Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Продюсер. 
Практика профессионального медиаобразования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второе направление — производство фильмов для телевидения. Это куда более масштабная история, чем финансирование от Госкино. Телефильмов снимается гораздо больше, и финансирования на них поступает больше. Ситуация примерно похожа, но только заказчиком выступает не Минкульт, а телеканалы, которых у нас в России достаточно много. Соответственно, чем больше телеканал, тем больше бюджет, тем… Читать ещё >

Продюсер. Практика профессионального медиаобразования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Справка

Продюсер (film-maker, producer) — инициатор, финансист, производитель, прокатчик экранной продукции. Подбирает членов съемочной группы; осуществляет художественный и организационно-финансовый контроль; несет полную ответственность за соблюдение всех договорных обязательств; обладает правами владения готовой продукцией и ее реализации.

В данном разделе на вопросы отвечают выпускники журфака УрГУ (УрФУ): продюсер и режиссер Дмитрий Пищулии (также выпускник ВГИКа) и журналист, режиссер, медиапедагог Андрей Парыгин — эксперты в области продюсирования.

Слово Дмитрию Пищулииу (Д. II.).

Как преподается продюсирована во ВГИКе?

ДП Эта профессия в нашей стране — относительно молодая. Недавние выпускники ВГИКа — продюсеры — только начинают свою активную деятельность и еще не стали маститыми профессионалами. Ближайшие пять — десять лет покажут, в правильном ли направлении мы двигаемся. Саму эту специальность ввели в учебный план в 2003 году. Мы были вторым набором.

Режиссуру во ВГИКе преподают с 1918 года, когда институт только-только был основан. Поступая на этот факультет, люди идут к определенному мастеру. У продюсеров тоже пытались внедрить подобную систему, но мастера как такового у нас нс было. Фактически мастером был для нас Феликс Кривошеев, занимавшийся с нами на третьем и четвертом курсах. Мне повезло: он стал руководителем моего диплома. Вот кто действительно переживал за нас, устраивал встречи с маститыми продюсерами, водил на производство, организовывал эксклюзивные показы фильмов, которые еще нс вышли в прокат. Надеюсь, что сейчас система в институте изменилась в лучшую сторону. Все-таки ВГИК — это такое место, куда приходишь именно к мастеру, впитываешь его мысли и чувства, а он отвечает за тебя все пять лет.

Еще нам не хватало учебной практики. У режиссеров, операторов, художников и звукорежиссеров есть обязательные курсовые работы, на которые ежегодно выделяются деньги. Люди обязаны снять на учебной киностудии короткометражку. Причем в первый год — немую черно-белую, в следующем году — цветную и так далее. У продюсеров же практика была факультативом. Нам не обязательно было работать в качестве администратора или директора фильма в съемочной группе. Никто за этим особо не следил. Хотя я сразу на первом курсе пошел на учебную киностудию и был прикреплен к конкретной съемочной группе.

Как складывалась твоя судьба дальше?

Д. П.: Профессиональным кинои телепроизводством я начал заниматься в 2005 году, когда впервые попал на съемочную площадку полнометражного игрового фильма «День денег», где выполнял функции администратора площадки. Продюсер должен начинать работать непосредственно на площадке, чтобы понять, как она устроена. У нас была месячная экспедиция в Калугу, а потом еще два месяца мы снимали в Москве, на «Мосфильме» и на других объектах. Там я и узнал, как организована и работает съемочная группа. По сути, это был мой первый реальный опыт администрирования.

После этого я начал заниматься более серьезными вещами — как директор фильма, а потом и как продюсер. В 2006 году был исполнительным продюсером фильма «Глобальный передел», который сначала назывался «Почему Россия не Америка?». Он в течение полугода снимался в десяти странах. К сожалению, я не мог ездить, так как именно в этот момент судился с военкоматом, который незаконно забирал меня в армию. Я сидел в Москве и руководил съемочными группами по всему миру. Плюс к этому следил за бюджетом и за всеми составляющими.

После этого у меня было несколько десятков роликов социальной рекламы, которую я продюсировал на базе Лаборатории социальной рекламы вместе со своим другом Гошей Молодцовым[1], который, кстати, родился в Екатеринбурге, а после школы, сразу переехав в Москву, поступил во ВГИК.

Серьезным опытом для меня стал сделанный для канала «Культура» документально-игровой 4-серийный мини-сериал «Третьяков. История великой коллекции», посвященный Павлу Третьякову и художникам, картины которых он покупал. Я был исполнительным продюсером. Снимали на студии «Остров» Сергея Мирошниченко с режиссером Катей Телегиной. Работа длилась с марта по декабрь 2010 года. Все было достаточно сложно и со съемками, и с монтажом. Фильм вышел в эфир канала «Культура» и был номинирован на национальную премию «Лавр».

Можно ли совмещать продюсировать с режиссурой?

д. п.: Да, я продюсировал и собственные работы: первым был «Березовский Trip», затем — игровая картина «Настоящее кино» с актером Ваней Кокориным, потом короткометражная рождественская история про брата и сестру, которые едут на празднование Нового года. Мы сняли се года два назад, но только сейчас запустим по фестивалям. Все эти фильмы я продюсировал самостоятельно, а на последней был и режиссером.

Зачем продюсеру специальное образование?

Д.п Конечно, в нашей профессии, как и в журналистике, можно обходиться и без этого. Бывает, что человек с дипломом продюсера ничего не смыслит в своей профессии. И в то же время нельзя сказать, что человек без диплома априори будет плохим специалистом. Вес зависит от него самого и от его организаторских способностей. Но, конечно, тот, кто имеет специальное продюсерское образование, лучше разбирается в происходящем.

Большинство именитых продюсеров, работающих сегодня в российском кинобизнесе, — бывшие директора картин. В Советском Союзе 25 лет назад номинальным продюсером всегда выступало государство. Исполнительными же продюсерами были директора фильмов. Поэтому сейчас продюсеры — это частные лица с опытом работы директорами картин. Хотя продюсерами могут быть и инвесторы, которые хотят вложить деньги в фильм, чтобы либо заработать, либо снять жену или дочь, а потом вместе с ними пройти по красной ковровой дорожке фестиваля. Они значатся в титрах как продюсеры, но всю работу за них выполняют так называемые исполнительные продюсеры.

Безусловно, есть и очень серьезные люди, такие как Александр Роднянский, Сергей Ссльянов, Константин Эрнст. Они вкладывают деньги нс просто чтобы засветиться, а, главным образом, чтобы развивать кино как искусство. Чаще всего искусство массовое. Интеллектуальное кино сегодня продвигают лишь немногочисленные энтузиасты.

Что главное в профессии продюсера?

Д. П.: Здесь многое решают опыт, практика. Человек может стать продюсером, если он долгое время работает с финансовыми документами, сметами, бухгалтерскими отчетностями, а главное, умеет руководить людьми. Продюсирование — такой стрессовый менеджмент, когда у тебя 50−100 человек (в зависимости от размеров съемочной группы) и всех надо направить к одной, общей цели. Если же появляются какие-то проблемы, их надо решать спокойно, рассудительно, не только не теряя при этом деньги, но кое-что еще и зарабатывая. Это особое умение, которому научить невозможно. Учить, скорее, надо на каких-то психологических курсах.

Как строится процесс производства документального фильма?

ДП Показ на фестивале — неглавная цель. Зрительский просмотр — вот финальная точка, а начало цепочки — так называемый прспродакшн, процесс, когда фильм еще только запускается. Съемки и фестивали — точки промежуточные. Сначала фильм придумывается, запускается, прорабатывается, причем это длится долго. И если время потрачено с пользой, фильм получится хорошим. Потом начинаются съемки, затем осуществляются обработка материала, монтаж, постпродакшн, какие-то досъемки. И, наконец, приходит черед фестиваля как одного из первых способов показа готового произведения. Фильм, снимающийся не просто под фестиваль, а для проката, должен иметь зрителя. Я считаю, что документальные фильмы необходимо показывать в кинотеатрах. При том что, конечно, есть и телевидение, и домашние показы в онлайне, и онлайн-кинотеатры.

По каким направлениям работает «машина» по производству фильмов?

Д. П.: Направления зависят от заказчика. Одно направлениегосударственное финансирование. Наше государство каждый год финансирует около тысячи документальных фильмов. Деньги выделяются на безвозмездной основе, бывает, с возвратом. Десятки студий по всей России — от Москвы до Владивостока — в течение года подают в Министерство культуры темы, которые там утверждаются и под которые выделяются деньги. Затем Минкульт объявляет тендер, как при любых госзакупках в современной России. Студии, претендуя на этот тендер, отправляют заявки. Режиссер пишет режиссерскую экспликацию о том, как фильм должен выглядеть; сценарист прописывает синопсис фильма; продюсеры просчитывают смету. Заявки поступают в Минкульт. Экспертная комиссия отбирает самые интересные. Например, на определенную тему пришло три заявки: от Московской, Петербургской и Свердловской студий. Определяют, сколько баллов набирает та или иная заявка. Сначала смотрят на стоимость. Например, эта студия предлагает снять дешевле — и получает, к примеру, плюс 50 баллов. Понравившаяся экспликация, внятно расписанный синопсис тоже набирают опредслснное количество баллов. В итоге принимается решение. Госконтракт, заключенный со студией, действует год. Это означает, что в течение года студия должна снять фильм. Она получает деньги, снимает картину, сдает ее в Министерство культуры, а потом может распоряжаться фильмом по своему усмотрению. Например, отправить на фестиваль или попробовать продать на телевидение, заработав дополнительные средства.

Второе направление — производство фильмов для телевидения. Это куда более масштабная история, чем финансирование от Госкино. Телефильмов снимается гораздо больше, и финансирования на них поступает больше. Ситуация примерно похожа, но только заказчиком выступает не Минкульт, а телеканалы, которых у нас в России достаточно много. Соответственно, чем больше телеканал, тем больше бюджет, тем масштабнее фильм. Чем меньше — тем скромнее фильм. Бюджеты разнятся от 500 тысяч до трех-четырех миллионов за фильм. Бывает, что документальная картина стоит и десять, и пятнадцать миллионов рублей. Масштабные ленты снимаются на производящей студии, с которой дружат продюсеры с каналов. Иногда продакшн-студия отправляет на каналы письма: «Здравствуйте! Мы молодая продакшн-студия. Сняли такис-то фильмы. Готовы снимать и вам!» Или предлагает пилот будущего фильма. В общем, разными способами люди выходят на продюсеров телеканалов и получают от них заказ на производство того или иного документального фильма. Чем больше заказов такая студия возьмет на себя, тем она будет крупнее, тем более масштабным станет се производство.

Третье направление — частные инвесторы, которые заказывают документальные фильмы тем же продакшн-студиям, режиссерам, продюсерам. Поскольку это частные деньги, будущие фильмы ориентированы на частные интересы, причем не только коммерческие, но и благотворительные и образовательные. Например, «Гринпис» может заказать съемку фильма для образовательной программы.

Во всем остальном «машина» по производству фильмов работает примерно одинаково: добывается некое финансирование или его часть; набирается съемочная группа; в лучшем случае заранее прописывается сценарий; в худшем он прописывается потом, уже после съемок; проводятся съемки; после этого создастся окончательный сценарий; делается монтажный лист; фильм собирается в монтажной; проводится процедура постпродакшн — озвучание, цветокоррекция, сведение; после этого фильм готов к эфиру или показу на фестивале.

Итак, кто же такой продюсер?

Д. П: Это человек, который при помощи двух-трех десятков или целой сотни людей разных специальностей помогает фильму появиться на свет. Рождение фильма не менее — если нс более — важно для него, чем для режиссера, который определяет, какой будет новая картина, как она будет выглядеть, какую мысль будет в себе нести. Продюсер же стремится к тому, чтобы фильм просто появился и существовал. Конечно, каким он будет, важно и для продюсера. И все же это — главная задача режиссера. Премию «Оскар» за лучший фильм получают режиссеры, а не продюсеры, потому что режиссеры являются теми людьми, которые вместе с фильмом проходят весь путь от начала до конца. Хотя бывали случаи, когда режиссер откреплялся от фильма, например, на этапе монтажа или прикреплялся уже после написания окончательного сценария и подбора натуры.

Каковы задачи продюсера?

Д. П.: Продюсер находит сценариста или сам выступает сценаристом; придумывает историю; пишет бизнес-планы по поводу рисков, успехов, неудач того или иного фильма; находит режиссера; организует все съемочное производство; отвечает за кандидатуру оператора, художника-постановщика, художника по гриму, художника по костюмам и всех остальных членов съемочной группы. Понятное дело, он работает в тесной связке с режиссером. Бывает, что маститый режиссер выступает самостоятельным продюсером, выполняя одновременно две функции, и иногда очень неплохо, поскольку усилия и продюсера и режиссера направлены на создание хорошего фильма. А хороший фильм получается тогда, когда у них сложились партнерские взаимоотношения, когда они понимают друг друга и каждый выполняет свою работу грамотно и творчески. Когда же такая связка отсутствует или когда один партнер довлеет над другим, то атмосфера на площадке и в группе бывает не самой лучшей.

Задача продюсера — следить за тем, чтобы все было исполнено качественно и в срок, чтобы выделенные средства были адекватны поставленной задаче. Он организует и контролирует все. Исполнительные и линейные продюсеры, администратор и директор фильма, все они — помощники продюсера. Только он может давать прямые указания режиссеру, вторгаться в монтаж, изменять сценарий. Хороший продюсер должен быть человеком творческим, точно знающим, из чего складывается работа сценариста, оператора, режиссера, как надо говорить с актерами и т. д. Кинопродюссров во время обучения знакомят с разными творческими специальностями. Все это нужно, чтобы грамотно расходовать средства. Возникающие проблемы чаще всего связаны с недостатком образования, профессиональной эрудиции и общей культуры.

Слово Андрею Парыгину (А. П.).

Как продюсер коммунипирует с режиссером?

А. П.: Грамотный продюсер всегда внимательно следит за тем, какую команду набирает режиссер. И окончательное решение всетаки принимает именно продюсер. Как человек, учитывающий финансовые и прочие риски, он должен убедиться в правильном сочетании всех творческих составляющих: режиссер — сценарий, затем сценарий — режиссер — оператор и т. д. Количество переменных постоянно возрастает. Это сложное уравнение, но задача продюсера — решить именно эту формулу успеха. Например, фильму Евгения Григорьева «Кузнецы своего счастья» повезло с продюсером: им стал известный екатеринбургский режиссер и продюсер Алексей Федорченко (режиссер фильмов «Первые на Луне», «Железная дорога», «Банный день», «Овсянки» и др.). Зная технологию производства изнутри, он старался сделать все, чтобы творческому процессу ничто не мешало.

Как рассказывал Евгений Григорьев, когда случилась смерть героя, Алексей Федорченко немедленно достал из сейфа собственные пять тысяч долларов и сказал: «Снимайте!» Съемка уходящей натуры превратилась в самую настоящую экспедицию. Несмотря на «проколы», именно тогда удалось снять ключевые эпизоды, практически 60% фильма. И в этом — несомненная заслуга продюсера.

Как взаимодействует продюсер со съемочной группой?

А. П: Сергей Ссльянов, например, так определяет роль продюсера в съемочный период: обеспечивать стабильное финансирование и следить за воплощением сценария в рамках календарнопостановочного плана. Думаю, что это справедливо. Сельянов практически не бывает на площадке. Или совсем не бывает — так он говорит. Хотя иногда возникают проблемы и в съемочном периоде, когда требуется вмешательство продюсера. Например, конфликт внутри группы. Но это означает только одно — в формуле была допущена ошибка. Или административный корпус нс совсем справляется с организацией дела. Я пересказываю слова Евгения Григорьева. Продюсер его фильма «Кузнецы своего счастья» Алексей Федорченко вмешивался в съемочный процесс, наверное, раза два. Первый раз — по просьбе режиссера, когда нужно было убедить кузнеца Лысякова дать нам снять необходимый кадр в кузнице после работы. Лысяков, человек своенравный, по непонятным причинам заупрямился. Тогда вмешался Алексей, и после его разговора с кузнецом даже кошка ходила тридцать метров по забору пять раз и подходила к герою. Второй раз — когда была одна из последних съемочных смен — концерт на Плотнике в Екатеринбурге. Стоимость ее называть не будем (вдруг коммерческая тайна), но очень дорого. Нервничали. Если бы вчерашний дождь повторился, то съемка бы сорвалась, а создатели остались бы без финального эпизода и без денег. Федорченко приехал на площадку с семьей. И как-то стало понятно, что дождь не пойдет. Алексей гладил дочь по голове и, улыбаясь, говорил драматургу Сергею Соловьеву: «Приятно видеть, когда дети так работают…»[2] Этим все сказано и о команде, и о роли продюсера.

Резюме[3]

  • 1. Надо уяснить для себя, что стресс — это неизбежная составляющая работы, отсутствие его в жизни можно считать недостатком. Например, целый год шел какой-нибудь большой кинопроект, постоянно надо было что-то решать, и вдруг он закончился, и уже полгода ничего нет. Организму начинает не хватать прекрасного адреналина, вырабатывающегося в процессе производства фильма. Мир кино манит постоянно.
  • 2. Как режиссер ищет своего оператора, с которым снимает, так и продюсер всегда ищет своего режиссера, с которым готов снимать.
  • 3. Необходимо смотреть много фильмов. Ходить на фестивали — очень полезно. Надо отличать фестивальное кино от зрительского, которое на самом деле нс такое уж и плохое, как нас в этом пытаются убедить. Второе честнее, его сложнее делать. Первое может создать любой и при этом сказать: а я вот так вижу. Снимая кино для зрителя, необходимо соблюдать все правила искусства. Очень сложно сделать умное зрительское кино.
  • 4. Важно учиться и много читать. Есть прекрасная книга «Выходит продюсер» Александра Роднянского. Автор по образованию — режиссер научно-популярного кино, сегодня вместе с Родригесом делает кино в Голливуде. Эта книга очень толково объясняет, что такое современный российский продюсер.
  • 5. Главное — надо любить кино!

Контрольные вопросы.

  • 1. Кто такой продюсер?
  • 2. Каковы его задачи?
  • 3. Что главное в профессии продюсера?
  • 4. Можно ли совмещать продюсирование с режиссурой?
  • 5. Как строится процесс производства документального фильма?
  • 6. По каким направлениям работает «машина» по производству фильмов?
  • 7. Как продюсер коммуницирует с режиссером?
  • 8. Как продюсер контактирует со съемочной группой?
  • 9. Как и с какого времени преподается продюсирование во ВГИКе?
  • 10. Так ли уж необходимо продюсеру специальное образование?
  • [1] м Георгий Молодцов занимался у М. А. Мясниковой в медиашколе при екатеринбургской гимназии № 13, еще школьником бывал на фестивале «Россия», там и увлекся документальным кино, но на журфаке не учился.
  • [2] Из личной беседы с Е. Григорьевым (2005).
  • [3] Пункты сформулированы Д. Пищулиным.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой