Условия актуализации личностных ресурсов педагога в «поле возможностей»
![Реферат: Условия актуализации личностных ресурсов педагога в «поле возможностей»](https://westud.ru/work/6918802/cover.png)
Таким образом, интегративные характеристики личности педагога (профессиональное самосознание, профессиональная направленность) и его личностные ресурсы, обеспечивающие успешное самоопределение личности в пространстве возможностей, организацию осмысленной целенаправленной деятельности, сохранение устойчивости и цельности личности и, в целом, — саморегуляцию личности, «дополняются… Читать ещё >
Условия актуализации личностных ресурсов педагога в «поле возможностей» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Системно-деятельностный подход предполагает, что вклад различных психологических образований (в т. ч. ресурсов личности) в процесс и результат деятельности не инвариантен, а определяется их местом в структуре деятельности и системными связями с другими переменными (факторами среды и личностными свойствами).
Соответственно, к условиям актуализации личностных ресурсов педагога можно отнести:
1. Выраженность интегративных характеристик личности педагога (профессиональное самосознание и профессиональная направленность), позволяющих адекватно оценивать себя и ставить перед собой новые цели и задачи.
Профессиональное самосознание — психологическая «база» развития и профессионально-личностного роста педагога. Прежде чем развивать себя, нужно осознать себя как личность и профессионала. В наиболее обобщенном виде самосознание проявляется в осознании себя как субъекта будущей или выполняемой самостоятельной деятельности. Профессиональное самосознание проявляется как: осознание своего образа «Я» (личностного и профессионального, реального и идеального и др.), становление отношения к себе, саморегуляция. Профессиональная направленность личности в единстве всех ее аспектов (полнота, уровень, обобщенность, действенность и устойчивость) определяет систему ее базовых отношений к профессии и самому себе, смысловое единство поведения и деятельности, создает устойчивость личности в динамично изменяющихся условиях деятельности.
2. Уровень личностных ресурсов и личностной саморегуляции. Принятие персональной ответственности за свою жизнь, наличие смыслов и целей, высокая самооценка, оптимизм, чувство связности и др. играют в целом значительную роль для продуктивности деятельности.
Кроме того, личностные ресурсы опосредуют когнитивную и эмоциональную оценку рабочих требований, предъявляемых организацией работнику (сверхурочная работа, монотонность занятий, профессиональный риск, неопределенность заданий и пр.) и оценку ресурсов, предоставляемых организацией, влияя на отношение к работе и ожидания от нее, саморегуляцию при выполнении работы, т. е. на отношение к работе и к организации. Иными словами, личностные ресурсы создают особую предиспозицию к работе, которая определяет всю дальнейшую систему отношений и благополучия. Установлено, что при высоких личностных ресурсах негативное воздействие требований снижается, т. е. ресурсы выступают как модераторы, ослабляющие связь между требованиями работы и состоянием личности. Личностные ресурсы способствуют запуску активности субъекта, в т. ч. использованию активных стратегий совладания с угрожающими событиями. В данном случае личностные ресурсы выступают в роли медиаторов, обусловливая активность субъекта по отношению к окружающей среде и являясь «генераторами» этой активности[1].
3. «Соотношение» личностных ресурсов с объективными ресурсами, связанными и не связанными с педагогической деятельностью.
Ресурсы представляют систему, являющуюся общим ресурсным запасом, который постоянно пополняется, накапливается или истощается[2], и динамически взаимодействуют друг с другом. Потеря одного ресурса приводит к исчезновению других. Например, утрата рабочего места также может привести к потере дохода, статуса, кредита, социальных контактов, снижению самооценки, оптимизма и др. И наоборот, приобретение ресурса (например, повышение по должности) влечет за собой приобретение или усиление других ресурсов (материальные доходы, социальный статус, расширение сферы контактов, повышение самооценки и пр.).
4. Понимание и мера принятия («интериоризации») профессиональных норм и требований.
Профессиональные нормы и требования носят объективный, «безличный» характер и по отношению к человеку выступают как обязанности. То, насколько личность осознает и принимает эти обязанности, во многом зависит от личностных характеристик человека, от уровня его социального, нравственного развития, глубины понимания им своих задач, степени осознания самого факта своей включенности в определенное сообщество. Принятие (или непринятие) своих обязанностей предполагает также осознанную произвольную активность человека, совершение мотивационноценностного выбора, волевые усилия и опосредуется механизмом ответственности. Отношение личности к своим обязанностям выражается в поведении, соответствующем (или не соответствующем) моральным (профессиональным) требованиям и соображениям долга.
5. Уровень сформированности инструментально-экспрессивных характеристик личности (характер, способности). Характер и способности относятся к характеристикам личности, обеспечивающим взаимодействие педагога с образовательной организацией. Обобщенно их можно рассматривать как способы и средства взаимодействия и деятельности педагога. Соответственно, от уровня их сформированности зависят операциональная готовность и способность педагога к профессиональной деятельности. Не владея способами и средствами деятельности, педагог вряд ли сможет реализовать свои мотивы, творческие замыслы, достичь поставленные цели. При этом следует отметить, что система инструментальноэкспрессивных характеристик личности также является динамической, т. е. их «соотношение» и выраженность зависят от особенностей развития личности педагога, конкретной педагогической ситуации, характера педагогической задачи (рис. 5).
![Условия актуализации личностных ресурсов педагога.](/img/s/8/50/1648450_1.png)
Рис. 5. Условия актуализации личностных ресурсов педагога.
Таким образом, интегративные характеристики личности педагога (профессиональное самосознание, профессиональная направленность) и его личностные ресурсы, обеспечивающие успешное самоопределение личности в пространстве возможностей, организацию осмысленной целенаправленной деятельности, сохранение устойчивости и цельности личности и, в целом, — саморегуляцию личности, «дополняются» экспрессивно-инструментальными характеристиками (характер и способности — поведение). Экспрессивноинструментальные характеристики, несмотря на свой «вторичный» характер, играют очень существенную роль — обеспечивают связь личности с объективными требованиями и ресурсами как связанными, так и не связанными с педагогической деятельностью. Посредством характера и способностей педагог «встраивается» в систему объективных требований и «вычерпывает» из объективных условий необходимые ресурсы.