Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей.
Сложились в основном 5 направлений: школа научного управления, школа административного управления, школа с позиции человеческих отношений и психологии человека, школа с позиции поведения человека в производстве, количественный подход.
" Школа научного управления" может рассматриваться как предтеча к формированию организационной психологии.
Сущность предложенной системы основывается на следующих четырех положениях:
Развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности.
Отбор и обучение работников.
Сочетание знания о трудовой деятельности с возросшими трудовыми возможностями отобранных работников.
Специализация видов трудовой и организационной деятельности в форме распределения ответственности между руководителями и работниками.
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась административная модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:
четкое функциональное разделение труда;
передача команд и распоряжений сверху вниз;
единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);
соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).