Характеристика современных концепций маркетинга
Второй половине этапа сбыта соответствует концепция интенсификации коммерческих усилий, которая базируется на идее, что потребители не будут покупать товары предприятия-производителя в достаточных количествах, если оно не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Концепция применяется к товарам пассивного спроса и в сфере некоммерческой деятельности. Многие предприятия… Читать ещё >
Характеристика современных концепций маркетинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В истории развития маркетинга известны следующие этапы его становления: производства, сбыта, маркетинга и взаимоотношений (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Этапы становления маркетинга[1]
Этап маркетинга. | Примерный временной период. | Краткая характеристика. |
Производство. | До 1930 г. | Этот период характеризуется тем, что при проектировании и конструировании изделий в расчет принимали скорее требования массового производства, чем нужды. |
Производство. | До 1930 г. | и запросы потребителей. Предприниматели считали, что хороший товар сам себя продаст. Задача предпринимателей состояла лишь в том, чтобы победить конкурентов за счет снижения цен. |
Сбыт. | До 1950;х гг. | Этот период характеризуется насыщением спроса на основные потребительские товары. Поэтому производители стали больше тратить денег на рекламу и на подготовку квалифицированных сотрудников отделов продаж, чтобы те более активно искали возможные пути сбыта своих товаров. |
Маркетинг. | С 1950;х гг. по н.в. | На этом этапе насыщение спроса привело к тому, что для достижения успеха предприятия производители стали выяснять, что именно нужно потребителям и удовлетворять конкретные их потребности. |
Взаимоотношения. | С 1990;х гг. по н.в. | Особенностью этого этапа является стремление маркетологов установить и поддержать стабильные взаимоотношения, как с потребителями, гак и с поставщиками. Потенциальные конкуренты создают совместные предприятия, торговые марки соединяются в одном общем продукте. Словом, становятся возможными самые немыслимые вариации, общая цель у которых — поддержать и увеличить продажи, остаться на плаву в условиях жесткой конкуренции. |
Исторический экскурс
Этап производства олицетворяла конвейерная линия Г. Форда, которой он пользовался для массового производства машин. Отношение к маркетингу в те годы наглядно отражает его известное выражение: «Они (потребители) могут иметь любой цвет (автомобиля), какой хотят, до тех пор, пока он остается черным»[2].
Этап сбыта характеризует пример большинства российских оборонных предприятий, которые в ходе конверсии военного производства в период перестройки начали осуществлять выпуск товаров народного потребления, зачастую не анализируя, купит ли их потребитель и нужны ли ему высокие технические характеристики товара.
Этап маркетинга отражает пример компании Coca-Cola, успех которой построен на четко разработанной стратегии маркетинга. Конец 50-х — начало 60-х гг. XX в. деятельность компании характеризуется расширением ассортимента продукции. В 1958 г. появляется Fanta, а в 1961 г. — Sprite. В настоящее время мировая империя производит более 200 видов напитков, из которых Coca-Cola, Fanta и Sprite принадлежит 80% всего объема продаж.
Компания постоянно заботится о соответствии своей продукции вкусам потребителей. Предпочтения потребителей внимательно изучаются экспертами, и ассортимент продукции компании постоянно развивается и расширяется.
Этап взаимоотношений можно проиллюстрировать на примере компании PepsiCo, которая активно осуществляет взаимодействие с поставщиками картофеля и молока. PepsiCo один из крупнейших производителей продуктов питания и напитков в мире играет важную позитивную роль в продвижении практик устойчивого развития сельского хозяйства. Например, в России с 1996 г. запущена программа поддержки поставщиков картофеля. После приобретения компании «Вимм-Билль-Данн», PepsiCo стала также одним из крупнейших в стране промышленных переработчиков молока и с 2006 г. осуществляет начатую «Вимм-Билль-Данн» программу поддержки поставщиков сырого молока. Обе программы направлены на повышение качества сырья и увеличение производительности поставщиков[3].
Каждому этапу эволюции маркетинга соответствуют определенные управленческие концепции маркетинговой деятельности, возникающие в различные периоды развития экономики, как ответ на социальные, экономические и политические перемены, происшедшие в течение века.
Так, этапу производства соответствует концепция совершенствования производства, которая основана на утверждении, что потребители будут покупать товары, которые широко распространены и доступны по цене, следовательно, предприятие должно сосредоточить свои усилия на производстве максимального объема товаров. Данная концепция является достаточно плодотворной в ситуации «рынка продавца». Основные характеристики концепции совершенствования производства представлены в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Основные характеристики концепции совершенствования производства
Характеристика. | Краткое описание. |
Условия формирования. | Спрос на товар превышает предложение, т. е. в условиях дефицита товаров. Себестоимость продукции может быть значительно снижена. |
Содержание концепции. | Любой товар будет пользоваться спросом, если он доступен по цене и широко представлен на рынке. |
Особенности концепции. | Сосредоточение усилий на выпуске максимального объема товаров, эффективности производства. |
Возможности и условия применения. | Товары массового спроса. Рынок большой емкости. |
Недостатки. | О потребителе практически не думают, рынок не исследуется. Ограниченность товарного ассортимента на фоне роста производительности труда и объемов производства приводит к насыщению и перенасыщению товарного рынка. |
Пример | Ford Motor Company, Pillsbury |
Этапу сбыта товаров соответствуют две концепции. Начальному этапу сбыта соответствует концепция совершенствования товара, которая исходит из того, что потребители будет склонны к покупке товаров, обладающих высоким качеством и умеренной пеной. Концепция характеризуется концентрацией усилий предприятий на производстве высококачественных товаров или услуг и постоянном их совершенствовании в попытке завоевать покупателей путем предложения самых лучших товаров в своей категории. Основные характеристики концепции совершенствования товара представлены в табл. 1.4.
Таблица 1.4
Характеристики концепции совершенствования товара
Характеристика. | Краткое описание. |
Условия формирования. |
|
Содержание концепции. | Любой товар может быть продан на рынке, если он обладает хорошим качеством и умеренной ценой. |
Особенности концепции. | Сосредоточение усилий на функциональных особенностях, качестве, новизне и репутации товара. |
Возможности и условия применения. | При наличии широкого распространения товара на любых видах рынка. |
Недостатки. |
|
Пример | Этой концепции придерживались многие предприятия и организации в России и за рубежом, например, Ford Motor Company, May Company и др. |
Второй половине этапа сбыта соответствует концепция интенсификации коммерческих усилий, которая базируется на идее, что потребители не будут покупать товары предприятия-производителя в достаточных количествах, если оно не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Концепция применяется к товарам пассивного спроса и в сфере некоммерческой деятельности. Многие предприятия используют эту концепцию, когда начинают испытывать трудности со сбытом. Цель их деятельности — продажа произведенных товаров, а не производство продукции, в которой нуждается рынок.
Основные характеристики концепции интенсификации коммерческих усилий представлены в табл. 1.5.
Рынок, созданный на нижеперечисленных концепциях, получил название — «рынок продавца», целью которого является обеспечение рентабельности производства, получение прибыли в заданных границах времени и пределах имеющихся ресурсов.
Эволюция рынка приводит к появлению «рынка покупателя», отличительной особенностью которого является ориентир на покупателя.
Таблица 1.5
Характеристики концепции интенсификации коммерческих усилий
Характеристика. | Краткое описание. |
Условия формирования. |
|
Содержание концепции. | Любой товар может быть продан на рынке, если для этого приложить усилия в сфере сбыта и стимулирования. |
Особенности концепции. |
|
Возможности и условия применения. |
|
Недостатки. |
|
Пример | Volkswagen |
Этапу маркетинга соответствует потребительская (рыночная) концепция, которая основана на определении и удовлетворении запросов потребителей более эффективно, но сравнению с конкурентами, в результате чего предприятие получает прибыль.
Концепция маркетинга отражает приверженность предприятия теории суверенитета потребителя. Некоторые фирмы считают, что результатом изучения потребителей должно быть не только выявление реальных, но и формирование потенциальных нужд, о которых люди не задумываются, но на возможность удовлетворения, которых с энтузиазмом откликаются. В этих случаях используется творческий маркетинг.
Основные характеристики потребительской концепции представлены в табл. 1.6.
Таблица 1.6
Характеристики потребительской концепции
Характеристика. | Краткое описание. | |
Условия формирования. | Насыщение спроса привело к тому, что при производстве продукции и для получения прибыли предприятия стали ориентироваться на удовлетворение нужд и запросов потребителей. | |
Содержание концепции. | Товар будет продан на рынке, если его производству предшествует изучение нужд и потребностей целевых рынков. Концепция ориентирует предприятия не просто продавать товары, а удовлетворять потребности. | |
Особенности концепции. | Ориентация на нужды и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями маркетинга, направленными на создание потребительской удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. | |
Возможности и условия применения. |
| |
Недостатки. | Ориентация предприятий на нужды отдельных потребителей, а не общества в целом. | |
Пример | Procter & Gamble, General Electric, McDonald’s Corporation и др. |
Развитие потребительской концепции привело к формированию более современных ее проявлений. Это социально-этический маркетинг, просвещенный маркетинг, зеленый маркетинг, холистический маркетинг и т. п.
Ф. Котлер обобщает современное развитие маркетинговых технологий в концепцию, так называемого «просвещенного маркетинга», которая базируется на идее, что маркетинг должен поддерживать оптимальное функционирование предприятия в долгосрочной перспективе, основываясь на следующих принципах: ориентация на потребителя, маркетинг ценностных достоинств товара, маркетинг с осознанием своей миссии, социально-этический (ответственный) маркетинг.
Современному периоду маркетинга соответствует концепция социальноэтического маркетинга, которая предполагает, что предприятие должно не только выявить и эффективнее чем конкуренты удовлетворить потребности целевых рынков, но также поддерживать и укреплять благосостояние отдельных потребителей и общества в целом. Данная концепция требует сбалансированной увязки трех факторов: прибыли предприятия, покупательских потребностей и учета интересов общества. Основные характеристики концепции социально-этического маркетинга представлены в табл. 1.7.
Предприятия, взявшие за основу своей деятельности концепции потребительского маркетинга и социально-этического маркетинга, стремятся предлагать рынку не просто основной товар, а продукт, обладающий высокой потребительской ценностью.
Потребительскую ценность можно представить в виде разности между воспринимаемыми выгодами (преимущества товара, уровень обслуживания, имиджа и т. д.) и воспринимаемыми затратами (денежные расходы, временные и психологические затраты).
Таблица 1.7
Характеристики концепции социально-этического маркетинга
Характеристика. | Краткое описание. |
Условия формирования. | Предпосылкой концепции послужили общемировые кризисы (энергетический, экологический, технологический и др.), которые породили проблемы, связанные с защитой окружающей среды, нехваткой ресурсов, быстрым ростом населения и др. |
Содержание концепции. | Товар будет пользоваться спросом, если он обладает не только высоким качеством, но и соответствует требованиям безопасности, экологичности, а предприятие при его производстве не наносит вред окружающей среде. |
Особенности концепции. | Ориентация на полезности и безопасности товаров для общества. |
Возможности и условия применения. | Экономически развитые рынки, прошедшие этап массовой ориентации на маркетинг. |
Недостатки. | Отсутствие решения некоторых технологических и экономических проблем, вызывающих высокую цену товара. |
Пример | Wal-Mart Stores, Procter & Gamble, McDonald’s Corporation, Lever Brothers, Monsanto Company и др. |
Направление маркетинговой деятельности предприятия должно состоять в повышении воспринимаемых выгод и уменьшении воспринимаемых затрат.
Концепция маркетинга взаимоотношений основывается на том, что предприятие должно ориентироваться в своей деятельности на создание и расширение прочных взаимовыгодных отношений с потребителями или другими заинтересованными лицами (поставщиками, контактными аудиториями, посредниками и т. д.). Результатом такого подхода является увеличение вероятности будущих сделок с одними и теми же потребителями.
Основные характеристики концепции маркетинга взаимоотношений представлены в табл. 1.8.
Таблица 1.8
Характеристики концепции маркетинга взаимоотношений
Критерий. | Краткая характеристика. |
Условия формирования. |
|
Содержание концепции. | Объем продаж увеличится при установлении и поддержании прочных взаимоотношений как с потребителями, так и с другими заинтересованными лицами (поставщиками, посредниками, контактными аудиториями). |
Особенности концепции. | Ориентация на долгосрочные и развивающиеся со временем взаимоотношения между покупателями и поставщиками, добавляющими ценность обеим сторонам. |
Возможности и условия применения. | Экономически развитые рынки, прошедшие этап массовой ориентации на маркетинг. |
Недостатки. | Высокие маркетинговые издержки. |
Пример | Ryder System, Continental, Starbucks и др. |
Маркетинг взаимоотношений применяется не только непосредственно к индивидуальным потребителям, он находит широкое применение и на рынке В2 В. Предприятия уже нс рассматривают в участниках рынка своих противников, а наоборот, ищут партнеров для установления взаимовыгодного сотрудничества.
Зарубежный опыт
Starbucks отслеживает вкусы своих потребителей, заключая для этого союзы с другими видами бизнеса. Еще в начале 2000;х гг. этот кофейный гигант заключил сделку с Dreyer’s Ice Cream по созданию пяти новых сортов мороженого с кофейным вкусом. После этого Starbucks заключил союз с PepsiCo, чтобы совместно разработать кофейный напиток Frappuccino, продаваемый в бутылках. Покупатели могут найти продукты Starbucks в отелях Marriott, располагающихся при аэропортах, в супермаркетах Albertson’s и в кафе в книжных магазинах Barnes & Noble, и все это результат заключения стратегических союзов. Эти партнерства в настоящее время приносят Starbucks дополнительно 20 млн долл. выручки в год[2].
Концепция холистического (целостного) маркетинга предполагает, что все компоненты процесса рассматриваются как единое целое, а не совокупность отдельных элементов, т. е. она основана на планировании, разработке и внедрении маркетинговых программ, процессов и мероприятий с учетом их широты и взаимозависимости.
Холистический маркетинг включает в себя четыре компонента: маркетинг взаимоотношений, интегрированный маркетинг, внутренний маркетинг и социально-ответственный маркетинг (рис. 1.2).
Зарубежный опыт
Немецкая компания — производитель спортивной обуви Рита с помощью холистического маркетинга сумела вернуть позицию лидера своей торговой марке, которая пользовалась большой популярностью в 1970;х гг. и с тех пор была забыта. В компании используют несколько маркетинговых подходов, которые, дополняя друг друга, позиционируют Рита как современную торговую марку — законодательницу мод. Компания разрабатывает свои товары, ориентируясь на определенные группы покупателей (сноубордистов, сторонников автоспорта, любителей занятий йоги и др.) и используя результаты исследований, проведенных ее розничными торговцами.
Кроме того, Рита ориентируется на «диванных спортсменов»: две самых популярных модели — это Monstro, обувь для прогулок с шишковатой подошвой, которая заходит на пяти и носок, и Speed Cat, простые кроссовки стоимостью 65 долл., созданные по примеру гонщиков «Формулы 1» .
С помощью продуманного продвижения (партнерство с BMW/Mini, дизайнерской студией Terence Conran Design Shop и олимпийской сборной Ямайки) компания способствует распространению устных коммуникаций или «вирусного маркетинга». С этой целью проводились и рекламные акции в суши-ресторанах во время проведения Чемпионата мира по футболу в 2002 г. Одежду Рита носит теннисистка С. Вильямс; продукцию этой марки показывают в телепередачах и кинофильмах. Такой подход дал результат: объем продаж Рита увеличился и продолжает расти за последние десять лет[5].
Рис. 1.2. Составляющие холистического маркетинга[6]
Основные характеристики концепции холистического маркетинга представлены в табл. 1.9.
Таблица 1.9
Характеристики концепции холистического маркетинга[7]
Критерий. | Краткая характеристика. |
Условия формирования. |
|
Содержание концепции. | Динамичная концепция, основанная на интерактивности и электронной связи между компаниями, потребителями и всеми заинтересованными сторонами. Она интегрирует изучение, создание и доставку ценности с целью построения длительных, взаимовыгодных отношений и совместного процветания их главных участников. |
Особенности концепции. | Отличается целостностью — все элементы взаимодействия с потребителем рассматриваются как система, каждый компонент которой влияет на эффективность всего процесса. |
Возможности и условия применения. | Экономически развитые рынки, прошедшие этап массовой ориентации на маркетинг. |
Недостатки. | Высокие маркетинговые издержки. |
Пример | Рита |
Опыт применения холистического маркетинга доказывает, что объединение усилий и действие всех участников производственно-распределительной цепочки в одном направлении создает для потребителей наивысшую ценность.
- [1] В США и ряде развитых стран. В России маркетинг начали применять лишь в начале 1990;х гг. URL: marketing. web-3.ru/definitions/history/
- [2] Бун Л., Куртц Д. Современный маркетинг.
- [3] URL: wbd.ru/news/2735/
- [4] Бун Л., Куртц Д. Современный маркетинг.
- [5] URL: rusnauka.com/12_KPSN_2010/Economics/63 693.doc.htm
- [6] Роктанен М. В. Холистический маркетинг и его применение [Электронный ресурс]. URL: rusnauka. eom/l2_KPSN_2010/Economics/63 693.doc.htm
- [7] Котлер Ф" Джайн Д., Мэйсинси С. Маневры маркетинга. Современные подходы к прибыли, росту и обновлению. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.