Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основы методики организации прокурорского надзора за исполнением законов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сущность этого принципа заключается в распределение обязанностей между работниками органов прокуратуры по различным направлениям (отраслям) прокурорского надзора в соответствии с предметным принципом организации работы. Условное разделение территории, на которой прокуратура осуществляет свою юрисдикцию, и закрепление каждого из выделенных участков за конкретным работником прокуратуры… Читать ещё >

Основы методики организации прокурорского надзора за исполнением законов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

От правильной методики организации деятельности прокурора по надзору за точным и единообразным исполнением законов целиком зависит успех этой деятельности. Важное место в комплексе мероприятий, проводимых прокурором по решению задач рассматриваемого направления деятельности, занимают следующие общие условия.

1. Конкретизация направлений деятельности прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов. Основной элемент этого общего условия — определение наиболее важных, приоритетных направлений надзорной деятельности прокурора, а именно: надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений (п. 1 приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195).

Еще одним элементом является предусмотренное Законом о прокуратуре разграничение полномочий между прокурорами в рамках централизованной системы органов прокуратуры. Например, непосредственный надзор за исполнением законов и за соответствием законам правовых актов, издаваемых:

  • — федеральными министерствами и ведомствами, всероссийскими общественными объединениями, возложен на Генпрокуратуру России;
  • — республиканскими министерствами, ведомствами и общественными объединениями, — на прокуратуры республик;
  • — краевыми, областными, автономной области, автономных округов, органами исполнительной власти и управления, региональными общественными объединениями, — соответственно на прокуратуры краев, областей, автономной области, автономных округов и приравненные к ним специализированные прокуратуры;
  • — краевыми, областными, автономной области, автономных округов, органами исполнительной власти и управления, региональными общественными объединениями, — соответственно на прокуратуры краев, областей, автономной области, автономных округов и приравненные к ним специализированные прокуратуры;
  • — иными местными представительными органами, органами исполнительной власти и управления, юридическими лицами, общественными объединениями, — на другие территориальные и специализированные прокуратуры.

Надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями исполняется военными и соответствующими специализированными прокуратурами.

При осуществлении своей деятельности прокуратура не вправе подменять контролирующие государственные органы и должностных лиц. Она так же не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных ей объектов. О важности разграничения компетенции между органами прокуратуры свидетельствует и приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84.

Следующим важным элементом в конкретизации направлений с целью повышения эффективности деятельности органов прокуратуры является предметно-зональный принцип организации работы.

Сущность этого принципа заключается в распределение обязанностей между работниками органов прокуратуры по различным направлениям (отраслям) прокурорского надзора в соответствии с предметным принципом организации работы. Условное разделение территории, на которой прокуратура осуществляет свою юрисдикцию, и закрепление каждого из выделенных участков за конкретным работником прокуратуры предусматривает зональный принцип. Комбинированное сочетание этих двух методов (принципов) организации работы характерно для практической деятельности органов прокуратуры. На основании приказа руководителя органа прокуратуры осуществляется распределение обязанностей и закрепление определенной территории за конкретным прокурорским работником.

2. Важным условием методически правильной организации деятельности являются надлежащий прием и аналитическая работа с поступающей в органы прокуратуры информацией о нарушениях закона. О важности организации работы органов прокуратуры в этом направлении свидетельствует приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».

Так, прокуроры субъектов РФ не позднее суток извещают Генпрокурора по телефону или с помощью других видов средств срочной связи с последующей высылкой письменного донесения о происшествиях чрезвычайного характера, в том числе: о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства; катастрофах, крушениях, повлекших человеческие жертвы или иные тяжкие последствия; угонах или захвате воздушных, морских, транспортных средств; вооруженных нападениях и групповых побегах лиц, заключенных под стражу, беспорядках в местах исполнения уголовного наказания и т. д.

В течение трех дней с момента возбуждения уголовного дела в Генпрокуратуру России должны быть направлены следующие специальные донесения: о хищениях и нецелевом использовании бюджетных средств; фактах нарушений, связанных с невыплатой заработной платы, пенсий и иных социальных платежей населению; нападениях на банки, кассы предприятий, учреждений и организаций; об экологических преступлениях, повлекших массовую гибель, заболевание людей, распространение эпидемий и другие тяжкие последствия и т. д.

3. Необходимым элементом методически правильной организации работы прокуроры является планирование. Приказом Генпрокуратуры России от 11.05.2016 № 276 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации» определено содержание планирования в работе органов прокуратуры. Приказ предусматривает планирование работы на полугодие. Аналогичный подход приемлем и для прокуратур субъектов РФ. Деятельность подразделений Генпрокуратуры России осуществляется по предметному, зональному и (или) предметнозональному принципам в соответствии с полугодовыми планами работы, разработанными на основе изучения состояния законности и прокурорской деятельности.

От правильного выбора объекта проверки состояния законности во многом зависит эффективность прокурорского надзора. Важно обеспечить правильные отношения прокуратуры с контролирующими органами, имеющими более многочисленные штаты. Относительно узкая специализация, хорошая техническая оснащенность позволяет контролирующим органам оперативно отслеживать и фиксировать достаточно большой объем информации, представляющей интерес для прокуроров.

  • 4. Собственно прокурорская проверка, состоящая из следующих этапов:
    • а) подготовительный этап, когда прокурор обязан ознакомиться с необходимым для проведения проверки законодательством. Должны быть поставлены задачи, определен состав лиц, средствами которых необходимо провести эту проверку. Необходимо знание прокурором типичных нарушений закона;
    • б) собственно проверка, реализуемая путем использования предоставленными прокурору полномочиями. Проверку следует организовать так, чтобы выявить не только сами нарушения закона, но и условия, которые способствовали этому, а это есть конечный результат его деятельности;
    • в) реализация материалов проверки. По результатам проверки необходимо решить, какое средство правового воздействия следует применить в отношении нарушителей закона: протест, представление, предостережение или постановление;
    • г) важным элементом является контроль за исполнением принятых мер по устранению выявленных в ходе проведения прокурорской проверки нарушений закона.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой