Центр статистических методов и информатики
Говоря о сертификации продукции, могут иметь в виду качество конкретной её партии. В ряде случаев это оправдано — рядового потребителя интересует качество лишь той единицы продукции, которую он приобрёл. Однако установление долговременных хозяйственных связей целесообразно лишь в случае, когда поставщик гарантирует высокое качество не одной, а всех партий своей продукции. Другими словами, должны… Читать ещё >
Центр статистических методов и информатики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рассматривается ведущая роль статистических методов в решении различных задач сертификации и управления качеством (в соответствии с 11-ю этапами жизненного цикла продукции по международному стандарту ИСО 9004). Описываются результаты анализа государственных стандартов по статистическим методам, современное программное обеспечение.
Введение
Сертификация и управление качеством
Вслед за развитыми странами в России «намечается всё расширяющаяся тенденция к сертификации продукции, т. е. к официальной гарантии поставки производителем продукции, удовлетворяющей установленным требованиям» [1]. Средства массовой информации отмечают, что в условиях рыночной экономики поставщики и продавцы должны иметь сертификаты качества на предлагаемые ими товары и услуги. Маркетинг, т. е. «производственная и коммерческая политика, нацеленная на получение максимальной прибыли на основе изучения рынка, создания конкурентоспособной продукции и её полной реализации» [2, с.64−65], включает в себя работы по сертификации.
Не будем останавливаться на быстро меняющейся организационной стороне процесса сертификации и соответствующих отечественных и зарубежных нормативных документах, а также на различных системах сертификации. Как общие проблемы сертификации (см., например, статьи [1,3]), так и выбор схемы сертификации для конкретной продукции (см., например, сообщение [4]) активно обсуждаются в печати. Приведем лишь несколько замечаний, необходимых для дальнейшего изложения.
Говоря о сертификации продукции, могут иметь в виду качество конкретной её партии. В ряде случаев это оправдано — рядового потребителя интересует качество лишь той единицы продукции, которую он приобрёл. Однако установление долговременных хозяйственных связей целесообразно лишь в случае, когда поставщик гарантирует высокое качество не одной, а всех партий своей продукции. Другими словами, должны быть проведены оценка и сертификация технологических процессов и производств (например, согласно рекомендациям [5]).
Ещё больше повышается доверие к поставщику, если не только отдельные технологические процессы, но и всё предприятие в целом гарантированно выпускает продукцию высокого качества. Это обеспечивается действующей на предприятии системой качества, удовлетворяющей требованиям Международной организации по стандартизации ИСО (перевод международных стандартов ИСО серии 9000 по системам качества дан в [6]). Методике проведения контроля соответствия системы качества требованиям ИСО посвящена работа [7].
В условиях рыночной экономики основная характеристика товара — его конкурентоспособность (см., например, учебное пособие [8]). Очевидно, необходимо уметь оценивать конкурентоспособность перед запуском продукции в производство или началом работы по продвижению на зарубежный рынок [2]. Приемы оценки конкурентоспособности разобраны в работе [9].
Следует отметить, что в литературе имеются различные мнения по поводу понятия «конкурентоспособность». В частности, нельзя согласиться с крайне упрощенным подходом в учебнике [10], в котором конкурентоспособность сводится к соотношению цен на внутреннем и внешнем рынках.
Одним из основных компонентов конкурентоспособности является технический уровень продукции.
В западных учебниках отмечают, что фирма, обладающая патентом или новой научно-технической разработкой, имеет более высокий «излишек производителя» по сравнению с другими фирмами (см., например, [11, с.247], [12], [13]). При выборе направления инвестиционных вложений одна из основных учитываемых характеристик — технический уровень продукции [14]. Методы оценки технического уровня продукции даны в [15].
Из сказанного вытекает, что сертификация материалов и других видов продукции — это современная форма управления качеством продукции.
На Западе общепринято, что основная составляющая в управлении качеством продукции — это статистические методы (см., например, отчет Комитета ИСО по изучению принципов стандартизации [16]).
В нашей стране внедрение комплексных систем управления качеством (КС УКП) сводилось во многом к подготовке документации организационного характера. Статистические методы использовались в промышленности недостаточно, а государственные стандарты по этой тематике зачастую содержали грубейшие ошибки (см. ниже).
Ситуация в области применения статистических методов и причины нашего отставания достаточно подробно разобраны в публикациях [17−20]. Вопросам применения статистических методов в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 по системам качества (см. перевод [6] этих стандартов) посвящены рекомендации [21].
За новыми терминами зачастую скрываются хорошо известные понятия, несколько модернизированные в соответствии с современной обстановкой. Так, «маркетинг в широком смысле — это усовершенствованная, ориентированная на рыночную экономику КС УКП» [2, с.61].
Подготовка предприятий к сертификации продукции, технологических процессов и производств, систем качества требует приложения труда квалифицированных специалистов, причем в достаточно большом объеме. Подобную работу обычно проводят специализированные организации типа фирмы «ЭНТЕР Лтд.» .
Этой фирмой подготовлена система методических материалов [2,5,7,9,15,21], охватывающая все стороны подготовки предприятия к сертификации, в частности, с целью выхода на международный рынок.