Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Институциональная структура интеграционного комплекса ЕС

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Европейский социальный фонд (1960 г.) оказывает финансовую поддержку социальной политике ЕС, помогая представителям определенных профессий, отраслей, районов адаптироваться к условиям структурной перестройки промышленности. Особое внимание уделяется финансированию программы уменьшения безработицы, преодолению социального отторжения, гармонизации профессиональной и семейной жизни. Важное место… Читать ещё >

Институциональная структура интеграционного комплекса ЕС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Институциональная структура интеграционного комплекса ЕС включает ряд международных региональных валютно-кредитных и финансовых организаций. Это обусловлено следующими причинами:

  • • развитием экономической, в том числе валютно-кредитной и финансовой, интеграции;
  • • созданием единого рынка и единой валюты;
  • • стремлением стран Западной Европы укрепить свои позиции в мировой экономике в противовес другим центрам — США и Японии;
  • • необходимостью расширения целевых совместных фондов для оказания помощи ассоциированным развивающимся странам и обеспечения социальной региональной политики.

Финансовые организации ЕС преследуют разнообразные цели: укрепление европейской интеграции и мирового центра путем создания собственной институциональной структуры; развитие экономики стран ЕС; проведение единой сельскохозяйственной политики; создание Экономического и валютного союза в соответствии с Маастрихтским договором, вступившим в силу с ноября 1993 г.; проведение согласованной политики по отношению к ассоциированным странам. В соответствии с поставленными целями эти организации осуществляют межгосударственное и частично наднациональное регулирование экономики на региональном уровне и играют важную роль в развитии западноевропейской экономической интеграции. Целевая установка ЕС на создание экономического и политического союза определила специфику его региональных финансовых институтов. Они являются составным элементом институциональной структуры ЕС, которая включает наднациональные институты — Европейский парламент, Совет европейских сообществ, Комиссию европейских сообществ (КЕС), Европейский суд. Материальной основой их создания служил совместный бюджет ЕС, объединяющий взносы из национальных бюджетов стран-членов. В деятельности региональных институтов с 1979 г. использовалась европейская валютная единица ЭКЮ, а с января 1999 г. — евро.

В 1958 г. в Люксембурге был учрежден Европейский инвестиционный байк (ЕИБ). Задачи ЕИБ: содействие развитию наименее развитых районов стран ЕС; реконструкция и строительство предприятий, которые не могут быть осуществлены за счет ресурсов одной страны; модернизация отраслевой структуры в рамках специализации и кооперирования производства; создание совместных хозяйственных объектов, представляющих общий интерес для стран ЕС; развитие транспорта, телекоммуникаций, энергетики, охрана окружающей среды, поддержка мелкого бизнеса. Доля ЕИБ в проектном кредитовании составляет до 50% стоимости проекта. Европейский инвестиционный банк — финансовое учреждение Европейского союза — задуман и действует как банк и в то же время как европейский институт, способствуя за счет этого достижению Союзом его глобальных целей, т. е. финансируя проекты, которые развивают сбалансированную европейскую интеграцию, способствуют экономическому и социальному единению, а также прогрессу инновационной наукоемкой экономики[1]. ЕИБ финансируется посредством получения займов на финансовых рынках. В отличие от традиционных банков он не получает коммерческого дохода за счет обслуживания сбережений или текущих счетов. Как лидирующий в мире несуверенный заемщик ЕИБ пользуется максимально возможным рейтингом кредитоспособности (ААА) на рынках долгосрочного ссудного капитала. Это позволяет ему на очень конкурентоспособных условиях мобилизовать значительные объемы сбережений, необходимые для поддержания его деятельности заимодавца.

Источниками ресурсов являются уставный капитал (в том числе 7,5% оплаченный, 92,5% гарантийный), выпуск облигационных займов.

Банк предоставляет долгосрочные кредиты сроком от 7—12 (промышленность) до 20 (инфраструктура) лет; развивающимся странам — кредиты на малорентабельные проекты до 40 лет из расчета 1—2% годовых. Кроме того, ЕИБ дает гарантии частным и государственным предприятиям[2].

Операции ЕИБ вне ЕС в соответствии со ст. 18 Римского договора осуществляются с разрешения Совета управляющих Банка в целях кредитования проектов, важных для ЕС. Деятельность ЕИБ распространяется на развивающиеся страны, ассоциированные с ЕС. Банк участвует в кредитовании инвестиционных проектов в странах Средиземноморья, Африки, Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна, Центральной и Восточной Европы. В деятельности ЕИБ проявляется характерная и для Всемирного банка тенденция к взаимодействию с мировым рынком ссудных капиталов. Через этот межгосударственный институт перераспределяется часть ссудных капиталов в целях развития европейской экономической интеграции и укрепления позиций этого мирового финансового центра.

Помимо всего прочего, ЕИБ владеет контрольным пакетом акций Европейского инвестиционного фонда (EIF) (у ЕИБ 60,5% акций, у Европейской комиссии — 30%, остальные 9,5% — у различных европейских банков и финансовых структур) и возглавляет его правление. Созданный в 1994 EIF находится там же, где и ЕИБ, — в Люксембурге. Его главная задача состоит в том, чтобы поддерживать инвестиции в малые и средние европейские предприятия. ЕИБ и EIFвместе составляют EIB Group.

Отличительной чертой институциональной структуры ЕС является создание системы структурных и других целевых международных фондов. В число структурных фондов входит Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства — ЕФОГА (создан в 1962 г., функционирует с 1964 г.). Фонд разделен на две секции: 1) секция поддержки и гарантий за счет совместного бюджета ЕС финансирует меры по реализации общей сельскохозяйственной политики (план «Зеленая Европа»);

2) секция ориентации сельского хозяйства финансирует конкретные мероприятия в этой отрасли, в частности регулирует цены и поддерживает уровень доходов фермеров за счет ассигнований ЕС на структурные фонды.

Включение сельского хозяйства в процесс интеграции потребовало создания межгосударственного фонда для финансирования совместной сельскохозяйственной политики с целью подтянуть уровень развития, концентрации и специализации производства, накопления капитала в сельском хозяйстве до уровня промышленности и тем самым сгладить противоречия воспроизводства. Руководство ЕФОГА осуществляет КЕС при содействии Постоянного комитета Фонда по вопросам структурной сельскохозяйственной политики. Источником ресурсов ЕФОГА служит общий бюджет ЕС, 70% которого вначале использовалось для финансирования совместной сельскохозяйственной политики. Механизм формирования ресурсов ЕФОГА аналогичен принципам построения доходов бюджета ЕС, в который отчисляются: компенсационные сборы, таможенные пошлины, 1% НДС. В ЕФОГА поступали компенсационные сборы с импортеров сельскохозяйственных товаров, определяемые разницей между гарантированными ценами, установленными в ЕС на многие из этих товаров, и мировыми. Гарантированные цены применялись при скупке органами ЕС излишней продукции, которая складировалась или экспортировалась. За счет Фонда экспортеры получали субсидии в размере разницы между внутренними и мировыми ценами. В итоге ЕФОГА привлекал значительные суммы от импортеров сельскохозяйственной продукции, а основные его ресурсы получали страны-экспортеры в порядке субсидирования вывоза этой продукции в третьи страны. Поэтому проблема формирования и распределения средств ЕФОГА вызывает разногласия между странами-членами, а также между ЕС и США, которые выступают против субсидирования экспорта сельскохозяйственных продуктов из ЕС.

ЕФОГА осуществлял поддержку «зеленых» курсов валют, применявшихся для расчетов в аграрном общем рынке. Страны, рыночные валютные курсы которых ниже «зеленых», при импорте сельскохозяйственных товаров получали субсидии из ЕФОГА, а при экспорте вносили в Фонд компенсационный налог. Напротив, страны, у которых валютный курс превышал «зеленый», при экспорте сельскохозяйственных товаров получали компенсационные субсидии, а при импорте платили налог. С конца 1990;х гг. эти субсидии уменьшались, а затем и вовсе были отменены.

Европейский фонд регионального развития (1975 г.) осуществляет финансовую поддержку региональной политики с целью снижения диспропорций в развитии отдельных неблагополучных (периферийных и депрессивных) регионов стран ЕС. При распределении ресурсов приоритет отдается совместным программам региональной политики нескольких стран.

Европейский социальный фонд (1960 г.) оказывает финансовую поддержку социальной политике ЕС, помогая представителям определенных профессий, отраслей, районов адаптироваться к условиям структурной перестройки промышленности. Особое внимание уделяется финансированию программы уменьшения безработицы, преодолению социального отторжения, гармонизации профессиональной и семейной жизни. Важное место в деятельности фонда занимают финансирование профессионального обучения и создание информационной системы о наличии вакансий рабочих мест.

Для усиления целевого использования ассигнований из общего бюджета ЕС на структурные фонды количество финансируемых программ развития было сокращено с шести в 1994—1999 гг. до трех в 2000—2005 гг.

Наибольшая доля этих ассигнований (56% в начале 2000;х гг.) приходится на Европейский фонд регионального развития, значительно меньше (32,6%) — на Европейский социальный фонд и ЕФОГА (9,3% — секция ориентации сельского хозяйства). Но с учетом средств, получаемых секцией поддержки и гарантий, ресурсы ЕФОГА превышают 44 млрд евро.

Помимо структурных фондов в ЕС функционируют целевые фонды.

Европейский фонд сплочения (1993 г.) участвует в финансировании проектов по охране окружающей среды в рамках общей экологической политики ЕС. На эту цель выделяется примерно 50% средств фонда. Другое направление его деятельности — софинансирование проектов развития транспорта (трансъевропейских сетей) в Греции, Ирландии, Испании, Португалии, имеющих ВВП надушу населения ниже 90% среднего уровня ЕС.

Фонд содействия рыболовству (1994 г.) финансирует меры, направленные на повышение конкурентоспособности рыболовной промышленности стран ЕС.

Опыт ЕС свидетельствует о важной роли международных структурных и целевых фондов как финансовых инструментов политики консолидации интересов стран-членов, преодоления их противоречий и углубления региональной экономической интеграции.

  • [1] URL: http://vww.ruscu.org/article.php?id=41/
  • [2] По данным представительства ЕС в России. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2011/20 111 222_ru.htm
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой