Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Соотношение норм права с иными социальными нормами

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эти социальные нормы объединяет то, что все они являются нормативными регуляторами взаимоотношений людей в обществе: они устанавливают образец социально полезного поведения, принятого в данном обществе, т. е. определяют границы возможного и обязательного поведения людей, организаций, коллективов, нарушение которых влечет за собой неблагоприятные последствия для нарушителя; действие всех… Читать ещё >

Соотношение норм права с иными социальными нормами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возникновение права не вытеснило иных социальных норм, поскольку не все отношения в обществе можно регулировать с помощью права. Например, сфера чувств, переживаний, любовь, творчество человека не регулируются правом. Даже когда общественные отношения подпадают иод действие норм, то внутри этих отношений могут существовать взаимосвязи, которые регулируются нормами морали, религии, а не права. Так, нормы семейного права регламентируют лишь имущественные и личные отношения супругов и детей, однако не касаются их чувств друг к другу. Эти отношения регулируются другими нормами: обычаев, религии, морали, традиций, ритуалов.

Эти социальные нормы объединяет то, что все они являются нормативными регуляторами взаимоотношений людей в обществе: они устанавливают образец социально полезного поведения, принятого в данном обществе, т. е. определяют границы возможного и обязательного поведения людей, организаций, коллективов, нарушение которых влечет за собой неблагоприятные последствия для нарушителя; действие всех социальных норм направлено на обеспечение порядка и стабильности в обществе.

Различия между социальными нормами обусловлены тем, как они формируются — стихийно или сознательно; в какой форме существуют — в письменных источниках или в сознании людей и тем, как обеспечивается выполнение требований социальных норм — возможностью государственного принуждения или силой общественного лечения, внутренним убеждением. Рассмотрим особенности социальных норм в контексте их соотнесения с правом (рис. 5.1).

Нормы обычаев представляют собой правила поведения, которые в результате многократного повторения входят в привычку людей и регулируют их поведение. В основе обычая лежит образец.

Обусловленность права культурой конкретного поведения, органично связанный с практической деятельностью.

Рис. 5.1. Обусловленность права культурой конкретного поведения, органично связанный с практической деятельностью. Обычай только тогда можно считать социальной нормой, когда в силу многократности его применения он становится привычкой. А коль скоро обычай выступает уже как неотъемлемая часть поведения, то особых механизмов для обеспечения его функционирования не требуется. Например, нет необходимости закреплять правило переходить улицу на зеленый свет светофора в документах общегосударственного значения.

Право не остается безразличным к обычаям. Те обычаи, которые противоречат праву, оно квалифицирует как правонарушение.

Обычай давать «калым» (выкуп) за невесту или похищать се издавна был распространен у народов Кавказа и почти повсеместно сохраняется там до сих пор. Эти действия противоречат нормам Семейного кодекса РФ, которые указывают, что «для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста», а также «запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Следовательно, данные действия квалифицируются как правонарушение и преследуются по закону. Однако на практике это тот самый случай, когда норма обычая сильнее официальных актов государства.

Религиозные нормы — это правила, которые формулируют смыслы жизни человека, способствуют его адаптации (приспособлению, «приживаемости») в современном мире путем установления образцов поведения и наложения запретов на действия, противоречащие этим стандартам.

Внешне религиозные нормы сходны с правовыми, поскольку они тоже зафиксированы, например, в Библии, Коране, Талмуде и т. д. В этих священных книгах образцы добродетельного поведения оформлены в виде требований. В Библии это «возлюби ближнего своего, как самого себя», «не убий», «не укради».. Такие установки не оставляют выбора, пренебрежение ими признается грехом.

Право соблюдает принципы свободы совести и вероисповедания, которые гарантируют каждому человеку возможность свободно выбирать веру. Однако оно не остается безучастным к антигуманной деятельности тоталитарных сект. Ведь они стремятся подавить личность, сделать верующих орудием в руках их руководителей, как было, например, в известной японской секте «Аум Сенрикё», осуществившей серию террористических акций.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые складываются на основе имеющихся в ту или иную эпоху в сознании общества представлений о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести и т. д. Кроме того, мораль включает в себя абсолютные ценности, которые пригодны для всех случаев жизни.

Нормы морали формируются стихийно, в результате отбора в ходе эволюции человеческого общества тех ценностей и идеалов, которые утверждают принципы добра и справедливости, достоинства человеческой личности. Моральные нормы не имеют специальных механизмов своей реализации. Их действие обращено к внутреннему миру человека в целях формирования у него внутренних убеждений и установок должного поведения: будь скромен, будь вежлив, «чти отца своего и мать свою» и т. д.

Право и мораль тесно взаимосвязаны. Многие моральные нормы и принципы перешли в правовые нормы, например принцип справедливости, который означает соразмерность наказания содеянному. Однако действие норм морали и норм права различается. Если право оценивает поступки людей по принципу «можно — нельзя», то мораль — по принципу «хорошо — плохо».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой