Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Семейное право. 
История отечественного государства и права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Брак считался одним из видов торгового договора. Женщина в нем выступала в качестве объекта заключаемой сделки, а отнюдь не как сторона. Семейное право всецело защищало интересы мужчины, которому разрешалось одновременно вступать в постоянный брак с четырьмя женщинами. Однако жених при заключении брака должен был предоставить невесте особое имущество, так называемый мехр. При разводе… Читать ещё >

Семейное право. История отечественного государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Брак считался одним из видов торгового договора. Женщина в нем выступала в качестве объекта заключаемой сделки, а отнюдь не как сторона. Семейное право всецело защищало интересы мужчины, которому разрешалось одновременно вступать в постоянный брак с четырьмя женщинами. Однако жених при заключении брака должен был предоставить невесте особое имущество, так называемый мехр. При разводе по инициативе мужа он терял половину мехра. Согласно адату среднеазиатских народов жених, кроме того, должен был уплатить родителям невесты определенный выкуп — калым. Если у него не было средств, то он должен был до брака несколько лет безвозмездно работать у родителей невесты. Лицу, не имевшему достаточного состояния, чтобы содержать жену свободного происхождения, разрешалось вступить в брак с рабыней. Дети от такого брака считались законными.

Муж мог в любое время, без какой-либо мотивировки расторгнуть брак. Развод считался совершенным по одному словесному заявлению мужа. Жене получить развод было крайне трудно.

Наследственное право.

В отличие от западноевропейского наследственного права, согласно которому к наследнику переходили как права, так и обязанности наследодателя, по шариату наследник получал только права, то есть чистый актив. Завещать можно было лишь У3 своего имущества и только лицам, не являвшимся законными наследниками. Остальные 2/3 делились между всеми наследниками по закону, причем женщина имела право всего на 50% мужской доли наследства. Не наследовали усыновленные, рабы и вольноотпущенники. Напротив, господин или патрон становились наследниками соответственно раба или вольноотпущенника по закону. Не могли быть наследниками немусульмане в имуществе мусульман и наоборот, а также лица, причинившие смерть наследодателю, хотя бы и, но неосторожности.

Уголовное право.

Все преступления делились на следующие три группы.

  • 1. Преступления против жизни и здоровья — убийство и телесные повреждения. Если виновный в них действовал умышленно, то потерпевший (в случае убийства — ближайшие наследники жертвы) получал право кровной мести по принципу равного возмездия. Защищая интересы феодалов и богачей, шариат давал им возможность откупиться от кровной мести, классовый характер которой виден также в том, что закон запрещал рабам мстить хозяину и вообще свободному, вольноотпущенникам — патрону, должникам — кредитору. Не позволялось «неверным» мстить мусульманам, а женщинам — мужчине. Убийство считалось квалифицированным, т. е. совершенным при отягчающих вину обстоятельствах, если оно имело место на священной земле (в той части Аравии, где жил Мухаммед) или в священные месяцы, а также если убитым был свободный мусульманин или член семьи убийцы. Убийство признавалось привилегированным, т. е. совершенным при смягчающих вину обстоятельствах, если его жертвой были женщина (тогда выкуп платился в половинном размере), «неверный» (выкуп взимался в размере У3) или язычник (выкуп уплачивался в размере У15, т. е. в 15 раз меньше, чем за жизнь свободного мусульманина). Правила о кровной мести применялись при умышленном нанесении телесного повреждения. Например, за лишение обеих ног взимался такой же выкуп, как и за убийство, а за лишение одной ноги — 50% этого выкупа, за лишение пальца — У10 и т. д. Совершивший убийство или нанесший ранения в порядке самообороны освобождался от ответственности.
  • 2. Преступления, наказания за которые предусмотрены в Коране. На первом месте здесь стоят преступления против веры и государства: вероотступничество и богохульство, которые влекли за собой лишение гражданских прав и смертную казнь. К этой же группе преступлений относились кража или разбой (наказывались отсечением руки), прелюбодеяние (влекло избиение камнями), употребление вина (каралось плетьми) и т. д.
  • 3. Преступления, прямо не предусмотренные в законе, но представлявшие собой нарушение приказов законной власти или норм поведения, установленных адатом и священными книгами. К таким преступлениям относились лжесвидетельство, бродяжничество и т. п. Они влекли за собой наказание плетью, изгнание, денежное взыскание, увещание.

Существовала следующая система наказаний: а) смертная казнь в разных видах: повешение, обезглавление, избиение камнями, утопление, придавление стеной, умерщвление голодом; б) отсечение одной или двух рук или йог; в) избиение плетьми или палками; г) денежные или натуральные штрафы.

Тяжесть наказания зависела не только от характера преступления, но и от социального положения преступника. Например, за богохульство крестьяне и ремесленники подлежали лишению гражданских прав и смертной казни, купцы или мелкие чиновники — денежному штрафу, феодалы — позорящим наказаниям. Лицам, принадлежавшим к высшей феодальной аристократии, в случае привлечения их к ответственности угрожал лишь выговор.

Суд и процесс.

Основными судебными органами были казии, назначавшиеся эмирами по представлению судебного ведомства из числа правоверных, достигших совершеннолетия, знающих шариат и «ведущих безупречный образ жизни». Казий мог назначить себе заместителей, а также письмоводителей, переводчиков и т. д. Он не получал жалования, что было одной из причин широко распространенного взяточничества.

Судопроизводство по гражданским и уголовным делам было совершенно одинаковым. Казий рассматривал судебные дела единолично. Процесс был состязательным (обвинительным), причем стороны сами отстаивали свои интересы. Судебными доказательствами являлись: а) собственное признание, для получения которого разрешалось применять пытку; б) показания свидетелей, в качестве которых, однако, не могли привлекаться «неверные» и язычники по делам мусульман, а также осужденные мусульмане, не выполняющие предписания ислама; в) клятва. Процесс был прост. Произвол судьи по сути дела почти не ограничивался. Поскольку судьи принадлежали к имущим классам, они имели полную возможность решить любое дело в пользу богатого, а не бедняка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой