Развитие сферы социально-культурного сервиса и туризма является одним из перспективных направлений совершенствования экономики РФ.
По сравнению с другими странами, в которых сфера услуг, и в частности туризм, стала одной из доходных отраслей экономики, российская сфера услуг и туристический бизнес в настоящее время находится в стадии становления.
Сфера услуг — это с одной стороны, круг сервисных услуг, оказываемых населению, с другой — совокупность организаций и индивидуальных исполнителей, которые в рамках сервисной деятельности оказывают материальные и социально-культурные услуги потребителям.
Услуги невозможно складировать и сохранять, как материальные товары.
Вопросы качества услуги и постоянства этого параметра во времени зависят от очень многих субъективных факторов в частности от личностных характеристик тех субъектов, которые оказывают и получают услуги.
Начало серьезного отношения к вопросам развития сферы услуг и сервисного обслуживания в нашей стране было положено в советское время, когда партийное руководство приняло решение превратить сферу обслуживания в крупную механизированную область народного хозяйства.
Это директивное задание выражало насущную экономическую потребность, программы роста материального благосостояния народа.
Экономика России развивалась, и вместе с ней росло и расширялось поле деятельности сферы услуг.
Вместе с тем, за последние 10−15 лет закрылось подавляющее большинство предприятий сферы услуг, работавших во времена СССР.
Основой работы современных конкурентоспособных сервисных организаций являются эффективные технологии обслуживания, современное оборудование, качественное сырье, высококвалифицированный персонал.