Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Законодательство Российской Федерации о правах граждан на земельные участки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специфический правовой режим земельных долей работников сельскохозяйственных предприятий установлен в ходе реформирования сельского хозяйства. Право граждан на земельную долю в этих хозяйствах более независимо в сравнении с общими правами собственников совместной недвижимости. В частности, собственник земельной доли вправе без согласия других участников долевой собственности совершать со своей… Читать ещё >

Законодательство Российской Федерации о правах граждан на земельные участки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По действующему законодательству РФ имеется множество нормативных правовых актов, предусматривающих порядок возникновения прав граждан на земельные участки и устанавливающих правовой режим этих участков, а также предусматривающих льготы и преимущества при получении прав на эти участки.

Рассмотрим спектр этих нормативных правовых актов детально.

1. Право граждан на ведение крестьянского (фермерского) хозяйства предусмотрено ст. 257−259 ГК РФ, ст. 81 ЗК РФ, Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», во исполнение которых действует ряд специальных нормативных правовых актов.

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на личном участии.

Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Членами фермерского хозяйства могут быть: супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства принимаются в его члены по достижении 16 лет. Максимальное число граждан, не состоящих в родстве с главой фермерского хозяйства, не может превышать пяти человек.

Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Он осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» .

Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, предоставляются земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с ЗК РФ (ст. 81) и Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ст. 12).

Для этого они подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в котором указаны: цель использования участка, испрашивается право на земельный участок (в собственность или в аренду), условия предоставления участка (за плату или бесплатно), срок аренды, обоснование размеров и т. д. К заявлению прикладывается соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» .

Крестьянское (фермерское) хозяйство является равноправным звеном экономической системы наряду с государственными, коллективными, индивидуальными и другими предприятиями и организациями.

Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность крестьянского хозяйства со стороны государственных, общественных и других органов не допускается, за исключением случаев нарушения собственниками и землепользователями законодательства.

При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства разделу не подлежат. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства.

Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с ГК РФ.

  • 2. Право граждан на ведение предпринимательской деятельности (ст. 34 Конституции РФ) регламентировано в отношении прав на землю специальным кругом нормативных правовых актов. Анализ их показывает, что:
    • а) получение прав на земельный участок в связи с ведением предпринимательской деятельности обусловлено заключением сделок, имеющих специальный (особо регламентированный законом) правовой режим.

В частности, к таким сделкам относится приватизация государственных и муниципальных предприятий, направленная на реформирование отношений собственности, осуществляемое при помощи особых процедур купли-продажи определенных объектов при участии в организации этих сделок специально уполномоченных органов государства;

б) получение прав на земельный участок в связи с ведением предпринимательской деятельности, возникающих в связи с куплей-продажей частных предприятий.

Под предприятием понимается имущественный комплекс, в состав которого входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция и исключительные права (ст. 132 ГК РФ).

Право на пользование земельным участком связано с правом собственности на предприятие, принадлежащее гражданину. Поэтому при свободной (неприватизационного характера) покупке предприятия применяется обычный порядок приобретения земельных участков, занимаемых такими предприятиями, не обремененный правилами аукциона, конкурсов и другой атрибутикой, присущей отношениям по приватизации предприятий.

3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства. Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»).

Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.

Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта РФ, но не более чем в пять раз.

Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Следует отметить, во-первых, потребительский характер использования земель личного подсобного хозяйства, при котором производимая сельскохозяйственная продукция поступает для удовлетворения личных потребностей гражданина, его семьи, а поэтому государственная регистрация личного подсобного хозяйства не производится — их учет ведется в нехозяйственных книгах органами местного самоуправления последний и органами местного самоуправления городских округов; во-вторых, вспомогательный характер личного подсобного хозяйства по отношению к основной трудовой деятельности граждан, имеющих личное подсобное хозяйство, на предприятиях (организациях).

4. Земельные участки могут принадлежать гражданам для удовлетворения иных нужд: строительства жилья, гаражей, садоводства и др.

Можно выделить две группы нормативных правовых актов, регулирующих землепользование потребительского целевого назначения:

1) направленных на ведение личного подсобного хозяйства в различных формах: индивидуальной, когда гражданин индивидуально или со своей семьей осуществляет сельскохозяйственную эксплуатацию специально выделенного для этих целей земельного участка, и коллективной, когда гражданин вступает в некоммерческие объединения коллективного садоводства, огородничества и животноводства, в которых выделяются земли как индивидуального, так и общего пользования.

При этом как индивидуальная, так и коллективная форма ведения личного подсобного хозяйства может состоять из основного и из вспомогательного землевладения. Например, для граждан, осуществляющих эксплуатацию земельных участков для ведения индивидуального или коллективного животноводства, предусмотрена возможность получения земельных участков для сенокошения и выпаса скота;

2) направленных на использование земельного участка для удовлетворения потребностей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

Ведущее место в данном виде землепользования занимает обеспечение граждан жильем. В силу этого выделяются следующие основные виды обеспечения граждан земельными участками:

  • — предоставление земельного участка в связи со сносом жилого дома гражданина, находящегося на земельном участке, изымаемом для государственных, муниципальных нужд. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен изымаемого для государственных и муниципальных нужд участка другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену (ст. 281 ГК РФ);
  • — предоставление земельного участка для вновь строящегося жилого дома. Земельный участок для этих целей предоставляется в собственность или в аренду по заявлению гражданина исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в границах поселений, а при недостатке свободных земель в пределах этой границы — на прилегающих к данному поселению или находящихся вблизи их землях в соответствии с генеральными планами (схемами) развития данных поселений;
  • — получение права пользования земельным участком, принадлежащим жилищно-строительному кооперативу, при вступлении в него в качестве члена и получения квартиры в доме ЖСК, поскольку каждый член ЖСК имеет право на пользование придомовым земельным участком и несет соответствующие обязанности по его содержанию. В частности, нарушение правил содержания придомовых территорий влечет за собой применение административной ответственности (ст. 142 КоАП РФ);
  • — получение права пользования земельным участком общего пользования при вступлении в ТСЖ (гл. 13 ЖК РФ).

Изложенное позволяет сделать вывод, что землепользование граждан при использовании земельных участков для удовлетворения потребностей в жилье может быть как индивидуальным, так и коллективным.

Использование земельных участков для удовлетворения потребностей граждан, не связанных с ведением сельскохозяйственного производства, выражается и в иных формах. К числу их относятся использование земельных участков для отдыха и садоводства (Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»), для стоянок автомобилей (гаражно-строительные кооперативы); получение земельных участков и право пользования ими через иные формы кооперации средств и совместной деятельности граждан, в том числе и без образования юридического лица (ст. 1041 — 1054 ГК РФ). Например, объединение граждан для строительства кладовых по храпению продуктов, овощей и фруктов.

Возникновение права граждан на участки можно подразделить на две группы оснований.

К первой группе оснований возникновения прав граждан па земельные участки относятся устанавливаемые государством права исходя из определенных социальных целей. Например, выделение земельных участков для садоводческих товариществ, дачно-строительных кооперативов, личных подсобных хозяйств и др.

Другая группа оснований возникает из наличия свободного земельного рынка без применения государством каких-либо льгот и преимуществ. В частности, государство не вмешивается в отношения купли-продажи земли, если при совершении этой сделки соблюдены требования гражданского и земельного законодательства.

Если законом не оговорено иное, приобретение гражданами прав на земельные участки предполагает общие основания (сделка, административный акт о предоставлении земель, судебное решение об установлении права на земельный участок и др.). Специальные основания приобретения земельных участков устанавливаются в зависимости от государственных задач в той или иной сфере (например, приватизация промышленных предприятий, реорганизация сельскохозяйственных предприятий путем предоставления паев и имущественного фонда этих предприятий и др.).

Специфический правовой режим земельных долей работников сельскохозяйственных предприятий установлен в ходе реформирования сельского хозяйства. Право граждан на земельную долю в этих хозяйствах более независимо в сравнении с общими правами собственников совместной недвижимости. В частности, собственник земельной доли вправе без согласия других участников долевой собственности совершать со своей долей сделки (купли-продажи, мены, дарения, сдачи в аренду, передачи на условиях ренты и т. д.), использовать свою долю как для ведения крестьянского (фермерского), так и личного подсобного хозяйства и т. д.

5. Особый правовой режим устанавливается для приобретения прав граждан на земельные участки в некоторых местностях и сферах деятельности.

В частности, такой правовой режим предусмотрен для местностей проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей, интересы которых подлежат учету даже на землях природно-заповедного значения (Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных пародов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»).

Образование территорий традиционного природопользования федерального, регионального и местного значения осуществляется соответственно решениями Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

Работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, государственных природных заповедников и национальных парков предоставляются в безвозмездное срочное пользование служебные земельные наделы.

Служебные земельные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой