Анализ мотивов безопасности и их использование в менеджменте
Шестой принцип. Санкции не должны быть неопределенными, т. е. выносимыми по желанию менеджера. Их необходимо фиксировать количественно и строго увязывать с определенными поступками. Иначе этот процесс может перерастать в длительную «торговлю» с подробным разбором ранее имевших место аналогов. Как правило, подобные ситуации имеют свойство заканчиваться «взаимным неудовлетворением сторон… Читать ещё >
Анализ мотивов безопасности и их использование в менеджменте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие о мотивах безопасности
По своей природе мотивы безопасности близки к мотивам приобретения, но только имеют полярную направленность своего действия па трудовое поведение персонала. Они позволяют осуществлять функции управления с помощью административного и правового воздействия на объект управления, т. е. на основе принуждения персонала к определенной деятельности путем угрозы применения наказаний за невыполнение или некачественное выполнение действий, необходимых управляющей системе. Однако если мотивы приобретения инициируют деятельность, связанную с творческим подходом к ее реализации, т. е. к расширению сферы трудовой активности, то мотивы безопасности направляют деятельность индивидуума на сохранение стабильности его существования. Это связано с тем обстоятельством, что любое изменение условий его функционирования, особенно в сторону усложнения выполняемых им трудовых операций, увеличивает вероятность совершения ошибок и, как следствие, каких-либо потерь.
Результатом использования мотивов безопасности в системе управления служат санкции, т. е. действия менеджера, воспринимаемые персоналом как наказание1. В свою очередь, наказание актуализирует развитие негативной эмоции страха2. К основным видам страха, которые обычно присутствуют в системе управления персоналом при реализации мотивов безопасности, относятся: угроза лишения материальных благ, увольнение, лишение интересной работы, принудительная смена трудовых навыков, расформирование неформальных групп, физическое насилие и др.
Существует ряд факторов, усиливающих или уменьшающих силу действия мотивов безопасности (табл. 5.8).
Таблица 5.8. Перечень основных факторов, изменяющих силу действия мотивов безопасности
Факторы, увеличивающие силу действия мотивов безопасности | Факторы, уменьшающие силу действия мотивов безопасности |
Жесткий пооперационный контроль результатов трудовой деятельности. | Использование системы контроля трудовой деятельности персонала по конечным результатам. |
Необратимость и автоматизм. | Зависимость системы санкций от воли менеджера. |
Максимально сжатые сроки вынесения наказаний. | Санкции выносятся только по конкретным датам (например, один раз в месяц по итогам работы в отчетном периоде). |
Факторы, увеличивающие силу действия мотивов безопасности. | Факторы, уменьшающие силу действия мотивов безопасности. |
Персонал получает информацию о порядке вынесения санкций до начала выполнения трудовых операций. | Персонал узнает о порядке вынесения санкций только по завершению выполнения трудовых операций. |
Санкции распространяются на всех лиц, включая и руководителя. | Отдельные категории работников никогда не подвергаются санкциям. |
Общие принципы вынесения наказаний
Получили в менеджменте название " законы горячей печи" из-за внешнего сходства своего действия на персонал с опасностью бытового ожога.
Первый принцип. Наказания не должны быть неожиданными для работников, об их возможности все должны быть предупреждены заранее. Игнорирование менеджером этого принципа может привести либо к спорам и конфликтам («а мы не знали, а то не нарушали бы!»), либо к снижению трудовой активности ввиду неопределенности системы санкций. Правильное понимание персоналом организации действия этого принципа хорошо описывает известная русская пословица: «Знал бы, где упасть, соломки бы подстелил» .
Второй принцип. Санкции должны выноситься максимально быстро, а не через какое-либо время. Если не соблюдать этот принцип, то в сознании человека не формируется причинно-следственная связь " сделал —> получил" и он склонен в будущем либо повторять неправильные действия, либо не повторять правильные. Иными словами, персонал не учится на своих ошибках.
Третий принцип. Взысканию в равной степени подвергаются все работники вне зависимости от их статуса, прошлых поступков и характера личных отношений с менеджером. В противном случае персонал будет стремиться не эффективно работать, а налаживать «хорошие» отношения со своим руководителем или делать служебную карьеру любой ценой, преследуя цель самому выносить санкции, а не подвергаться наказанию. Данное обстоятельство служит одной из причин, когда люди, не обладающие личной храбростью, часто делают неплохую служебную карьеру.
Кроме того, как метко сказано в трактате Талмуда «Йома»: «Если человек совершит одно и то же прегрешение дважды, оно ему уже кажется дозволенным» .
Четвертый принцип. Система взысканий действует без перерыва во времени. Нарушение этого положения приводит к нестабильности трудовой деятельности, что чаще вредно, чем полезно, для организации. Особенно часто это негативное явление проявляется в канун праздников, юбилеев и т. п. событий, когда резко снижается уровень исполнительской дисциплины.
Пятый принцип. Санкции должны быть существенны для индивидуума. Как показали наши исследования, если размер санкций за нарушение не превышает как минимум в пять раз выгоду, получаемую работником от ненадлежащего качества его труда, то последний будет склонен нарушать, а не соблюдать установленные субъектом управления правила и нормы его профессиональной деятельности. Все это закономерно вытекает из действия мотивов энергосбережения, когда низкое качество работы энергетически более выгодно для индивидуума, а вероятность получения санкций значительно ниже 100%, что дает основание надеяться на благоприятный исход некорректной трудовой деятельности.
Шестой принцип. Санкции не должны быть неопределенными, т. е. выносимыми по желанию менеджера. Их необходимо фиксировать количественно и строго увязывать с определенными поступками. Иначе этот процесс может перерастать в длительную " торговлю" с подробным разбором ранее имевших место аналогов. Как правило, подобные ситуации имеют свойство заканчиваться «взаимным неудовлетворением сторон» и в дальнейшем перерастать в неконструктивные конфликты.
Седьмой принцип. Выносимые санкции по своей величине должны быть строго пропорциональны величине потерь организации от ошибок, совершенных работником. Их нельзя увязывать со стажем работы, размером оклада и другими формальными характеристиками работника. Несоблюдение этого положения приводит к нарушению принципа справедливости в мотивации труда со всеми вытекающими отрицательными последствиями.