Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности психофизического развития слабовидящих школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Знание психолого-педагогических особенностей слабовидящих школьников позволяет педагогу построить эффективный процесс обучения детей с нарушениями зрения. Стимулируя в процессе специально организованного обучения активность, перцептивные потребности ребенка, включая в учебную деятельность сохранные анализаторные системы, можно успешно способствовать развитию и обучению слабовидящего школьника… Читать ещё >

Особенности психофизического развития слабовидящих школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика развития слабовидящих школьников

Глубокие нарушения зрения оказывают влияние на разные компоненты структуры личности. В связи с тем, что одни черты и качества личности оказываются в значительной зависимости от дефекта зрения, другие — в меньшей, на третьих отражаются неблагоприятные внешние условия развития, можно заметить, что у всех слабовидящих есть свои индивидуальные особенности.

Можно говорить о том, что такие глубокие нарушения зрения, как слепота и слабовидение, оказывают влияние на формирование всей психики человека, включая и личность. Однако это влияние нивелируется коррекционным воздействием и условиями развития как в семье, так и в воспитательных учреждениях. Личностные качества детей, имеющих серьезные физические недостатки, подвергаются значительным изменениям в дошкольный и подростковый периоды.

Дети с глубокими нарушениями зрения в дошкольном возрасте начинают понимать свое отличие от нормально видящих детей, а в подростковом — по-настоящему переживать свое физическое несовершенство. Наличие у них недостатков зрения и осознание своего отличия от нормально видящих приобретает личностный смысл.

Особенности формирования мыслительных процессов у слабовидящих детей зависят от индивидуальных особенностей развития всех психических процессов ребенка.

Знание психолого-педагогических особенностей слабовидящих школьников позволяет педагогу построить эффективный процесс обучения детей с нарушениями зрения. Стимулируя в процессе специально организованного обучения активность, перцептивные потребности ребенка, включая в учебную деятельность сохранные анализаторные системы, можно успешно способствовать развитию и обучению слабовидящего школьника.

Нарушение зрения связано с появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности. Это проявляется в снижении количества получаемой информации и в изменении ее качества, ограничивает возможности формирования образов воображения и памяти.

Происходят качественные изменения в процессе формирования речи, в мыслительной деятельности, в ориентировке в пространстве и т. д.

Значительные изменения происходят в физическом развитии: в точности движений, их интенсивности, становится специфической ходьба и другие двигательные акты.

Таким образом, у ребенка формируется своеобразная психологическая система, отличающаяся от нормально развивающегося ребенка. Поэтому формирование и развитие психологической системы непосредственно связано с коррекционной работой с детьми, имеющими нарушения зрения и с формированием системы компенсаторных процессов.

Нарушения функций зрения приводят к сокращению и ослаблению зрительных ощущений. При наиболее значительных снижениях остроты зрения, доминирующее положение занимают кожный и двигательный анализаторы. Однако зрительный анализатор, в зависимости от уровня остроты зрения продолжает в той или иной мере принимать участие в процессе восприятия. Примерно 90% всей информации человек получает через зрение.

У детей с нарушениями зрения формируются обедненные, часто деформированные и неустойчивые зрительные образы. Для зрительного восприятия, свойственна избирательность, т. е. выделение тех объектов, которые находятся в сфере интересов, деятельности и внимания ребенка. При нарушениях зрения, когда неточно отражаются объекты, у ребенка ослабляется интерес к окружающему, снижается общая активность и, как результат, избирательность восприятия. Ограниченность информации, получаемой слабовидящими детьми, обусловливает появление такой особенности их восприятия, как схематизм зрительного образа, его обедненность. Нарушается целостность восприятия объекта, в образе объекта часто отсутствуют не только второстепенные, но и определяющие детали, что ведет к фрагментарности и неточности отражения окружающего. Для нормального функционирования зрительного восприятия характерна способность узнавать объект, вне зависимости от его положения, расстояния от глаз, освещенности и т. д. Для слабовидящих детей нужны определенные условия. Нарушения зрения приводят к нарушению восприятия перспективы и глубины пространства, при этом образы восприятия искажаются и неадекватны действительности. Таким образом, нарушение зрительной системы в разных отделах приводит к изменениям и специфичности образов восприятия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой