Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Руководитель. 
Типы руководителей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как субъект «технологического» поведения руководитель осуществляет деятельность, которая определяется как умственная, квалифицированная, творческая, сложная, с высокой индивидуальной ответственностью, с длительным сроком профессиональной подготовки. Как субъект, формального поведения, руководитель выступает должностным лицом, реализующим властные полномочия в соответствии со сферой своей… Читать ещё >

Руководитель. Типы руководителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Руководитель, как особый вид работников, является важной составной частью коллектива. Коллектив только тогда достигнет цели, если все будут работать в духе сотрудничества и взаимопонимания. Но когда руководитель не может правильно организовать работу, то все усилия остальных членов коллектива будут напрасны.

Как субъект «технологического» поведения руководитель осуществляет деятельность, которая определяется как умственная, квалифицированная, творческая, сложная, с высокой индивидуальной ответственностью, с длительным сроком профессиональной подготовки. Как субъект, формального поведения, руководитель выступает должностным лицом, реализующим властные полномочия в соответствии со сферой своей компетенции.

На любом предприятии каждый руководитель выполняет определённые функции:

  • * определение целей и задач;
  • * распределение заданий между членами группы;
  • * определение обязанностей и обсуждение их с каждым сотрудником;
  • * контроль и обсуждение хода выполнения индивидуальных и групповых заданий;
  • * мотивация сотрудников;
  • * поощрение кооперации и сотрудничества внутри и вне группы;
  • * создание благоприятной морально-психологической обстановки в группе;
  • * решение проблем и принятие решений;
  • * поощрение инициативы сотрудников, учет их взглядов, мнений, идей;
  • * создание условий для работы с полной самоотдачей;
  • * дисциплинирование, в случае необходимости.

Приведенный выше список не исчерпывает функции руководителя, но демонстрирует их широту. Все эти функции базируются на общих деловых навыках: умение убеждать, общаться, учитывать черты характера других, обучать, демонстрировать свою компетентность и т. д. Вместе с этим есть и специфические навыки, которыми обязательно должен владеть руководитель. К ним относятся навыки:

  • 1. Планирование. Определение целевых установок и задач группы, эффективной стратегии достижения целей. Результатом этого этапа должен быть детальный план действий, необходимых для достижения цели. Цели, стратегия и планы создают чувство перспективы для группы и являются базисом для оценки степени продвижения к цели. Это одна из важнейших функций руководителя.
  • 2. Распределение заданий между членами группы. Когда план разработан, его нужно детально обсудить с группой. Главная задача этого этапа сделать каждого члена группы «соучастником», соавтором плана. Наибольший эффект будет в том случае, если сотрудники будут воспринимать план как «свой», а не руководителя.
  • 3. Управление. После начала работы над индивидуальными заданиями руководитель должен контролировать этот процесс и управлять им, в том числе и дисциплинировать тех, кто нуждается в этом. Очень важны в этот период функции мотивации и поощрения сотрудников, создания атмосферы уверенности в успехе, культивирования хороших деловых отношений и благоприятного психологического климата.
  • 4. Поддержка и мотивация. Руководитель должен поддерживать членов своей группы. Люди работают лучше, когда чувствуют, что их индивидуальный вклад в общее дело замечен и оценен руководителем и группой в целом
  • 5. Информирование. При изменении обстоятельств, появлении новой информации, касающейся деятельности группы, руководитель должен сообщить это всем ее членам. Руководитель должен приветствовать предложения и критические замечания членов группы.
  • 6. Оценивание результатов. Руководитель должен непрерывно оценивать результаты работы, как каждого сотрудника, так и группы в целом, с точки зрения выполнения принятого плана. После того, как группа достигла поставленных целей, необходимо оценить, какие элементы плана были успешными, а какие нет. Такие оценки будут полезны в будущем при выполнении новых задач. Для руководителя очень важно завоевать доверие группы и получить признание своего лидерства всеми членами группы.
Безусловно, выполнение всех функций руководителя зависит и от его личностных качеств. Можно выделить следующие виды руководителей, опираясь на ряд категорий:
  • 1 Обаятельный — пользуется симпатией, даже любовью подчинённых, его природное обаяние вдохновляет окружающих людей.
  • 2 Авторитетный — опирается на свои знания, способности, хладнокровие, спокойствие, проявляя аналитический подход к решению проблем.
  • 3 Лидер с «воображением», с творческой фантазией, дающий реализовывать возможности подчинённых, способен вносить инициативы, вдохновлять свою группу, проявляя участие в делах своих подчинённых.
  • 4 Лидер — контролёр, манипулятор преимущественно занимается операциями внутри системы, относясь к подчинённым «с легко прикрытым сожалением».

В зависимости от особенностей мыслительно-интеллектуальной деятельности выделяют следующие четыре типа руководителей (согласно японскому автору Т. Коно) :

  • 1) Консервативно-интуитивный тип;
  • 2) Консервативно-аналитический тип;
  • 3) Новаторскоинтуитивный;
  • 4) Новаторскоаналитический тип.

В зависимости от особенностей поведения руководителя в конфликтных, сложных ситуациях можно выделить пять типов:

  • 1) доминирование, утверждение своей позиции любой ценой;
  • 2) уступчивость, подчинение, сглаживание конфликта;
  • 3) компромисс, позиционный торг («я тебе уступлю, ты — мне»);
  • 4) сотрудничество, создание взаимной направленности на разумное и справедливое решение конфликта с учетом обоснованных интересов обоих сторон;
  • 5) избегание конфликта, уход из ситуации, «закрывание глаз, как будто ничего не произошло».

Наиболее эффективным, хотя и трудно реализуемым стилем поведения руководителя в конфликтной ситуации является стиль «сотрудничества». Крайне неблагоприятными стилями являются «избегание», «доминирование», «уступчивость», а стиль «компромисс» позволяет достичь лишь временного недолговечного решения конфликта, позднее он может появиться вновь.

Опытный руководитель, трезво смотрящий на вещи, понимает, что как бы ни был высок уровень его подготовки и опыт, он не может полагаться лишь на себя и привлекает к управленческой деятельности добросовестных и инициативных работников. Часто именно по окружению можно судить о степени талантливости руководителя.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой