Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Шумеро-аккадское право. 
Первые царские уложения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дабы сирота не был отдаваем (во власть) богатого, вдова не была отдаваема (во власть) сильного, человек сикля (бедный) не был отдаваем (во власть) человека мины (богатого)"1. Главная цель пролога, рассказывающего о справедливости и великих заслугах правителя, заключалась в том, чтобы обосновать угодность, обязательность царских постановлений и тем самым законность самой царской власти. Законы… Читать ещё >

Шумеро-аккадское право. Первые царские уложения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Если грешница у дверей судьи — слова ее сильнее, чем у мужа.

Древнешумерская пословица

В государствах Древней Месопотамии основными источниками права стали писаные законодательные акты, принятые, но воле правителей отдельных царств. Первые царские надписи не были законами в прямом смысле слова. Они содержали сведения о действительных или мнимых победах месопотамских царей, их благодеяниях жителям своей страны, городам, храмам, богам. Непременным атрибутом этих апологетических надписей становится утверждение о восстановлении справедливости, о защите царем обездоленных: бедных, сирот, вдов и т. д.

К числу таких исторических документов и принадлежат так называемые реформы Уруинимгины, правителя царства Лагаша, относящиеся к 2400 г. до н.э. В них говорится о проведенных им реформах, об освобождении бедняков от долгов, побоев, произвольных поборов, о защите храмового имущества, на которое посягали прежние правители.

Большинство правил устанавливало порядки неюридического характера в государственно-храмовом хозяйстве, гарантировало держателям наделов их права.

Не будучи изложением действующих законов, первые надписи между тем заложили основу письменной традиции составления и обнародования законодательных повелений правителя.

К их числу относятся древнейшие Законы царя Ур-Намму. Они включали в себя до 35 правил-статей, детально регламентировавших имущественные, семейные и трудовые отношения.

Законы Ур-Намму начинаются с пролога, содержащего сведения об исторических событиях, добрых деяниях царя, «установившего в стране справедливость, изгнавшего зло и раздоры». Далее следует изложение законодательных нововведений, в частности об установлении единой системы мер и весов (мина, сикль) как гарантии новых справедливых порядков:

«дабы сирота не был отдаваем (во власть) богатого, вдова не была отдаваема (во власть) сильного, человек сикля (бедный) не был отдаваем (во власть) человека мины (богатого)»1. Главная цель пролога, рассказывающего о справедливости и великих заслугах правителя, заключалась в том, чтобы обосновать угодность, обязательность царских постановлений и тем самым законность самой царской власти.

Законы карали лжесвидетельство в суде, членовредительство в драке, разного рода оскорбления. Охранялись брачно-семейные устои: разрешалось безнаказанно убить любовника неверной жены, допускался развод, о чем составлялся специальный договор.

В законодательстве проводились четкие социальные границы между рабовладельцами и рабами. Так, за попытку рабыни «равняться с госпожой» следовало весьма своеобразное наказание — промывание рта водой с 1 кг соли.

Законы Ур-Намму содержат статьи о вознаграждении за возвращение «человеку» (господину) его беглого раба (2 сикля серебра).

Рабский труд был одним из типов принудительного труда. Наряду с рабами в самую эксплуатируемую часть населения входили другие подневольные лица, лишенные собственности на средства производства.

Эти и другие законы (Законы Липид-Иштара, правителя царства Исины, Законы царя Билаламы, правителя царства Эшнунны (начало II тыс. до н.э.) и др.) стали памятниками древневосточного права, отразив вместе с тем начало развития права вообще.

Судопроизводство осуществлялось на основе имеющихся законов. Были созданы царские суды. Обязанности судей выполняли наместники, чиновники, жрецы, назначаемые правителем. В общинах сохранялись общинные суды.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой