы от ошибок. Перед длительным обвалом рынка обычно бессильны все. Поэтому управляющий, как правило, не берет на себя обязательств и не гарантирует безоговорочный прирост капитала, что говорит о том, что доходность не является гарантированной. И, как и в случае с коллективными формами инвестирования, существует риск потерять часть вложений. Обычно размер допустимых потерь обсуждается и утверждается при встрече с личным менеджером и, впоследствии в случае достижения границы дозволенной убыточности, работа с портфелем приостанавливается для принятия клиентом решения о дальнейших действиях: будет ли он менять стратегию инвестирования, объекты инвестирования, или, возможно, на этом закончатся его отношения с управляющим.
Уровень сервиса Услугу ИДУ часто сравнивают с бутиком и другими атрибутами сладкой жизни и, нужно признать, не без оснований. Ведь уровень сервиса и качество обслуживания стоят на приоритетных позициях в работе управляющего портфелем наряду с приумножением средств, находящихся в его управлении. Сюда входят и встречи-консультации с личным, и регулярные отчеты о состоянии вложений, и всесторонняя информация о новостях на фондовом рынке и управление семейными финансами, в случае услуги Private Banking, и многое другое.
Что такое Private Banking.
Private Banking — это комплекс финансовых и нефинансовых услуг, оказываемых банками для частных клиентов, обладающих крупным капиталом.
По сути, Private Banking — это неограниченные возможности управления капиталом, самые высокие стандарты финансового сервиса, индивидуальный подход, строгая конфиденциальность и специальные условия по многим видам финансового обслуживания и услуг нефинансового характера.
А выражается это в том, что к каждому VIP-клиенту прикреплен персональный менеджер, который обслуживает его не только в стенах банка, но и за их пределами, к примеру: менеджер банка может доставить документы или необходимую клиенту сумму наличных денежных средств в любое удобное для него время и место. Кроме того, по доверенности клиента менеджер может осуществлять различные платежи, пролонгировать вклад на новых условиях, оплачивать с расчетного счета клиента регулярные расходы или, сняв деньги с депозита, купить на них ценные бумаги. В офисе клиенты столь высокого статуса обслуживаются в переговорных комнатах, где имеется все необходимое оборудование для совершения банковских операций.
Существенным преимуществом данной услуги является то, что по вкладам и кредитам у пользователей Private Banking специальные выгодные условия. К тому же, менеджеры банка могут предложить клиенту различные варианты инвестирования средств, такие как размещение денежных средств в драгоценные металлы, антиквариат, практически во все виды недвижимости и ценные бумаги.
Более того, в Private Banking входит целый пакет консалтинговых услуг по финансовым и правовым вопросам, касающихся, в том числе, оптимизации налогообложения, планирования пенсионной программы, подбору страховых продуктов, наследования, проверки легальности какой-либо сделки клиента.
Дополнительно к этому, в рамках Private Banking предоставляются разнообразные услуги нефинансового характера, к примеру, так называемый LifeStyle management, к которому относятся организация жизни за рубежом и обучения детей, выбор и приобретение антиквариата и недвижимости в любой части света, юридическое и нотариальное оформление сделки, помощь в организации отдыха, покупка или аренда всего для этого необходимого и многое-многое другое.
Такого уровня услуги обходятся соответствующе: VIP-клиентами банка могут стать физические лица, доверившие банку свои средства в размере от 15 млн. рублей или эквивалент в иностранной валюте. Причем чем больше услуг Вы хотите включить в свой пакет обслуживания, тем, конечно же, выше порог вхождения в круг «избранных» клиентов банка.
Как выбрать управляющего.
Выбор управляющего — ответственный шаг, который определяет в некотором смысле судьбу имущества, передаваемого в доверительное управление, на обозначенный в договоре доверительного управления срок.
При выборе управляющего в индивидуальном доверительном управлении стоит руководствоваться теми же критериями, как и в случае с коллективным доверительным управлением.
Первое, на что стоит обратить внимание — наличие лицензии. Лицензия должна быть как минимум одна — профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выдаваемая ФСФР РФ. Без этой лицензии правляющий не может предоставлять услугу индивидуального доверительного управления. Опытные компании, которые работают на рынке более трех лет, имеют бессрочные лицензии. Тем не менее, не стоит делать поспешных выводов в случае, если лицензия получена недавно и имеет срок окончания менее трех лет.
Далее, стоит изучить общую информацию о работе компании, предоставляющей услугу ИДУ (банк, инвестиционная или управляющая компании). Информация о лицензиях, опыте работы компании на рынке, величине ее собственного капитала, успехах в другой деятельности является открытой и должна быть доступна на сайте Вашего потенциального управляющего. Ее отсутствие — тревожный знак. Если Вы решили, что Вашим управляющим должен быть банк, обратите внимание на тот фактор, что чем более универсальным он является, тем большими возможностями он обладает. Насколько он является универсальным, Вам покажут его лицензии. К примеру, для индивидуального управления может иметь не последнее значение наличие генеральной лицензии и лицензии на операции с драгоценными металлами.
Чтобы определить, насколько серьезен капитал компании, необходимо сравнить его с аналогичными показателями других претендентов на управление имуществом. Чем больше этот показатель, тем лучше.
Полезной может стать информация о квалификации сотрудников компании, доходности за предыдущие периоды, наличие крупных клиентов, положение в рейтингах и других показателях надежности. При подобном анализе стоит сравнивать графики изменения стоимости активов с биржевыми индексами (например, РТС). Если, например, на падающем рынке управляющий смог удержать стоимость активов или замедлить ее падение, то это явный признак мастерства.
Репутация управляющего также важный критерий оценки. Необходимо постараться узнать с помощью знакомых или через Интернет, всегда ли он сдерживал обещания перед клиентами, не критиковалось ли его поведение третейским судом профессионального сообщества, не подвергался ли он санкциям государственных регуляторов — ФСФР РФ или Центрального Банка.
Если речь идет об управляющей компании, стоит поинтересоваться результатами работы ее ПИФов, наличием договора с Пенсионным Фондом РФ. Сравнение доходности фондов, находящихся под управлением УК, позволит оценить профессионализм ее управляющих.
В договоре ДУ должны быть перечислены виды и доли активов, четко определены формы и регулярность предоставляемых управляющим отчетов. Следует обратить внимание на перечень рисков и гарантий, которые Управляющий берет на себя.
Не стоит относиться серьезно к компаниям, предлагающим инвестировать средства в высокорисковые инструменты и при этом гарантирующим полный возврат вложенных средств и высокую доходность.
Как стать клиентом ИДУ и как расторгнуть договор доверительного управления.
Стать клиентом индивидуального доверительного управления достаточно просто. Обычно по телефону или электронной почте назначается встреча с будущим менеджером портфеля, где обсуждается и планируется стратегия инвестирования и дальнейшее сотрудничество. Предварительно для ознакомления могут прислать (по электронной почте, курьером) основные положения о сотрудничестве, где обычно указывают возможные варианты стратегий, желательные сроки инвестирования, ставки вознаграждения управляющего, типовой договор доверительного управления. Некоторые компании помимо этого могут прислать Анкету клиента для заполнения.
Если клиента и Управляющего устраивают условия и требования к совместной работе, клиенту будет предложено подписать договор доверительного управления (или договор персонального банковского обслуживания в случае использования услуги Private banking), который впоследствии станет основой взаимоотношений. В любом случае для подписания договора при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.
Следующий этап — открытие счета в банке, куда клиент перечисляет деньги, предназначенные для доверительного управления, и в специализированном депозитарии так называемый счет-депо, где будут храниться ценные бумаги.
Обычно управляющий устанавливает минимальную сумму, необходимую для управления. Однако если клиент не обладает достаточными средствами, это еще не означает категорический отказ компании работать с ним.
Договор доверительного управления заключается на определенный срок, и управляющий, при приближении даты его окончания обязательно свяжется и обсудит возможность пролонгации (чаще всего примерно за 45 рабочих дней). Если же клиент не планирует продление договора, то управляющий будет постепенно продавать ценные бумаги, находящиеся в клиентском инвестиционном портфеле, после чего зафиксирует заработанную прибыль и на момент окончания действия договора все активы передаст клиенту в денежной форме.
Для прекращения договора доверительного управления до окончания срока его действия, достаточно предоставить управляющему уведомление о его расторжении, причем с подробным и однозначным указанием в письменной форме информации относительно закрытия портфеля и вывода средств: в каком виде клиент хочет получить принадлежащее ему имущество (в виде денежных средств или ценных бумаг) и каким способом будет осуществляться вывод средств (путем перевода со счета на счет, путем снятия денег со счета).
В случае если договором доверительного управления не предусмотрен порядок и/или сроки передачи клиенту его средств и имущества, находящихся в управлении, менеджер портфеля при прекращении договора доверительного управления обязан передать их в срок, не превышающий 14 дней с момента получения/направления указанного уведомления.
Какие расходы могут ожидать клиента.
Прежде всего, следует условно разделить расходы на прямые и косвенные.
К прямым относятся расходы на вознаграждение управляющего, которое в свою очередь складывается, как правило, из двух частей.
Первая — не зависит от итогов управления средствами и составляет обычно определенный фиксированный процент от общей суммы инвестирования (1%-2% в год). Стоит отметить, что существуют компании, которые не взимают такого рода комиссию, но при этом устанавливают дополнительные сборы, о которых следует обязательно подробно расспросить менеджера компании.
Вторая часть вознаграждения управляющего так называемая «плата за успех» напрямую зависит от успешности его работы и прироста стоимости активов, находящихся под его управлением. Эта комиссия обычно составляет 10%-20% от полученной прибыли и может быть поставлена в зависимость от ее размера.
Еще одна составляющая прямых расходов — налог на доходы физических лиц в размере 13% для резидентов РФ и 30% для нерезидентов РФ, который нужно будет уплатить по окончании каждого финансового года и при выводе средств из доверительного управления. Естественно, налог начисляется только на прибыль, которая рассчитывается как разница между доходами и убытками по всем операциям (ст. 214 НК РФ). Причем прибыль считается для каждого из финансовых инструментов отдельно.
Если на акции, находящиеся в портфеле, начислены дивиденды, то с них также нужно будет уплатить налог в 9% (ст. 224 НК РФ). В случае же с облигациями, налогообложению не подлежат погашение государственных облигаций и купонные выплаты по ним (ст. 217 НК РФ).
Кроме того, в условиях договора доверительного управления стоит обратить внимание на пункт, касающийся штрафных санкций и комиссий за досрочный вывод средств из управления, в ином случае при возникновении необходимости вывести деньги раньше оговоренного в договоре срока клиент может лишиться части этих самых средств — обычно 1%-2% от выводимой из управления суммы.
К косвенным расходам следует отнести комиссии бирж и брокеров, стоимость банковских переводов и аналогичные незначительные расходы, вычитаемые из общей суммы инвестированных средств.
На что стоит обратить внимание при выборе данной услуги.
При выборе услуги индивидуального доверительного управления для начала стоит определиться с суммой инвестирования, в случае передачи в управление денежных средств, или с размерами объекта управления, в случае если управлению подлежит иное имущество (ценные бумаги, авторские коллекции, недвижимость и т. п.) необходимо помнить, что многие компании устанавливают минимальный объем денежных средств или имущества, принимаемый в доверительное управление. В случае с индивидуальным управлением речь идет о нескольких миллионах рублей, а в случае с Private Banking — о миллионе долларов и выше.
Кроме того, важно обозначить для себя сроки инвестирования, и при этом иметь в виду, что многие компании устанавливают минимальный срок управления средствами, как правило, один год.
В зависимости от того, насколько клиент готов к риску и какую доходность ожидает от размещения средств в доверительном управлении, клиенту предстоит определиться со стратегией инвестирования и утвердить ее с будущим управляющим.
Необходимо изучить информацию о компании, предоставляющей услугу ИДУ, и о потенциальном менеджере. Для этого, следует удостовериться в наличии у компании лицензии на осуществления деятельности по управлению ценными бумагами и уточнить срок ее действия.
Помимо этого стоит обратить внимание на финансовые показатели и динамичность развития компании, квалификацию ее сотрудников и доходность за предыдущие периоды, наличие крупных клиентов и положение компании в рейтингах. Не лишним будет узнать о репутации управляющего и сравнить графики изменения стоимости активов, находящихся в доверительном управлении, с биржевыми индексами (например, ММВБ или РТС), принять во внимание расходные статьи.
Для того чтобы составить более полное представление о потенциальном менеджере портфеля, рекомендуется лично с ним встретиться и обсудить возможное сотрудничество и предлагаемые им условия. Кроме этого, необходимо предварительно получить типовой договор доверительного управления и самостоятельно или, прибегнув к помощи юриста, изучить его. Традиционно в нем перечисляются виды и доли активов в портфеле, четко определяются формы и регулярность предоставляемых управляющим отчетов. Следует обратить внимание на перечень рисков и гарантий, которые управляющий берет на себя.