Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Андское сообщество. 
Право международных организаций. 
Региональные, межрегиональные, субрегиональные межправительственные организации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основой объединения государств на субрегиональном уровне стала Боготанская декларация, подписанная 16 августа 1966 г. Колумбией, Чили, Венесуэлой, Эквадором и Перу. В Декларации государства подтвердили приверженность объединения усилий для ускорения экономического развития малых стран. Следующий важный шаг на пути к созданию Андского сообщества был сделан 12—14 апреля 1967 г. в г. Пунта-дель-Эсте… Читать ещё >

Андское сообщество. Право международных организаций. Региональные, межрегиональные, субрегиональные межправительственные организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Андское сообщество (исп. — Comunidad andina, CAN; англ. —Andean Community of Nations, ACN) — старейшее интеграционное объединение в Латинской Америке. Оно было создано в 1969 г. под названием «Андский пакт» (по учредительному договору, иначе называемому Картахенское соглашение), или Андская группа, или Андский общий рынок.

Изначально членами Андского пакта являлись пять государств: Боливия, Колумбия, Перу, Эквадор и Чили. В 1973 г. к группе присоединилась Венесуэла, однако вышла из нее в 2006 г. (решение вступило в силу в 2011 г.), в октябре 1976 г. группу покинула Чили. На сегодняшний день в Андское сообщество входят четыре государства: Боливия, Колумбия, Перу и Эквадор. Ассоциированными членами Сообщества являются Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Чили; наблюдателями — Мексика, Панама, Сахарская Арабская демократическая Республика и Испания. С 1997 г. ACN имеет статус наблюдателя в работе сессий Генеральной Ассамблеи ООН.

Штаб-квартира объединения находится в Лиме (Перу).

Процесс интеграции государств в рамках Андского сообщества прошел три основных этапа.

На первом этапе (1965—1982) андские страны пытались следовать «этатистской» концепции, суть которой сводится к тому, что государства активно вмешиваются во все сферы общественной и частной жизни, включая экономику. В итоге государства добились определенного прогресса в области либерализации взаимной торговли, координации экономической политики, регулирования деятельности иностранного капитала, совместного планирования промышленности[1].

Основой объединения государств на субрегиональном уровне стала Боготанская декларация, подписанная 16 августа 1966 г. Колумбией, Чили, Венесуэлой, Эквадором и Перу. В Декларации государства подтвердили приверженность объединения усилий для ускорения экономического развития малых стран. Следующий важный шаг на пути к созданию Андского сообщества был сделан 12—14 апреля 1967 г. в г. Пунта-дель-Эсте (Уругвай). На этой встрече была принята Декларация американских президентов, где была подчеркнута важность заключения временных субрегиональных соглашений, предусматривающих снижение тарифов в пределах субрегионов. Позже, в 1969 г. в Виньядель-Мар (Чили) была образована Смешанная комиссия для изучения возможностей образования Андской группы. В итоге после длительных переговоров 26 мая 1969 г. в Боготе (Колумбия) президентами Боливии, Колумбии, Чили, Эквадора и Перу было подписано Картахенское соглашение.

На первом этапе обозначились основные препятствия на пути интеграции: отсутствие единства взглядов по поводу степени либерализации взаимной торговли, различия в административных и налоговых режимах, а также политические факторы, которые проявлялись в неурегулированности территориальных споров между Колумбией и Венесуэлой, Перу и Эквадором.

На втором этапе (1982—1988) весь регион испытал глубокий кризис интеграции. Латиноамериканские страны были вынуждены изменить модели экономического развития и интеграции, перейти к либерализации внутренней экономической политики и к большей открытости в отношении мирового рынка. Стоит подчеркнуть, что из всех латиноамериканских организаций именно Андское сообщество в большей степени ощутило на себе последствия этих перемен. Как уже было отмечено, для интеграции в Андском сообществе были характерны ярко выраженные элементы государственного регулирования. В процессе перехода к новой модели андским странам пришлось отказаться от многих решений, выработанных с большим трудом и рассматривавшихся как достижения интеграции, в том числе от единого режима регулирования иностранного капитала и совместных программ промышленного развития.

Третий этап процесса интеграции в Андском сообществе начался в 1989 г., когда на Галапагосских островах прошла встреча президентов Андской группы. Как результат в 1990 г. была принята Андская стратегия, в которой были отражены три основные цели сотрудничества: развитие андского экономического пространства; углубление международных связей стран Андской группы; вклад в единство Латинской Америки. В середине 1992 г. образовался Таможенный союз в составе Боливии, Венесуэлы, Колумбии и Эквадора. Это был первый, хотя и несовершенный, таможенный союз в Латинской Америке.

Для того чтобы адаптировать интеграцию к новой международной действительности, Картахенское соглашение было реформировано. Андские страны внесли изменения и дополнения в форме двух протоколов: Протокол Трухильо 1996 г. и Протокол Сукре 1997 г.

В результате вступления в силу Протокола Трухильо 10 марта 1997 г. Андская группа была преобразована в Андское сообщество и была построена новая организационная структура путем создания Андской системы интеграции (АСИ).

Протокол Сукре, вступивший в силу 14 апреля 2003 г., дал возможность провести институциональную реформу, включив три новых раздела в Картахенское соглашение: внешние отношения, коммерческие услуги и ассоциированные члены.

В начале 2000;х Андское сообщество столкнулось с новыми проблемами как внутри сообщества (бедность, неравенство); так и за его пределами (многосторонность, многополярность). Для решения данных проблем ACN разработало очередную стратегию, которая была выработана и принята президентами на саммитах в Кираме (2003), Кито (2004) и Лиме (2005), где андская интеграция стала повесткой дня.

В 2006 г. Андское сообщество снова претерпело кризис, на этот раз политический. Сложности были спровоцированы Соединенными Штатами, которые были намерены подписать соглашение о свободной торговле с андскими странами только в двустороннем формате, что привело к разногласиям между государствами — членами Андского сообщества. В результате соглашение не было подписано, но Андское сообщество разрешило трем странам (Колумбии, Эквадору и Перу) заключить это соглашение с США по-отдельности. 19 апреля 2006 г. Президент Венесуэлы Уго Чавес выступил с критикой Соглашения о свободной торговле, подписанного Перу и Колумбией, заявив, что оно нарушило интеграцию в странах Андского сообщества, и Венесуэла денонсировала Картахенское соглашение, таким образом потеряв с 2011 г. статус государства-члена.

Целями Сообщества являются содействие сбалансированному и гармоничному развитию стран-членов на справедливых условиях за счет интеграции и экономического и социального сотрудничества; ускорение роста и создания рабочих мест; содействие участию государств-членов в процессе региональной интеграции с целью постепенного формирования латиноамериканского общего рынка; уменьшение внешнеэкономической уязвимости и улучшение экономического положения стран-членов; укрепление субрегиональной солидарности и сокращение различий в развитии между странами-членами, а также неуклонное повышение уровня жизни людей в субрегионе (ст. 1 Картахенского соглашения). Иными словами — интеграция по модели ЕС[2].

Интеграция государств в рамках Андского сообщества основывается на принципах равенства, справедливости, мира, солидарности и демократии, как это указано в преамбуле Картахенского соглашения.

Основными направлениями сотрудничества в рамках Андского сообщества, его «механизмами» (по тексту ст. 3 Картахенского соглашения) являются: торговля товарами; торговля услугами; передвижение рабочей силы и населения; создание общего рынка; согласование внешней политики; приграничное развитие; решение социальных вопросов; согласование экономической политики, что конкретизируется через углубление интеграции с другими региональными экономическими блоками и иными субъектами в политической, социальной, экономической и коммерческой сферах; постепенную гармонизацию экономической и социальной политики и сближение национального законодательства в соответствующих областях; совместное планирование и усиление субрегионального процесса индустриализации и реализация промышленной политики и других форм промышленной интеграции; либерализация торговли; введение общего внешнего тарифа; осуществление программ для ускорения развития сельского хозяйства и агропромышленного сектора; упрощение субрегиональной торговли услугами и др. (ст. 3 Картахенского соглашения).

В дополнение к вышеупомянутым механизмам государства-участники договорились развивать следующие формы экономического и социального сотрудничества: программы по содействию научно-технологическому развитию; действия в области пограничного интеграции; программы в области туризма; политику в области использования и охраны природных ресурсов и окружающей среды; программы социального развития и др.

Организационная структура. Андская система интеграции (АСИ) состоит из органов и институтов межправительственного и общего характера, обладающих законодательными, исполнительными, судебными и контролирующими функциями.

К межправительственным органам и институтам относятся Андский совет министров иностранных дел, Комиссия Андского сообщества и Андский президентский совет. Они являются межправительственными, так как входящие в них члены представляют свои государства, и их действия по интеграции направлены на осуществление национальных интересов.

К общим (коммунитарным) органам и институтам относятся Генеральный секретариат, Андский трибунал правосудия, Андский парламент, Предпринимательский консультационный совет АСЫ, Консультационный совет по рабочим вопросам, Консультативный совет по коренным народам, Консультативный совет муниципальных органов власти, Андская корпорация развития, Латиноамериканский резервный фонд, Социальные соглашения и Андский университет «Симон Боливар». Они называются «общими», так как имеют цели и функции, направленные на осуществление общих интересов, т. е. интересов всех государств — членов Сообщества.

Среди международных договоров, выработанных в рамках Андского сообщества, можно отметить Дополнительный протокол к Картахенскому соглашению о приверженности Андского сообщества демократии от 17 октября 1998 г., когда он был подписан в Порту, Португалия, и 9—10 июня 2000 г., когда он был утвержден XII Андским президентским советом в Лиме, Перу. Как отмечается в ст. 1 Протокола, полное соблюдение демократических институтов и верховенства права является существенным условием политического сотрудничества, процесса экономической интеграции, социального и культурного развития в рамках Картахенского соглашения и других документов Андской системы интеграции.

В области трудовых отношений 24 июня 2001 г. было подписано Соглашение Симон Родригес, которое вступило в силу 22 июня 2015 г.

Таким образом, институциональная структура Андского сообщества может быть охарактеризована как одна из самых развитых в Латинской Америке. Она получила название Андской системы интеграции, потому что все ее органы и институты действуют как единый институционный механизм, т. е. в одной системе. Государства-члены обязаны принять необходимые меры с целью обеспечения выполнения норм права Андского сообщества. Также страны обязуются не применять каких-либо мер, которые противоречат правилам Андского сообщества или какимлибо образом могут препятствовать их применению.

К сожалению, весьма успешное осуществление интеграционной деятельности ACN осложняется такими проблемами, как относительно низкий уровень экономического развития стран-членов, сильные протекционистские тенденции, отсутствие единства взглядов на темпы и ход интеграционных процессов, территориальные споры.

Андское сообщество активно развивает международное сотрудничество, например, с МЕРКОСУР, КАРИКОМ, ЕС, ООН, отдельными государствами (Испания, Германия, США, Финляндия, Франция). Для Андского сообщества это означает обретение новых рынков для своей продукции, укрепление политических позиций в решении многосторонних вопросов и по отношению к отдельным представителям мирового сообщества.

Отношения России с Андским сообществом нельзя назвать интенсивными, политически или экономически эффективными[3]. В 1999 г. состоялся визит в Москву делегации Андской корпорации развития, изучавшей возможности создания механизма финансирования торгово-экономических обменов. 2—4 октября 2000 г. в Москве с рабочим визитом во главе делегации Андского сообщества находились Генеральный секретарь Андского сообщества С. Алегретт и Президент Андской корпорации развития Э. Гарсия. В ходе переговоров были затронуты актуальные международные и региональные проблемы, состоялся обмен мнениями относительно перспектив расширения сотрудничества между Россией и Андским сообществом в политической, торгово-экономической, научно-технической и других областях. Кроме того, состоялся предметный обмен мнениями по проектам соглашений между Россией и АС о создании механизма политических консультаций, совета по торговому и инвестиционному сотрудничеству и подписании протокола о техническом сотрудничестве с Генеральным секретариатом Андского сообщества. Достигнута договоренность о продолжении и дальнейшем углублении контактов между заинтересованными организациями сторон с прицелом на подписание указанных соглашений в кратчайшие сроки[4]. В мае 2001 г. был подписан Протокол о создании механизма политического диалога и сотрудничества.

Официальный сайт Андского общества: URL: http://www. comunidadandina.org/Index.aspx.

Учредительный акт: URL: http://www.jus.uio.no/english/services/ library/treaties/09/9−01/andean_integration_consolidated.xml.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Перечислите государства, которые входят в Андское сообщество.
  • 2. Назовите основные цели данного Сообщества.
  • 3. Какие этапы прошло Андское сообщество в процессе своего развития?
  • 4. Какова действующая организационная структура объединения?
  • 5. Какие международные соглашения можно развивают отдельные сферы сотрудничества?
  • 6. С какими субъектами международного права развивается сотрудничество Андским сообществом (на двустороннем, региональном, универсальном уровне)?
  • 7. Какие успехи Андского сообщества можно отнести к наиболее значимым? Что осложняет работу этой организации?

Дополнительная литература

  • 1. Андское сообщество (АС). Аналитический доклад. Сводный департамент зоны свободной торговли (торговой, таможенной, финансовой политики). Исполнительный комитет СНГ // URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=662 (дата обращения: 12.08.2015).
  • 2. Кадочников, П. А. Интеграционные процессы в Латинской Америке и перспективы участия в них России (Таможенного союза) / П. А. Кадочников // Российский внешнеэкономический вестник. — 2014. — № 12. — С. 3—18.
  • 3. Международная экономическая интеграция: учеб, пособие / под ред. Н. Н. Ливенцева. — М.: Экономить, 2006.
  • 4. Governing Regional Integration for Development: Monitoring experiences, methods and prospects / ed. by Lombaerde P. De, Estevadeordal A. Suominen K. — Aldershot: Ashgate, 2008.
  • 5. Latin American and Carribean International Institutional Law / ed. by M. Odello, F. Seatsu. — The Hague: Springer, Asser Press, 2015.
  • [1] См., в том числе по следующим этапам: Аналитический доклад «Андское сообщество (АС)». URL: http: // www.cis.minsk.by/page.php?id=662.
  • [2] Latin American and Carribean International Institutional Law / ed. by Odello M., Seatsu F. The Hague: Springer, Asser Press, 2015. P. 118.
  • [3] См., например: Кадочников П. А. Интеграционные процессы в Латинской Америкеи перспективы участия в них России (Таможенного союза) // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 12. С. 3—18.
  • [4] Россия — Андское сообщество. Визит делегации Андского сообщества в Россию //Дипломатический вестник. Ноябрь 2000 г. // URL: http: // archive.mid.ru // bdomp/dip_vest.nsf/99b2ddc4f717c733c32567370042ee43/53272b4d63146b3f432569b00042fc3biOpenDocument.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой