Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основы медиаобразования. 
Основы медиаобразования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (существовала с 1967 года до конца 2014 года) и МОО «Информация для всех» в рамках совместных проектов удалось сплотить ведущих медиапедагогов России, обозначив ключевые задачи развития и внедрения медиапедагогики в нашей стране на ближайшие годы. В пул партнерских организаций входят Таганрогский государственный педагогический институт… Читать ещё >

Основы медиаобразования. Основы медиаобразования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Медиаобразование (media literacy) означает изучение воздействия средств массовой и другой коммуникации (прессы, телевидения и радиовещания, рекламы, кинематографа, Интернета со всеми его приложениями) как в рамках подготовки работников этой сферы, так и того, что необходимо любому человеку для освоения инфокоммуникационных технологий, что выражается в медиаграмотности, или медиакомпетентности, как развитой способности освоения так называемых медиатекстов, предполагающей понимание социального, культурного и политического контекста функционирования средств коммуникации и используемых ими систем представления действительности. Медиаобразование включает в себя кинообразование.

Понимание «медиаобразования» предполагает выделение в качестве ведущего принципа Маршалла Маклуэна «Средство коммуникации и есть сообщение» (англ. The Medium is the Message), означающего, что средства коммуникации сами по себе должны рассматриваться в качестве основной формирующей силы ее воздействия.

Значение и роль медиакультуры сегодня невероятно возрастает. Медиа становится комплексным средством освоения человеком окружающего мира, а медиаобразование — основой формирования нового типа культуры личности. Оно обеспечивает человеку знание того, как:

  • — анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;
  • — определять источники медиатекстов, их контекст;
  • — интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;
  • — отбирать соответствующие медиа для создания собственных медиатекстов.

Кино как самое популярное искусство ХХI века является эффективным медийным инструментом просветительской и воспитательной работы. Сегодня по уровню эффективного воздействия на человека экранные взаимодействия становятся доминирующими.

Практика медиаобразования, в основе которого просмотр и обсуждение фильмов (по заданной тематике!) на площадках образовательных учреждений города, когда кинопросмотры включаются в учебный процесс, обогащая его содержательную и формальную сторону, приобретает широкое распространение.

В целях решения задач духовно-нравственного воспитания учащихся в рамках проекта «Взгляд» предполагается формирование фильмофонда и реализация специальных медиапрограмм на основе использования фильмов для различных возрастных категорий учащихся. Медиабезопасность и здоровье, взаимоотношения со сверстниками, установление диалога между родителями и детьми, проблемы социализации — вот некоторые темы, по которым уже проводятся занятия педагогами-модераторами.

Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию, и является инструментом поддержки демократии… Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального образования и обучения в течение всей жизни человека".

Позиция ЮНЕСКО нашла отклик среди ведущих российских экспертов в области образования. В 1991 году профессор Александр Шариков опубликовал одну из первых в России медиаобразовательных программ для средних учебных заведений. В 1995;1998 годах под руководством заведующего лабораторией экранных искусств Российской академии образования, профессора Юрия Усова был создан цикл медиаобразовательных программ. В 1998 году профессор Российской академии образования Людмила Зазнобина разработала первый в России проект стандарта по медиаобразованию для средних школ.

Развитие медиаобразования стало главной задачей Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (с 2003 года ее возглавляют профессора Александр Федоров и Геннадий Поличко).

В 2001;2008 годах коллектив научной школы «Медиаобразование и медиакомпетентность» под руководством профессора Федорова (Таганрогский государственный педагогический институт) опубликовал ряд монографий, учебных пособий и сборников учебных программ по медиаобразованию для вузов.

В частности этому научному коллективу принадлежит инициатива открытия и регистрации новой вузовской специализации «Медиаобразование» (03.13.30), по которой с сентября 2002 года в Таганрогском государственном педагогическом институте осуществляется набор студентов (в 2007 году состоялся первый выпуск педагогов, освоивших курс данной специализации).

В эти же годы медиаобразовательные проекты были поддержаны рядом научных фондов России — Российским гуманитарным научным фондом (проекты под руководством Елены Бондаренко, Александра Федорова, Ирины Челышевой и Николая Хилько), Программой «Университеты России» (проекты под руководством Сталя Пензина и Александра Федорова), президентской программой «Поддержка ведущих научных школ России» (ведущая научная школа России в области гуманитарных наук под руководством Александра Федорова), программой Министерства образования и науки России «Поддержка научного потенциала высшей школы» (коллектив научной школы под руководством Александра Федорова).

В 2004 году Южно-Уральский центр медиаобразования и Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России при поддержке МОО «Информация для всех» провели в Челябинске межрегиональный круглый стол «Медиаобразование: проблемы и перспективы».

Участники круглого стола обсудили понятийный аппарат и концепцию медиаобразования, образовательные стандарты в этой области; наметили пути объединения усилий общероссийских и региональных средств массовой информации по освещению проблем медиаобразования и т. д. Согласно позиции участников круглого стола, медиаобразование — это один из способов формирования национальной информационной и образовательной политики, развития медиакультуры личности и становления гражданского общества.

В итоговом документе круглого стола было предложено ввести специальность «Медиаобразование» с квалификацией «Медиапедагог» для университетов и педагогических вузов России; создать банк данных о формах и методах медиаобразовательной деятельности с целью анализа и обобщения соответствующего опыта; инициировать создание «Энциклопедии медиакультуры» с привлечением ведущих экспертов в области медиапедагогики; организовать регулярный выпуск профессионального журнала. Большинство из этих предложений уже реализованы.

Так в 2005 году Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, МОО «Информация для всех» и Бюро ЮНЕСКО в Москве начали издание первого в России журнала, посвященного педагогическим проблемам обучения детей, молодежи и взрослых средствами и на материале массовой коммуникации, под названием «Медиаобразование».

В том же году МОО «Информация для всех», Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России и Таганрогский государственный педагогический институт при поддержке Администрации Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры выпустили компакт-диск «Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика», в который вошли монографии, учебные пособия и статьи российских экспертов, нормативные и руководящие документы, материалы профильных конференций. Этот компакт-диск был бесплатно разослан в ведущие библиотеки России. медиаобразование телевидение радиовещание В 2006 году в Москве начал выходить еще один журнал медиаобразовательной тематики — «Медиатека», а с 2007 в Екатеринбурге началось издание журнала «Образование. Медиа. Общество».

Начало XXI века стало временем интенсивного развития российских региональных медиаобразовательных инициатив. Вслед за центрами медиаобразования в Тольятти и Челябинске аналогичные структуры были созданы в Белгороде, Екатеринбурге и Томске.

С 2005 по 2008 год в России прошел ряд международных и региональных конференций — в Белгороде, Екатеринбурге, Москве, Таганроге, Томске, Санкт-Петербурге, Челябинске и других городах, на которых были представлены секции по тематике медиаобразования, медиакомпетентности, медиаграмотности, медиапедагогики.

Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (существовала с 1967 года до конца 2014 года) и МОО «Информация для всех» в рамках совместных проектов удалось сплотить ведущих медиапедагогов России, обозначив ключевые задачи развития и внедрения медиапедагогики в нашей стране на ближайшие годы. В пул партнерских организаций входят Таганрогский государственный педагогический институт, Белгородский государственный университет, Центра медиаобразования при Южно-Уральском государственном университете, медиаобразовательные центры в Екатеринбурге и Российская коммуникативная ассоциация.

Один из последних совместных проектов — портал «Информационная грамотность и медиаобразование», получивший высокую оценку, как российского экспертного сообщества, так и на международном уровне, в том числе со стороны ООН и ЮНЕСКО. Портал стал российским вкладом в разработку международного портала по проблемам медиаобразования, медиапедагогики и медиакомпетентности — Media Literacy Education Clearinghouse, создаваемого под патронатом ООН в рамках деятельности «Альянса цивилизаций» (Alliance of Civilizations).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой