Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Условия актуализации личностных ресурсов педагога в «поле возможностей»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, интегративные характеристики личности педагога (профессиональное самосознание, профессиональная направленность) и его личностные ресурсы, обеспечивающие успешное самоопределение личности в пространстве возможностей, организацию осмысленной целенаправленной деятельности, сохранение устойчивости и цельности личности и, в целом, — саморегуляцию личности, «дополняются… Читать ещё >

Условия актуализации личностных ресурсов педагога в «поле возможностей» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Системно-деятельностный подход предполагает, что вклад различных психологических образований (в т. ч. ресурсов личности) в процесс и результат деятельности не инвариантен, а определяется их местом в структуре деятельности и системными связями с другими переменными (факторами среды и личностными свойствами).

Соответственно, к условиям актуализации личностных ресурсов педагога можно отнести:

1. Выраженность интегративных характеристик личности педагога (профессиональное самосознание и профессиональная направленность), позволяющих адекватно оценивать себя и ставить перед собой новые цели и задачи.

Профессиональное самосознание — психологическая «база» развития и профессионально-личностного роста педагога. Прежде чем развивать себя, нужно осознать себя как личность и профессионала. В наиболее обобщенном виде самосознание проявляется в осознании себя как субъекта будущей или выполняемой самостоятельной деятельности. Профессиональное самосознание проявляется как: осознание своего образа «Я» (личностного и профессионального, реального и идеального и др.), становление отношения к себе, саморегуляция. Профессиональная направленность личности в единстве всех ее аспектов (полнота, уровень, обобщенность, действенность и устойчивость) определяет систему ее базовых отношений к профессии и самому себе, смысловое единство поведения и деятельности, создает устойчивость личности в динамично изменяющихся условиях деятельности.

2. Уровень личностных ресурсов и личностной саморегуляции. Принятие персональной ответственности за свою жизнь, наличие смыслов и целей, высокая самооценка, оптимизм, чувство связности и др. играют в целом значительную роль для продуктивности деятельности.

Кроме того, личностные ресурсы опосредуют когнитивную и эмоциональную оценку рабочих требований, предъявляемых организацией работнику (сверхурочная работа, монотонность занятий, профессиональный риск, неопределенность заданий и пр.) и оценку ресурсов, предоставляемых организацией, влияя на отношение к работе и ожидания от нее, саморегуляцию при выполнении работы, т. е. на отношение к работе и к организации. Иными словами, личностные ресурсы создают особую предиспозицию к работе, которая определяет всю дальнейшую систему отношений и благополучия. Установлено, что при высоких личностных ресурсах негативное воздействие требований снижается, т. е. ресурсы выступают как модераторы, ослабляющие связь между требованиями работы и состоянием личности. Личностные ресурсы способствуют запуску активности субъекта, в т. ч. использованию активных стратегий совладания с угрожающими событиями. В данном случае личностные ресурсы выступают в роли медиаторов, обусловливая активность субъекта по отношению к окружающей среде и являясь «генераторами» этой активности[1].

3. «Соотношение» личностных ресурсов с объективными ресурсами, связанными и не связанными с педагогической деятельностью.

Ресурсы представляют систему, являющуюся общим ресурсным запасом, который постоянно пополняется, накапливается или истощается[2], и динамически взаимодействуют друг с другом. Потеря одного ресурса приводит к исчезновению других. Например, утрата рабочего места также может привести к потере дохода, статуса, кредита, социальных контактов, снижению самооценки, оптимизма и др. И наоборот, приобретение ресурса (например, повышение по должности) влечет за собой приобретение или усиление других ресурсов (материальные доходы, социальный статус, расширение сферы контактов, повышение самооценки и пр.).

4. Понимание и мера принятия («интериоризации») профессиональных норм и требований.

Профессиональные нормы и требования носят объективный, «безличный» характер и по отношению к человеку выступают как обязанности. То, насколько личность осознает и принимает эти обязанности, во многом зависит от личностных характеристик человека, от уровня его социального, нравственного развития, глубины понимания им своих задач, степени осознания самого факта своей включенности в определенное сообщество. Принятие (или непринятие) своих обязанностей предполагает также осознанную произвольную активность человека, совершение мотивационноценностного выбора, волевые усилия и опосредуется механизмом ответственности. Отношение личности к своим обязанностям выражается в поведении, соответствующем (или не соответствующем) моральным (профессиональным) требованиям и соображениям долга.

5. Уровень сформированности инструментально-экспрессивных характеристик личности (характер, способности). Характер и способности относятся к характеристикам личности, обеспечивающим взаимодействие педагога с образовательной организацией. Обобщенно их можно рассматривать как способы и средства взаимодействия и деятельности педагога. Соответственно, от уровня их сформированности зависят операциональная готовность и способность педагога к профессиональной деятельности. Не владея способами и средствами деятельности, педагог вряд ли сможет реализовать свои мотивы, творческие замыслы, достичь поставленные цели. При этом следует отметить, что система инструментальноэкспрессивных характеристик личности также является динамической, т. е. их «соотношение» и выраженность зависят от особенностей развития личности педагога, конкретной педагогической ситуации, характера педагогической задачи (рис. 5).

Условия актуализации личностных ресурсов педагога.

Рис. 5. Условия актуализации личностных ресурсов педагога.

Таким образом, интегративные характеристики личности педагога (профессиональное самосознание, профессиональная направленность) и его личностные ресурсы, обеспечивающие успешное самоопределение личности в пространстве возможностей, организацию осмысленной целенаправленной деятельности, сохранение устойчивости и цельности личности и, в целом, — саморегуляцию личности, «дополняются» экспрессивно-инструментальными характеристиками (характер и способности — поведение). Экспрессивноинструментальные характеристики, несмотря на свой «вторичный» характер, играют очень существенную роль — обеспечивают связь личности с объективными требованиями и ресурсами как связанными, так и не связанными с педагогической деятельностью. Посредством характера и способностей педагог «встраивается» в систему объективных требований и «вычерпывает» из объективных условий необходимые ресурсы.

  • [1] Иванова Т. Ю. Функциональная роль личностных ресурсов в обеспечении психологического благополучия: дис. … канд. психол. наук. М., 2016.
  • [2] Там же.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой