Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Иностранными гражданами (далее — иностранцы) признаются лица, не являющиеся гражданами того государства, на территории которых они находятся, и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Правовой статус иностранца состоит из двух частей: правового статуса гражданина отечественного государства (или статуса апатрида в стране своего постоянного проживания… Читать ещё >

Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства, т. е. политическая принадлежность индивидуума к данному государству, определяющая характер политико-правовых отношений между личностью и государством. Гражданство — это устойчивая правовая связь человека со своим государством, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе. Наряду с термином «гражданство» в монархиях употребляется термин «подданство». Сегодня эти понятия тождественны.

Гражданин (подданный) находится под суверенитетом государства, и последнее может требовать от него выполнения обязанностей, даже если он пребывает за границей. Со своей стороны государство должно защищать граждан на своей территории и оказывать им покровительство, когда они находятся за ее пределами. В конституционном государстве институт гражданства, заменивший прежний институт подданства, стал одним из проявлений принципа равноправия всех членов общества. Даже в конституциях ряда современных монархий (Испания, Бельгия, Нидерланды) термин «подданство» заменен термином «гражданство» .

Юридические нормы, регулирующие отношения гражданства, делят обычно на следующие группы:

  • 1) нормы конституции (принцип единства гражданства, принцип равного гражданства, приобретения и утраты гражданства и др.);
  • 2) законы о гражданстве, регулирующие на основе конституции порядок признания, приобретения и утраты гражданства;
  • 3) подзаконные акты, регулирующие процессуальные вопросы признания, приобретения, утраты гражданства и другие вопросы, непосредственно связанные с гражданством.

Способы приобретения гражданства приведены ниже.

По рождению (филиация) (от лат. filialis — «сыновний») — на основе принципов «права крови» или «права почвы». «Право крови» означает, что ребенок будет иметь гражданство того же государства, что и его родители (если они оба имеют гражданство этой страны) или единственного роди теля. «Право почвы» — что ребенок получает гражданство того государства, на территории которого он рожден. В странах Западной Европы доминирует «право крови», в американских государствах эти принципы являются равнозначными при получении гражданства.

Прием в гражданство (натурализация) — происходит по заявлению иностранца при наличии указанных в законодательстве государства условий. Например, проживание в течение определенного срока на территории данной страны, владение се государственным языком (языками или одним из них), наличие средств к существованию, вступление в брак, усыновление и др. Натурализация может быть индивидуальной (в свою очередь подразделяется на натурализацию, основанную на личном выборе и в силу закона) и возникать в силу правопреемства (автоматически происходит в момент возникновения нового государства, в некоторых случаях такая натурализация, как основание приобретения гражданства, получает закрепление во внутригосударственном праве).

Восстановление в гражданстве — для лица, по какой-то причине утратившего гражданство данного государства, обычно предусматривается упрощенный порядок.

Выбор гражданства (оптация) — приобретение гражданства в случае изменения политической принадлежности отдельной территории государства в результате присоединения к другому государству, в последнем случае гражданам предлагается выбор — получить новое гражданство или сохранить прежнее.

Трансферт — в отличие от оптации не предоставляет права выбора гражданства, так как это приобретение гражданства в случае изменения политической принадлежности отдельной территории государства в результате провозглашения суверенитета Сам способ приобретения гражданства может оказать определенное влияние на последующий правовой статус индивидуума, причем, как правило, это влияние сводится к определенным ограничениям правоспособности тех лиц, которые приобрели гражданство в связи с натурализацией (различного рода политические, экономические, религиозные, расовые и другие установленные законодательством ограничения).

Основания прекращения гражданства:

  • — отказ от гражданства (выход из гражданства) — добровольное прекращение гражданства, в большинстве стран запрещен в том случае, если человек не может предъявить доказательств того, что он не станет апатридом в случае выхода из гражданства;
  • — утрата гражданства — это утрата правовой связи лица с данным государством. Возможна вследствие выхода из гражданства по собственному желанию (экспатриация), принудительного лишения государством гражданства лица, приобретшего его по рождению (денационализация) либо принудительного лишения гражданства натурализованных лиц (денатурализация). Гражданство может быть утрачено согласно международному договору или по иным основаниям, предусмотренным соответствующим законом;
  • — лишение гражданства — санкция со стороны государства за определенное правонарушение (государственная измена, приобретение гражданства незаконным путем и т. д.). Данное основание прекращения гражданства существует в таких странах, как Германия, Австрия, Великобритания, Испания и т. д., но обычно производится по отношению к натурализованным гражданам (Испания) и по истечении определенного времени с момента натурализации (Великобритания);
  • — выход из гражданства — может произойти и по желанию самого лица (например, в Законе о гражданстве Новой Зеландии 1977 г. гражданин, достигший 18 лет и обладающий полной правоспособностью, может в установленном порядке отказаться от гражданства).

Сложность, противоречивость и запутанность современного законодательства о гражданстве породили такие аномалии, как безгражданство (апатриды, аполиды) и множественное гражданство или двойное гражданство (бипатриды). Данные состояния, как правило, порождаются несовпадением принципов приобретения и прекращения гражданства в различных странах.

Иностранными гражданами (далее — иностранцы) признаются лица, не являющиеся гражданами того государства, на территории которых они находятся, и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Правовой статус иностранца состоит из двух частей: правового статуса гражданина отечественного государства (или статуса апатрида в стране своего постоянного проживания) и собственно статуса иностранца. Иностранный гражданин, находясь за пределами своего государства, сохраняет с ним правовую связь, подчиняется его законам, пользуется его покровительством и защитой. В то же время иностранец (как иностранный гражданин, так и лицо без гражданства) подпадает под действие суверенной власти государства, на территории которого он пребывает, и, следовательно, должен соблюдать законы страны пребывания. Таким образом, иностранец одновременно подчиняется и отечественному правопорядку, и правопорядку того государства, в котором находится.

В демократических странах иностранцы пользуются в основном двумя видами правового режима. Национальный режим — за некоторыми исключениями иностранцы приравниваются в правах к отечественным гражданам; так, в большинстве стран они не подлежат призыву на военную службу; не пользуются избирательными правами; не могут осуществлять некоторые виды деятельности, занимать некоторые должности, а иногда приобретать некоторые объекты собственности. Режим наибольшего благоприятствования — в определенных областях иностранным гражданам предоставляется такой же правовой режим, который уже предоставлен или может быть предоставлен в будущем гражданам любого третьего государства, т. е. иностранцы могут пользоваться в странах — участницах соответствующего международного договора максимумом тех прав, которыми обладают здесь лица другого государства.

Демократические конституции большинства современных государств обычно предусматривают возможность предоставления политического убежища иностранцам (однако это не влечет автоматического предоставления гражданства) — лицам, преследуемым в других странах по политическим, религиозным, научным и иным мотивам. В некоторых странах запрещена высылка из страны как своих граждан (экспатриация), так и законно находящихся в стране иностранцев. Также запрещается выдача (экстрадиция) иностранным государствам своих граждан и иностранцев, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой