Введение.
Развитие внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Исследования. Дошкольное образовательное учреждение согласно ФГОС ДО призвано создавать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к обучению в школе. Общее недоразвитие речи определяется Р. Е. Левиной как «различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, то есть… Читать ещё >
Введение. Развитие внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Дошкольное образовательное учреждение согласно ФГОС ДО призвано создавать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к обучению в школе.
Одним из условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания уже в дошкольном возрасте. Современная школа предъявляет четко сформулированные требования к произвольности внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.
Доказано, что развитие внимания тесно связано с развитием речи. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. В связи с этим, исследователь Р. Е. Левина выделяла нарушение внимания как один из факторов возникновения общего недоразвития речи.
Анализ эмпирических данных, полученных при исследовании различных психических функций у детей с общим недоразвитием речи, показывает своеобразие их психического развития. На этот факт в своих исследованиях указывают такие авторы как Л. И. Белякова, О. Н. Усанова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.
Общее недоразвитие речи определяется Р. Е. Левиной как «различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, то есть фонетической и лексико-грамматической стороны речи» [13, с. 37].
Экспериментальные данные, полученные Т. А. Ткаченко, подтверждают эту зависимость. Автор отмечает, что у детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90% обследуемых случаях. Для всех детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характерно понижение уровня развития основных свойств внимания. У них отмечается недостаточная устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания, быстрая истощаемость, что, в свою очередь, приводит к снижению темпа деятельности в процессе работы.
Отмечено, что нарушение внимания в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение, концентрация, устойчивость на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Дети с общим недоразвитием речи, начинающие обучаться в школе, чаще всего, страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что развитие внимания является очень важной коррекционной задачей в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования — изучить особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования — старшие дошкольники с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования — психолого-педагогическая диагностика развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
- — выявить особенности внимания в старшем дошкольном возрасте у нормально развивающихся школьников и детей с ОНР;
- — сформулировать подходы к развитию внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе логопедической работы;
- — организовать и провести обследование внимания старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- — проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
- — общенаучные (анализ, синтез, сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный);
- — эмпирические (наблюдение, констатирующий психолого-педагогический эксперимент);
- — методы количественной и качественной диагностики.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 85 г. Белгорода (логопедическая группа).
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.