Научный стиль.
Анализ особенностей различных стилей речи
В качестве примера можно привести отрывок из речевого произведения научного стиля собственно научной его разновидности — монографии по лингвистике: Собственно научный стиль (присущий научным трудам — монографиям, диссертациям, статьям в научных журналах, книгах, энциклопедиях, научным докладам),. Научный стиль — один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных… Читать ещё >
Научный стиль. Анализ особенностей различных стилей речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Научный стиль — один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.
Задача научного стиля — сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.
В научном стиле можно выделить следующие разновидности:
- 1) собственно научный стиль (присущий научным трудам — монографиям, диссертациям, статьям в научных журналах, книгах, энциклопедиях, научным докладам),
- 2) научно-популярный стиль (присущий текстам, предназначенным для популяризации научных знаний, т. е. научно-популярной литературе, статьям в неспециальных журналах, газетах, выступлениям на радио и телевидении, публичных лекциях перед массовой аудиторией),
- 3) научно-учебный стиль (используется в учебниках, учебных пособиях, справочниках, предназначенных для учащихся).
Для научного стиля характерно использование следующих языковых средств:
на уровне лексики:
- — насыщенность терминами данной науки;
- — использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; отглагольных существительные со значением действия: переработка, приземление, использование;
- — употребление слов в прямых значениях, отсутствие образности (метафор, метонимий, междометий, восклицательных частиц);
- — частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей: сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому;
на уровне морфологии:
- — редкое использование личных местоимений «я» и «ты» и глаголов в форме 1 и 2 лица единственного числа;
- — специальные приемы авторизации: авторское «мы», неопределенно-личные (Считают, что…) и безличные конструкции (Известно, что…; Представляется необходимым…),
- — использование причастий и деепричастий и оборотов с ними;
на синтаксическом уровне:
- — употребление сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений;
- — неупотребление восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений;
- — частые цитаты, ссылки;
- — использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем.
Основные типы речи — рассуждение, описание.
Основные жанры — учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия.
В качестве примера можно привести отрывок из речевого произведения научного стиля собственно научной его разновидности — монографии по лингвистике:
— «Правило 3 (факультативная окраска презумпций). Если составляющая с потенциальной презумпцией Р является синтаксическим актантом миропорождающего предиката, то имеется две возможности: а) Р является презумпцией в соответствующем мире и может быть переведена в презумпцию реального мира (или, по крайней мере, в суждение, истинное в реальном мире) при соответствующем изменении содержания — модальной „окраске“ (термин „окраска“ — из Schiebe 1979); б) Р остается презумцией в реальном мире. Различие пониманий а) и б) не имеет регулярного семантического выражения».
В этом отрывке нашли отражение следующие черты научного стиля:
- — лингвистические термины презумпция, синтаксический, актант, предикат, модальный, семантический;
- — символ Р (презумпция) в качестве компонента текста;
- — слова с абстрактным значением составляющая, возможность, суждение, изменение, понимание, выражение;
- — отсутствие слов в переносном значении: слово окраска употреблено как термин, заключено в кавычки и снабжено соответствующей ссылкой;
- — слова, указывающие на объективные критерии оценки ситуации: потенциальный, соответствующий, истинный, регулярный;
- — отсутствие обращений, междометий, модальных частиц, вопросительных и восклицательных предложений и других средств образности;
- — сложное предложение с условным подчинительным союзом если … то, указывающее на причинно-следственные отношения;
- — придание тексту большей четкости с помощью расчленения на пункты: а) и б);
- — ссылка на другое произведение научной литературы, полное описание которой представлено в библиографии: Schiebe 1979.