Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Метод приучения предполагает, чтобы ребенок проявлял желание украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых. И, наконец, метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям. Используя этот метод воспитатель предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д. В свою очередь, В. И. Логинова, П. Г… Читать ещё >

Методы эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под методами эстетического воспитания понимаются способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие эстетических представлений, эстетических чувств и художественной деятельности, предполагающей формирование основ эстетического вкуса и развитие творческих способностей [52,29]. Существуют различные классификации методов данной категории. Так Н. А. Ветлугина [52,44] предлагает свою классификацию методов эстетического воспитания (рис. 4).

Методы эстетического воспитания, выдвигаемые Н.А. Ветлугиной.

Рис. 4. Методы эстетического воспитания, выдвигаемые Н.А. Ветлугиной

Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное предполагает, чтобы произведения искусства отличались высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение воспитателем текста, музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его исполнение. Метод убеждения дает возможность развивать у дошкольников эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса. Особенность данного метода заключается в том, что использовать его можно лишь тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно [52,132].

Метод приучения предполагает, чтобы ребенок проявлял желание украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых. И, наконец, метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям. Используя этот метод воспитатель предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д. [52,132].

В свою очередь, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова придерживается такой предлагают свой вариант классификации методов эстетического воспитания, выделяя такие методы как [13,153]:

  • — методы и приемы формирования элементов эстетического сознания;
  • — методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности;
  • — методы и приемы, направленные на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей.

При этом, посредством методов и приемов формирования элементов эстетического сознания, педагогом оказывается воздействие на эмоции и чувства детей при помощи наглядных, словесных, практических и игровых методов и приемов обучения в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей. К методам, направленным на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности относятся: показ способа действия или образца, упражнения, показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъясняющего слова. Методы и приемы, направленные на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей подразумевают создание поисковых ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей.

Н.А. Ветлугина подходит к классификации методов эстетического воспитания и с другой стороны, выделяя такие методы как [52,31]:

  • 1. Наблюдение за окружающей действительностью; сюда входит и рассматривание иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и т. д.
  • 2. Также большое значение имеют беседы и рассказы, в них ребенок может высказать свое мнение.
  • 3. Развитие самостоятельных действий — воспитатель предлагает найти способ решения намеченного задания или собственного замысла.
  • 4. Включение в трудовое воспитание — учить детей познавать красоту труда.

Кроме того, Н. А. Ветлугиной [52,32] были классифицированы методы художественного обучения в зависимости от источника знаний (наглядные, словесные, практические, игровые), от вида художественно-творческой деятельности и учебных задач, от задач развития художественно-творческих способностей, от возрастных особенностей детей, от индивидуальных особенностей детей и в зависимости от этапов художественных занятий.

Таким образом, существуют различные классификации методов эстетического воспитания. Нам близка классификация разработанная Н. А. Ветлугиной, согласно которой методы эстетического воспитания делят на методы приучения, упражнения в практических действиях, методы убеждения, позволяющие развивать у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса, методы побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире и методы поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой