Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изучение особенностей зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания. Максимальный возможный вариант — 8 правильных букв — говорит о хорошем уровне зрительного восприятия. Результаты 4−6 — средний уровень развития… Читать ещё >

Изучение особенностей зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диагностика уровня развития зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи

Уровень развития зрительного восприятия детей с ОНР можно скорректировать при помощи специально составленной программы.

Перечень использованных:

  • 1. «Методика измерения объема зрительного восприятия» .
  • 2. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
  • 3. Методика «Чем залатать коврик?»

Рассмотрим и охарактеризуем данные методики подробнее.

" Методика измерения объема зрительного восприятия" .

В качестве тест-объектов используются бессмысленные наборы букв. В каждой пробе предъявляются 8 букв, расположенных в два горизонтальных ряда по 4 буквы в каждом.

Испытуемому говорится «Старт!» и через 2 с предъявляется тест-объект на время экспозиции 50 с. Задача испытуемого — воспроизвести предъявленные буквы.

Максимальный возможный вариант — 8 правильных букв — говорит о хорошем уровне зрительного восприятия. Результаты 4−6 — средний уровень развития зрительного восприятия. Ниже 4 букв — сниженный уровень зрительного восприятия.

Результаты воспроизведения вносятся в таблицу.

В первую очередь педагог должен сформировать у ребенка желание выполнять задание. Исследование проходит индивидуально. Испытуемый должен находиться на таком расстоянии от вертикально расположенной таблицы, чтобы видеть ее целиком. Испытуемый приступает к выполнению задания после устной инструкции: «На таблице нарисованы цифры от 1 до 25. Необходимо как можно быстрее найти и показать указкой все цифры» .

Экспериментатор фиксирует и заносит в протокол время выполнения задания. При обработке результатов обследования подсчитывается общее время поиска цифр. Хороший результат у детей дошкольного возраста с ОНР — до 20 секунд, средний — 20- 25 секунд, низкий — свыше 25 секунд.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» .

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видиг, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Оценка результатов.

  • 10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
  • 8−9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
  • 6−7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
  • 4−5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
  • 2−3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
  • 0−1 балл — за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития.

10 баллов — очень высокий. 8−9 баллов — высокий. 4−7 баллов — средний. 2−3 балла — низкий. 0−1 балл — очень низкий.

Методика «Чем залатать коврик?» .

Цель этой методики — определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Оценка результатов.

  • 10 баллов — ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек.
  • 8−9 баллов — ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
  • 6−7 баллов — ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
  • 4−5 баллов — ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
  • 2−3 балла — время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
  • 0−1 балл — ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.
  • 10 баллов — очень высокий. 8−9 баллов — высокий. 4−7 баллов — средний. 2−3 балла — низкий. 0−1 балл — очень низкий.

Описание способа обработки результатов: обработка проводилась по двум вариантам: по вычислению процентного соотношения по формуле.

Q =X (- 1) 100%,.

где Qпроцентное соотношение,.

X — результаты доминирующей группы, У — результаты аутсивной группы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой