ОБЭРИУ.
Зачем человеку жизнь, если ее обессмысливает смертность; человек в чужом, фиктивном, абсурдном мире
В поэме А. Введенского «Четыре описания» (1931 — 1934) покойники (Зумир, Кумир, Чумир и Тумир) философствуют на темы их прошлого земного бытия. И из загробья их земная жизнь представляется им чем-то ирреальным, а мир, с которым они расстались навсегда, но который живет в их памяти, полон множеством непонятных и непознаваемых существ, предметов и явлений. И у всех персонажей через воспоминание… Читать ещё >
ОБЭРИУ. Зачем человеку жизнь, если ее обессмысливает смертность; человек в чужом, фиктивном, абсурдном мире (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Что такое ОБЭРИУ
ОБЭРИУ — объединение реального искусства — последняя художественная авангардистская группа конца 1920;х годов. В это объединение входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Игорь Бехтерев. К обэриутам были близки В. Хлебников и другие футуристы.
Возникновение
Имя Хармса попало в печать в ореоле скандальности после его выступления 28 марта 1927 г. на собрании литературного кружка Высших курсов искусствоведения при Государственном институте истории искусств. Появился отклик на это выступление, в котором говорилось, что собрание литературного кружка носило буйный характер. Хармс, прочитав несколько своих стихов, решил осведомиться:
- — Читать ли еще? — осведомился он.
- — Нет, не стоит, — раздался голос. Это сказал молодой начинающий писатель И. Берлин — председатель Лен-Лефа.
" Чинари" потребовали удаления Берлина с собрания. Собрание запротестовало. Тогда, взобравшись на стул, Хармс заявил:
— Я в конюшнях и публичных домах не читаю!
Студенты потребовали от Союза поэтов исключения Хармса за то, что он «сравнил советский ВУЗ с публичным домом и конюшнями» .
Хармс при поддержке Введенского заявил, что свое выступление считает соответствующим оказанному им приему, а данную им публике характеристику меткой.
В 1927 г. директор Дома печати В. П. Баскаков предложил Хармсу, Введенскому и их друзьям образовать секцию и выступить в Доме печати с большим вечером. Приглашенные придумали название для своей художественной школы — «Объединение реального искусства», которое при создании аббревиатуры превратилось в Обэриу. 24−25 января 1928 года Заболоцкий выступил с манифестом группы в большом зале ленинградского Дома печати. Эти два эпизода можно считать рождением Обэриу как художественного направления.
Художественная реальность
Хармс говорил: «Поэзия производит только словесное чудо, а не настоящее» (Липавский Л. С. 16). Обэриуты утверждали, что поэзия не должна оставаться облегченным, романтически отвлеченным жанром, а должна соответствовать жестким условиям времени. Они отказывались от традиционных поэтических приемов и стремились отойти от классических канонов.
Николай Заболоцкий заселяет свою поэзию полуфантастическими уродами, «совершающими нелепые и отвратительные действия. Это был своеобразный способ сатирического изображения мещанского быта в городе» (С. Семенова).
Художественная концепция
Обэриуты утверждают бесцельность творчества. С. Семенова в статье «Эпоха Обэриутов» отмечает желание Заболоцкого запечатлеть действительность 20-х годов со всеми ее неприглядными сторонами, рожденными переходным периодом. Поэт, по наблюдениям Семеновой, стремился зафиксировать в образах все детали стремительной жизни, а потом в общей наглядной картине современного быта разграничить «белое» и «черное» и ответить на философские вопросы: для чего дана человеку жизнь? в чем смысл бытия?
Семенова верно отмечает: «У обэриутов сильны мотивы, которые позднее будет развивать западная экзистенциальная литература: обессмысливания бытия фактом смертности, заброшенности человека в непонятный, чужой, абсурдный мир. В большом стихотворении Введенского «Куприянов и Наташа» (1931) звучит более поздний сартровский мотив «тошноты»: «Мир окончательно давится // Его тошнит от меня // Меня тошнит от него» .
В поэме А. Введенского «Четыре описания» (1931 — 1934) покойники (Зумир, Кумир, Чумир и Тумир) философствуют на темы их прошлого земного бытия. И из загробья их земная жизнь представляется им чем-то ирреальным, а мир, с которым они расстались навсегда, но который живет в их памяти, полон множеством непонятных и непознаваемых существ, предметов и явлений. И у всех персонажей через воспоминание проходит центральный пункт их бытия — переход по тем или иным причинам в загробное небытие. И причины этого перехода различны, но результат одинаков — уход в нети, где все земные характеристики личностей и предметов недействительны.
В тексте Хармса «О явлениях и существованиях № 2» (1934) отрицается существование реальности. Мир — фикция, мираж и абсурд. Герой этого произведения некто Ступин высказывает мнение, что все дым. И Хармс пишет: «А по-моему не все дым. Может и дыма-то никакого нет. Ничего, может быть, нет» .