В современных условиях важную роль в обеспечении конкурентоспособности продукции предприятия и эффективности производства играет умело построенная сбытовая политика.
Сбыт — это комплекс операций по реализации произведённой продукции в целях превращение товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителя. 1, 365 c.].
Коммерческая работа по сбыту решает множество задач:
Задача сбыта и распределения выпущенной продукции:
- · Поиск партнеров.
- · Установление хозяйственных связей.
- · Заключение договоров, контроль за их выполнением.
- · Выполнение функций по хранению, комплектованию, транспортировке, оказанию дополнительных услуг.
- · Осуществление претензионной работы.
Задача планирования ассортимента и качества производимой продукции:
- · Изучение спроса потребителей.
- · Формирование ассортимента, воздействие на производства с целью выпуска новых, более качествен6ных товаров.
- · Проведение работы по сертификации, лицензированию, оформлению патента на товарный знак.
Задача рекламы и стимулирования сбыта:
- · Проведение рекламных мероприятий.
- · Участие в выставках, ярмарках, проведение презентаций.
- · Стимулирование работников отдела сбыта.
- · Стимулирование спроса покупателей.
- · Организация работы сервисной службы [2, 256 c.].
Для обеспечения эффективной реализации производственных товаров предприятия должно проводить комплекс мероприятий, обеспечивающих физическое распределение товарной массы в рыночном пространстве, доведение товаров до потребителя и организацию эффективного потребления. Это находит своё выражение в разработке сбытовой стратегии предприятия. Сбыт товаров должен рассматриваться не как разовое мероприятие, а как элемент глубоко продуманной долгосрочной стратегии предприятия [3, 363 c.].
От правильной организации коммерческой работы по сбыту зависит во многом удовлетворение спроса населения, создание конкурентоспособного ассортимента, финансовое состояние предприятия. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
- 1) в сфере сбыта окончательно определяется результат всех усилий предприятия, направленных на развитие производства и получение прибыли;
- 2) приспосабливая сбытовую сеть к запросам потребителей, производитель имеет больше шансов в конкурентной борьбе;
- 3) деятельность по сбыту как бы продолжает процесс производства, беря на себя доработку товара и его подготовку к продаже (сортировку, фасовку, упаковку).