Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Патримониальная теория. 
Теория государства и права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доказательством тому служат феодальные отношения, где отношения между сюзереном и вассалом есть прежде всего отношения по поводу прав на землю. Собственно, все феодальное государство зиждется на рассмотрении власти как объекта собственности одного землевладельца по отношению к находящемуся ниже в иерархии землевладельцу. Например, ленные отношения между королем и баронами, между баронами… Читать ещё >

Патримониальная теория. Теория государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Другим вариантом объяснения происхождения государства является патримониальная теория, где государственная власть считается производной от собственности, от правомочий владельца земельного участка. Историческая подоплека этой теории вполне ясна — происхождение государственной власти из собственности на землю верховного правителя нередко иллюстрируется как древней, так и средневековой историей. Основной замысел этой теории заключается в попытке объяснить сущность государства через хорошо известные в западной средневековой истории процессы политогенеза (образования политической власти). Государственная власть не происходит ни от Божества, ни от народа, ни от иных сверхъестественных источников. Ее источник — во власти собственника над землей и над живущими на его земле людьми.

Доказательством тому служат феодальные отношения, где отношения между сюзереном и вассалом есть прежде всего отношения по поводу прав на землю. Собственно, все феодальное государство зиждется на рассмотрении власти как объекта собственности одного землевладельца по отношению к находящемуся ниже в иерархии землевладельцу. Например, ленные отношения между королем и баронами, между баронами и их вассалами, между вассалами и крестьянами. Дело даже не в том, что землевладелец как собственник может продать свои полномочия собственности (которые по сути означают власть над вещью), обменять, подарить их другому, отказаться от них, передать по наследству и т. п. Само государство мыслится средневековым человеком как частное достояние — как двор, частное хозяйство государя — источник его дохода, которым тот распоряжается по своему усмотрению: даруя, продавая должности, нанимая людей на свою личную службу и т. п., говоря словами той эпохи, правитель царствует «по своему праву» как хозяин своей земли. Эти представления в некоторой степени сохраняют свое значение по настоящее время. Так, в Англии до сих пор считается, что верховным собственником недвижимости является Корона, а все остальные лица могут владеть недвижимостью на производных от королевской собственности правах (freehold, leasehold, commonhold).

В начале XIX в. основатель этой теории, швейцарский мыслитель Карл фон Галлер (1768—1854) в работе «Руководство к общему познанию государств» (1808) выдвинул тезис, что отношения собственности есть нечто присущее любому человеческому общению. Собственность по отношению к вещи всегда предполагает власть над другим человеком: власть арендодателя, власть ссудодателя, просто власть верховного собственника, правомочного требовать от всех остальных неприкосновенности своей собственности. Так, из права собственности отдельных лиц на землю возникает правомочие сдавать эту землю в аренду поселенцам, ставя в качестве аренды те или иные условия. Например, выдвигая такие требования как оброчные работы, уплату платежей, воинскую повинность, участие в общих религиозных культах и т. п. Из длительных отношений между собственником и поселенцами возникают постоянные властные отношения, люди забывают первичное основание власти над ними правителя (т.е. правомочие собственника) и по привычке подчиняются правящим уже вне зависимости принадлежности титула на землю. По мнению Галлера, — это основной путь становления государств; ссылаясь на свою теорию, он обосновывает авторитет и незыблемость власти монарха.

Здесь также видна несамостоятельность этой теории, которая при объяснении возникновения самого института собственности опирается на договорную или психологическую теории. Она хороша для объяснения средневековых обществ, но не может претендовать на универсальность. Утверждение о том, что власть правителя и власть собственника земли могут совпадать в руках одного лица еще не дает возможности заключить, что такое совпадение имеет место всегда и везде. Нередко (например, в Древнем Египте и в других обществах, развитие которых подпадает под сформулированный Марксом «восточный путь развития») власть верховного землевладельца принадлежала правителю (царю), но в других обществах можно без труда привести исторические примеры, доказывающие обратное.

Далее, неизбежно возникает вопрос о том, как возникает сама собственность, т. е. право государя владеть, пользоваться и распоряжаться территорией своего государства. И вопрос о том, на чем зиждется обязывающая сила права собственности — почему другие люди признают, уважают и не нарушают земельную собственность правителя; почему эта собственность понимается и защищается как верховная? Для объяснения нужно либо обращаться к теории насилия (право принадлежит завоевателю), либо к теологической (право даровано Божеством), либо к иной теории. Рассматриваемая теория впадает в тот же порочный круг доказывания, что и марксистская теория, — сам по себе факт владения не создает стабильных социальных структур. Для их создания нужны юридически урегулированные отношения собственности, которые, в свою очередь, предполагают наличие в обществе относительно централизованного правопорядка. Вместе с тем идея о том, что государству принадлежит суверенитет, т. е. верховная власть над территорией и над всеми, кто на ней проживает, достаточно глубоко укоренена в современном государственном праве. Логически эта идея связана с патримониальным пониманием сути государственной власти и ее происхождения.

Дополнительная литература к 2.2.8

Бурдье, П. О государстве. Курс лекций в Коллеж де Франс (1989—1992) / П. Бурдье. — М., 2016 («Лекция 21 февраля 1991 г.». С. 363—388).

Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права / Т. В. Кашанина. — М., 2004 (раздел 4.6 «Патримониальный фактор в процессе создания Древнерусского государства»).

Устрялов, Н. В. Элементы государства / Н. В. Устрялов // Классика геополитики. — М., 2003. — С. 599—654 (Раздел 1 «Территория»).

Чичерин, Б. Н. Собственность и государство / Б. Н. Чичерин. — СПб., 2005 (часть 3, глава 1 «Государство и гражданское общество»).

Контрольное задание к 2.2.8

На основании рекомендованной выше работы Б. Н. Чичерина изучите значение собственности для формирования общества и перехода общества в государственное состояние. Попробуйте определить, какие изменения в порядке владения связаны с созданием государства. На основании известных вам исторических сведений обсудите, имели ли значение для формирования государств формы земельной собственности и принадлежность земли верховным правителям. Какие предпосылки должны иметь место в обществе для действия в нем владельческих прав, включая право на защиту владения?

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой