Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Деревянное зодчество Сибири

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый Софийский собор сгорел в 1643 г. На его месте в 1646—1648 гг. был построен второй деревянный собор, погибший в пожаре 1677 г. Сохранив размеры предыдущего, он обрел тринадцатиглавое венчание, возможно, уподоблявшее его легендарной деревянной Софии Новгородской 989 г. Его завершение реконструируется как пятиглавие с центральным шатром, окруженное в более низком ярусе восемью главами… Читать ещё >

Деревянное зодчество Сибири (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Все произведения русской архитектуры Сибири до 1680-х гг. были деревянными. Число дошедших до нас сооружений XVII — первой половины XVIII в. очень невелико. Пока стоит на месте только башня Бельского острога (кон. XVII в.); башня Якутского острога (1681 — 1687) сгорела в 2002 г. Остальные постройки перенесены в музеи под открытым небом. Спасская башня (1667) и Казанская церковь (1679) Илимского острога находятся в Тальцах под Иркутском. Башни Юильского острога на р. Казым (ныне Юильск; 1740-е) перенесены в Коломенское (ныне на территории Москвы), Братского острога (1654) — на территорию Братской ГЭС и в новосибирский Академгородк, куда перемещена также Спасская церковь из Зашиверска в Якутии (1700).

Фотоматериалов, но ранней деревянной архитектуре также весьма немного, и в этой ситуации облик многих памятников может быть примерно реконструирован только по описаниям.

Важнейшим архитектурным сооружением Сибири XVII в. был кафедральный собор св. Софии в Тобольске. Самостоятельная епархия была учреждена в Сибири в 1620 г., первый деревянный собор построен в 1621 — 1622 гг. Посвящение Софии Премудрости Божьей с празднованием в день Успения Богородицы было редким — в России XVII в. Софийские соборы были только в Новгороде и Вологде. Именно с традицией этих двух центров и возможно связать посвящение главного храма Сибири: ее территория входила ранее в состав архиепископии Вологодской и Великопермской, а первый архиепископ Сибири Киприан был родом из Новгорода. Согласно описанию это была пятиглавая церковь с закомарами, т. е. постройка, подражавшая типу каменных пятиглавых соборов, что естественно, учитывая ее функцию. В комплекс входили также большая одноглавая (вероятно, клетская) церковь Похвалы Богоматери и шестигранная колокольня1. Последняя форма была гораздо менее распространена, чем восьмигранная, но не вовсе уникальна. Среди примеров — колокольни при церквах Иоанна Златоуста в Саунине иод Каргополем (1665), Троицкой в Помялове (1694; пе сохр.) и Никольской в Согиницах (1696), в ансамбле в Пияле (1700) и др.

Первый Софийский собор сгорел в 1643 г. На его месте в 1646—1648 гг. был построен второй деревянный собор, погибший в пожаре 1677 г. Сохранив размеры предыдущего, он обрел тринадцатиглавое венчание, возможно, уподоблявшее его легендарной деревянной Софии Новгородской 989 г.[1][2] Его завершение реконструируется как пятиглавие с центральным шатром, окруженное в более низком ярусе восемью главами. Наибольшее количество многоглавых церквей было сооружено на Северной Двине, где, в частности, получил распространение тип храма с центральным шатром и восемью главами по квадрату (сохранившаяся Сретенская церковь в Заостровье, 1683—1688, и ряд утраченных памятников). Определенное сходство собор должен был иметь и с подражавшими каменным соборам деревянными крестообразными храмами. Пятиглавый четверик собора архангела Михаила в Шенкурске (1681; не сохр.) имел высокие боковые прирубы с главами, что создавало девятиглавую композицию. В Воскресенском соборе в Коле (1681; не сохр.) она была усложнена двумя пятиглавыми приделами, доводившими общее число глав до 19.

В далеком Троицком монастыре в Киренске на р. Лене в 1693—1699 гг. была построена огромная девятиглавая надвратная церковь Иоанна Предтечи. По сообщениям летописи, она сгорела в 1814 г. Эта церковь вызывала восторженные отзывы современников, но единственное подробное описание, которое может быть отнесено к ней, было сделано епископом Нилом в уже 1838 г.: «На ней девять глав, из которых каждая основанием имеет отдельную пирамидальную башенку. А окна и балконы тянутся в несколько рядов, с прихотливыми уступами и резными фигурами. Вообще, здание это таково, что в средние века в каждом городе и аббатстве оно нашло бы для себя почетное место»[3]. Если речь здесь идет действительно о Предтеченской церкви, то сообщение о ее гибели в 1814 г. следует считать ошибочным.

Трудно сказать, какой из многочисленных вариантов девятиглавия могла представлять эта церковь. Композиция могла строиться на противопоставлении главной и восьми боковых глав. Они могли размещаться по квадрату вокруг центрального шатра на четверике (Сретенская церковь в Заостровье, 1683—1688, и др.), или восьмерике (Покровская церковь в Кижах, завершение 1752—1756), или вокруг центральной главы на покрытии «кубом» (Никольская церковь в Бережной Дуброве на Онеге, 1678). Второй тип, менее вероятный для данного памятника, заключался в сочетании центрального пятиглавия с дополнительными главами. Они могли размещаться крестообразно — непосредственно на прирубах (церковь в Дмитриеве, 1673, завершение изменено) или на шатрах (Владимирская церковь в Подпорожье, 1757). Другой вариант — диагональное размещение по углам четверика, либо непосредственно (Богоявленская церковь в Лядинах, 1793, перестр.), либо на бочках (церковь св. Иоанна Предтечи в с. Шуя, нач. XVIII в.; не сохр.).

Не исключено, однако, что цитированное описание относится к другой надвратной церкви того же монастыря — Владимирской (с 1853 г. Никольской), построенной в 1758—1785 гг. и сгоревшей в 1931 г. Последняя известна по ряду фотографий (рис. 2.1). На них она предстает как монументальное трехчастное сооружение, увенчанное тремя главами на восьмериках. Вполне можно предположить, что при одном из ремонтов девятиглавие могло быть сменено трехглавием. В этом случае девятиглавое завершение может быть реконструировано как три поперечных трехглавия — форма, неизвестная в других памятниках, но возможная как комбинация трех объемов с поперечным трехглавием. Сама трехчастная композиция храма восходит, скорее всего, к трехчастным композициям архитектуры Левобережной Украины, откуда происходил ее строитель игумен Вонифатий (Юзефович).

Киренск. Троицкий монастырь. Никольская церковь (фото начала XX в.

Рис. 2.1. Киренск. Троицкий монастырь. Никольская церковь (фото начала XX в.: Калинина, 2000).

Судя по видам сибирских городов на многочисленных гравюрах, здесь были широко распространены храмы с шатровым завершением. До наших дней сохранился всего один небольшой храм этого типа — Спасская церковь из Зашиверска (1700), перенесенная в музей под открытым небом в новосибирском Академгородке (рис. 2.2).

Зашиверск. Спасская церковь (фото 1930;х гг.

Рис. 2.2. Зашиверск. Спасская церковь (фото 1930;х гг.: Окладников А. П. и др. Древний Зашиверск: древнерусский заполярный город. М., 1977. С. 16)

Она построена восьмериком на четверике с узкой трапезной и большим алтарем, перекрытым выразительной бочкой. Колокольня стояла отдельно. Восьмерик невысокий и значительно более узкий, чем четверик, что превращает его в малозаметный переход к шатру.

К шатровому типу относилась огромная Троицкая церковь в Томске (1654), перестроенная в середине XVIII в. и разобранная в 1811 г. Это был один из крупнейших в России шатровых храмов. Его высота без главы составляла 20 сажен — около 43 м. По мнению А. Ю. Майничевой, «используя известные по другим памятникам пропорции шатра и венчающей его главы, мы получаем общую высоту сооружения до яблока под крестом 48—51 м, что совпадает с высотой Владимирской церкви в Белой Слуде (1642; не сохр.) и Воскресенской в Пияле (1651), считающихся наиболее высокими шатровыми церквами»[4].

Из немногих зафиксированных на фото шатровых храмов Сибири выделялся монументальный (до 40 м в высоту) храм Богоявления в Знаменке (1731; не сохр.; рис. 2.3) — стандартного типа восьмерик на четверике, но имевший две интересные особенности.

Знаменка. Богоявленская церковь (фото начала XX в.

Рис. 23. Знаменка. Богоявленская церковь (фото начала XX в.: Калинина, 2000, с. 251)

Первая особенность — дополнительные главы на углах четверика, свободных благодаря восьмериковому завершению. В шатровых храмах на них иногда ставились бочки, например в церкви Иоанна Златоуста в Саунине.

(1655). Примеры глав на четверике есть только у многоглавых храмов с нешатровым покрытием — Богоявленского в Лядинах (1793) и Прсдтсченского в Шуе (нач. XVIII в.; не сохр.). Единственный образец сочетания глав и шатра — Покровская церковь в Ракуле (1766), где поставленный без восьмерика шатер был окружен четырьмя главами на вздутых шатриках. То, что в Знаменке боковые главы поставлены на вздутые купола, говорит об украинском влиянии. Вторая особенность храма — наличие двух равновеликих апсид. Это очень редкое явление, как в деревянном, так и в каменном зодчестве. Среди немногих аналогов — Спасская церковь в Илимске (1787; не сохр.).

В Сибири есть и несколько образцов завершения основного храма бочкой, исключительно редкого для Европейской России. Казанская церковь Илимского острога (1679) завершена бочкой с небольшой главкой (рис. 2.4). В Европейской России храмы с подобным завершением строились на Онеге, из них сохранилась Благовещенская церковь в Пустыньке (1719). Отличие всех этих церквей состоит в том, что их бочки были примерно того же размера, что и четверики, а в Илимском остроге бочка значительно меньше, так что боковые части четверика покрыты широкими полицами.

Тальцы. Казанская церковь, перенесенная из Илимского острога (фото автора, 2014).

Рис. 2.4. Тальцы. Казанская церковь, перенесенная из Илимского острога (фото автора, 2014)

Четверик Введенской церкви того же острога (1673 или 1696; не сохр.) завершался поперечной бочкой с двумя главами. Двухшатровая композиция применялась, как правило, в каменных надвратных храмах, где, как и в Илимске, было два алтаря (Богоявления и Ферапонта в Ферапонтовом монастыре, 1649, и др.). В дереве примеры двухглавых храмов пока неизвестны. Ближайшим аналогом оказывается Георгиевская церковь Среднепогостского прихода на Ерге (близ дер. Андреевская; 1685, перенесена в Коломенское), где на поперечной бочке помещены три главы.

Также уникально завершение Богоявленской церкви в Верхолснскс (1718; не сохр.). Храм типа восьмерик на четверике завершался двумя небольшими стоящими друг на друге крещатыми бочками, причем нижняя была повернута по диагонали к верхней и к восьмерику. Крещагая бочка на восьмерике — не самый редкий элемент завершения деревянных храмов. Обычно такая бочка имела рукава, на которые ставились боковые главы, окружавшие центральную главу (например, в церкви Успения в Нелазском, 1694) или шатер (храмы пинежско-мезенской школы, например Одигитриевская церковь в Кимже, 1700—1763, разобрана в 2008); в Верхоленске эти рукава практически не выражены. Редкий образец такой небольшой декоративной крещатой бочки украшает клинчатую кровлю Преображенской церкви из Янидора (1702, ныне в музее под открытым небом в Хохловке). Единственный известный мне пример сочетания двух крещатых бочек — церковь Успения Богоматери из Подсосина, перенесенная в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры (ныне Сергиев Посад; 1671; не сохр.); здесь на большую нижнюю крещатую бочку по диагонали поставлена декоративная верхняя.

  • [1] Тобольский архиерейский дом в XVII в. // История Сибири. Первоисточники. Новосибирск. 1994. Вын. IV. С. 85—107.
  • [2] Баландин С. Н. Каменный Софийский (Успенский) собор — памятник архитектурыТобольска // Памятники истории и архитектуры Сибири. Новосибирск, 1986. С. 76—87.
  • [3] Цит. по: Калинина И. В. Православные храмы Иркутской епархии XVII — начата XX в.С. 286.
  • [4] Майничева А. 10. Деревянные церкви Сибири XVII века: формы, символы. Новосибирск, 1999.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой