Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка в газетном тексте, посвященном предвыборной кампании: на примере материалов прессы Республики Саха (Якутия)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наличие подобного родапубликаций, сосредоточенных на отрицательной оценке всех участников i предвыборной кампанииявляется характерным для коммуникативной ситуации региональных политических выборов. Для сравнения отметим, что в президентской предвыборной кампании, являющейся всенародной, доминируют тексты с положительными оценочными, значениями. В то же время следует заметить, что прямолинейное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Речевая специфика текстов предвыборной кампании
    • 1. 1. Газетный текст предвыборной кампании в аспекте категории оценки
      • 1. 1. 1. Оценка в газетной речи
      • 1. 1. 2. Отличительные черты газетных текстов предвыборной кампании
    • 1. 2. Оценочность как семантическая доминанта предвыборного текста
    • 1. 3. Участник предвыборной кампании как объект оценки
      • 1. 3. 1. Образ кандидата-политика
      • 1. 3. 2. Имидж претендента на политический пост
  • Глава II. Содержательная структура предвыборного текста
    • 2. 1. Тексты предвыборной кампании в структуре коммуникативной ситуации
    • 2. 2. События и факты в оценочном аспекте
  • Глава I. I1. Оценка в речевой деятельности политического обозревателя
    • 3. 1. Преобладание отрицательной оценки и разнообразие способов ее выражения
    • 3. 2. Специфика условий формирования этической оценки
    • 3. 3. Лексические средства выражения оценки
      • 3. 3. 1. Многофункциональность общеоценочной лексики
      • 3. 3. 2. Лексика с оценочной семантикой
      • 3. 3. 3. Политические номинации в оценочном аспекте 121 3.3.4. Оценочный компонент в структуре метафоры
    • 3. 4. Иллокутивная сила оценочного высказывания
    • 3. 5. Трансформация оценочного значения в значение субъективно-модального типа

Оценка в газетном тексте, посвященном предвыборной кампании: на примере материалов прессы Республики Саха (Якутия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данное исследование посвящено изучению природы и функциональных возможностей оценочного значения в газетном тексте.

Оценка присуща речевой деятельности любого человека. Оценке могут подвергаться любые предметы, явления действительности, признаки, действия’и поступки тех или иных лиц, которые играют определенную роль в жизни общества. Основой оценочного1 значения" являются реальные качества оцениваемого объекта и общепринятая норма. Чтобы оценивать объект как отрицательный или положительный, необходимо < знать, каким ондолжен быть в идеале. Именно сопоставление реальных свойств объекта с идеальным вариантом порождает оценку.

При исследовании специфики оценочной семантики мы опираемся на истолкование природы оценочного значения в том его виде, как оно изложено В' работах Н.Д. Арутюновой1. Вслед за Н. Д. Арутюновой мы исходим из того, что' структуру оценочного значения составляют субъект оценки, объект оценки, оценочные предикаты и обоснования оценки. I.

Исследования последних лет в области семантики и, журналистики показали, что оценочность не просто характерна для > всех газетных текстовона является одной из основных стилеобразующих черт газетной речи. Использование оценочных предикатов позволяет журналистам представить востребованную обществом аксиологическую версию изображения фрагментов общественной жизни.

Для исследования категории оценки в газетных текстах мы взяли материалы, посвященные предвыборной кампании. Во-первых, именно в этих текстах природа оценочного значения проявляется в наиболее полном виде. Во-вторых, в. них максимальноярко, представлена специфика функционирования оценки в массовом идеологическом тексте.

Материалы данного типа имеют особый статус в. речевой практике общества. С одной стороны, они являются частью речевой практики средств^.

1 См.: Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988. массовой информации. С другой стороны, они входят в политический дискурс и, таким образом, принимают непосредственное участие в политической борьбе. Эта комплексная функциональная направленность накладывает определенный отпечаток и на основные характеристики. Тексты, посвященные предвыборной кампании, с одной стороны, сохраняют те черты газетной речи, которые определяются предназначенностью газеты для массовой аудитории. С другой стороны, данные материалы обладают свойствами, которые позволяют рассматривать их в качестве инструмента воздействия на читателя во время политической борьбы: читатель является потенциальным избирателем, который в конечном итоге должен сделать выбор в пользу того или иного кандидата, участника предвыборной кампании. Каким будет выбор избирателя, в определенной мере зависит от того, какое воздействие на него оказывает газетный текст.

Исследуемые нами тексты призваны выполнять в первую очередь воздействующую функцию, поэтому оценочность играет в них доминирующую роль. ' Изучение категории оценки в материалах предвыборной кампании позволяет выявить основные особенности выражения оценочного значения в иных типах газетных текстов идеологической направленности.

Объектом данного исследования являются газетные тексты, посвященные предвыборной кампании.

Предметом исследования является совокупность речевых особенностей газетных текстов предвыборной кампании, функциональная специфика которых проявляется в сфере выражения оценки.

Материалом исследования послужили тексты общественно-политических еженедельников Республики Саха (Якутия) «Наше время» и «Якутск вечерний» за 2001 год, посвященные выборам президента Республики Саха (Якутия) в январе 2002 года. В целом рассмотрено около 200 публикаций.

В качестве материала исследования мы специально выбрали тексты, момент появления которых отдален от момента исследования достаточно продолжительным временным промежутком. Это позволяет избавиться от влияния на процесс исследования различного рода остро конъюнктурных факторов, воздействие которых может исказить представление об общей речевой ситуации.

Актуальность данного исследования объясняется, тем, что в нем выявлены основные особенности и приемы использования оценочных компонентов, характерные в том числе и для современных речевых технологий в сфере политической борьбы.

В современной газетной речи политическая ситуация частое изображается в аксиологическом аспекте. Журналисты, описывая политические события, выражают оценочное значение и, таким образом, формируют в. сознании читателя определенные ценностные категории. В результате обозревателям-удается не только передать информацию, но и в какой-то мере управлять общественным мнением.

Как показывает анализ, в последнее время позиция политических обозревателей, освещающих выборы в субъектах Российской Федерации, достаточно часто строится на основе отрицательной оценки, а это нередко способствует тому, что во время региональной предвыборной кампании увеличивается социальная> напряженность в обществе. Поэтому существует настоятельная необходимость исследовать семантические механизмы порождения отрицательно-оценочных значений с тем, чтобы иметь возможность нейтрализовать их отрицательное влияние на жизнь общества.

В тексте СМИ, посвященном предвыборной кампании, в центре внимания всегда находится человек, поэтому соблюдение этических норм при создании материала является для журналистов чрезвычайно важным. Слабая изученность механизмов выражения оценки в газетном тексте до сих пор далеко не всегда позволяет однозначно квалифицировать ту или иную конструкцию как оценочную, а также определить степень этической оправданности оценочных компонентов в том или ином конкретном тексте. Это обстоятельство также говорит о необходимости исследования оценки в речевой практике современной газеты.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые изучена спецификафункционирования оценочных компонентов в текстах, принадлежащих сфере политической коммуникации, выявлен и исследован процесс стирания границ, разделяющих категории оценки и субъективной модальности. Описана специфика содержательной структуры газетных текстов с оценочной семантической доминантой.

Теоретическая значимость работы состоит в том, чтоисследована функциональная специфика оценочного значения в газетном тексте, принадлежащем, сфере политической коммуникации. Выявлен w исследован процесс трансформации, оценочного значения в. значение субъективно-модального типа'- что характерно для текстов идеологической направленности.

Проведенное исследование имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. В работе журналистов и редакторов периодических изданий данное исследование может служить. основой для редактирования текстов с точки зрения правомерности — выражения оценки, а также подбора языковых средств для формирования оценочного контекста. Данная работа может быть полезной для лингвистов-экспертов при проведении лингвистических экспертиз текстов, содержащих оценочное значение.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в практике преподавания русскогоязыка и практической стилистики на филологических факультетах и факультетах журналистики. т.

Основные цели данного исследования заключаются в том, чтобы определить структуру оценочного значения и специфику его функционирования в газетном тексте, посвященном предвыборной кампаниивыявить основные условия формирования оценочных квалификаций в содержательной структуре этих текстовопределить принципы, трансформации оценочного значения в значение* субъективно-модального типа.

Для достижения этих целей, необходимо выполнить следующие задачи:

1. Определить речевую специфику текстов предвыборной кампании, выявить их содержательную структуру.

2. Описать объект оценки как речевую систему.

3. Описать особенности газетной речи, влияющие на формирование оценочного значения.

4. Выявить, основные средства выражения оценочного значенияв газетных.текстах.

5. Описать функции оценочной лексики в газетном предвыборном тексте.

6. Разграничить категории оценки исубъективной модальности.

7. Исследовать процесс трансформацииоценочного значения взначение субъективно-модального типа. .

Методы исследования. В основе работы лежит принципсистемного подхода к изучаемому объекту, что позволяет сделать системным и сам процесс исследованияустановить взаимосвязь между лингвистическимии экстралингвистическими факторами, влияющими на формирование оценочных квалификаций. Для изучения оценки в газетном тексте мы использовали описательный метод.

Чтобы рассмотреть события и факты в оценочном аспекте, определить степень выраженности общих и частныхоценок в предвыборных материалах, мы использовали элементы контент-анализа.

Методы семантико-стилистического анализа позволили нам представить интерпретацию словарного материала.

Структура работы. Работа состоит из введения,, трех глав, заключения, библиографического списка.

Во введении указаны цели и задачи исследования, представлены научная и практическая значимость, актуальность работы, обозначен метод исследования, а также описываются объект, предмет и материал исследования.

В первой главе раскрывается природа оценочного значения, описывается речевая специфика газетных текстов, посвященных предвыборной кампании, дается характеристика основного объекта оценки.

Во второй главе представлена типичная содержательная структура предвыборного текста, и определена роль событийной и фактической семантики в выражении оценочного значения.

В* третьей главе раскрыта специфика формирования оценочного значения в газетном тексте, посвященном предвыборной кампанииопределены основные средства выражения оценкипредставлены принципы трансформации оценочного значения в значение субъективно-модального типа.

В заключении делаются выводы по теме диссертационного исследования.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в научных публикациях, учебном пособии, в научных докладах на конференциях факультета журналистики СПбГУ в 2005 — 2008 годах. Результаты исследования были апробированы на практических занятиях по стилистике и литературному редактированию в процессе обучения студентов-журналистов. Полученный опыт использовался автором в практике журналистской и редакционной деятельности в" работе над материалами газет «Наше время» (г. Якутск) и «Строительный Еженедельник» (г. Санкт-Петербург).

Заключение

.

Проведенное нами исследование материалов газет «Наше время» и «Якутск вечерний» позволило определить основные принципы формирования оценочного значения в предвыборных текстах.

Оценочность в целом характерна для газетной речи, но в материалах, посвященных предвыборной кампании, оценка напрямую зависит от экстралингвистических факторов, влияющих на создание текстов. В процессе анализа материалов мы пришли к выводу, что наиболее важные факторы создания предвыборных текстов, в прямой зависимости от которых находится выражение оценочного значения, — это политическая позиция издания, источник финансирования периодического издания и законодательные нормы. Данные факторы являются основополагающими в i формировании оценочного взгляда обозревателя на изображаемую политическую ситуацию.

S,.

Материалы, посвященные предвыборной кампании, имеют особый статус в речевой практике общества. Являясь частью речевой продукции средств массовой информации, они активно функционируют в системе политического дискурса. Это накладывает определенный отпечаток и на их основные характеристики. В нашем исследовании мы перечислили следующие особенности текстов предвыборной кампании:

1) Предвыборные материалы выполняют в большей степени воздействующую функцию, поскольку массовая аудитория в данной ситуации приравнивается к понятию «электорат». Тексты предвыборной кампании становятся инструментом воздействия на сознание избирателей.

2) Экспрессивная сторона предвыборных текстов становится доминирующей.

3) В текстах предвыборной кампании наблюдается имитация диалога с читателем. С точки зрения содержания основу предвыборных текстов составляет монологическая речь политического обозревателя.

4) Организация текстов предвыборной кампании предполагает совмещение элементов разных газетных жанров: информационных и аналитических. Аналитическая сторона в предвыборных текстах превалирует.

Речевая структура текстов предвыборной кампании включает изображение коммуникативной ситуации политической борьбы за власть. Структуру данной коммуникативной ситуации составляют следующие компоненты: 1) кандидат на политический пост- 2) его политический противник (оппонент), претендующий на тот же пост- 3) субъект, поддерживающий первого кандидата (как индивидуальный, так и коллективный) — 4) субъект, поддерживающий второго кандидата- 5) средство массовой информации, освещающее предвыборную кампанию- 6)" автор газетного текста, изображающий политическую кампанию- 7) читатель, на которого направлены воздействия со стороны всех субъектов.

Оценочное значение в предвыборных газетных текстах актуализируется. Структура оценочного значения состоит из следующих компонентов: 1) субъект оценки- 2) объект оценки- 3) основания оценки- 4) оценочный предикат. Оценка формируется на основе сопоставления реальных качеств оцениваемого объекта с общепринятой нормой. В газетном тексте оценка социально обусловлена.

Главный объект оценки в предвыборном тексте — участник предвыборной кампании, политический кандидат. В основе формирования оценочных квалификаций 1 лежит изображение действий, поступков кандидата, его сторонников и противников. Выражению оценки в целом способствуют изображение событийных моментов и изложение фактов, касающихся жизни и деятельности кандидата.

Изучение материалов газет «Наше время» и «Якутск вечерний» продемонстрировало, что в региональном предвыборном, тексте преобладает значение отрицательнойоценки. Политические обозреватели изображают ситуацию выборов с критической точки зрения. Отрицательная оценка в газетных текстах способствует созданию отрицательного образа кандидата и разрушению существующего имиджа1 политика.

Наличие подобного родапубликаций, сосредоточенных на отрицательной оценке всех участников i предвыборной кампанииявляется характерным для коммуникативной ситуации региональных политических выборов. Для сравнения отметим, что в президентской предвыборной кампании, являющейся всенародной, доминируют тексты с положительными оценочными, значениями. В то же время следует заметить, что прямолинейное соотнесение содержания текста с. точкой зрения того или иногокандидатане «отражает реального положения дел,, которое складывается. в, системе-средств-массовой-информации в ходе предвыборной кампании-. Автор публикации, представляющий интересы того илииного- 1 издания, руководствуется при изложении^ материала, целым рядом обстоятельств, которые' исключают его однозначную принадлежность, к позиции того или-иного ^кандидата.

В газетных текстах предвыборной кампании эксплицитное выражение общих оценок («хороший» / «плохой») сводится к нулю. Это объясняется законодательными нормами, которые во время политических выборов существенно ограничивают возможности средств массовой информации открыто выражать предпочтение кандидату или неодобрение его-действий.

Законодательные нормы регулируют степень выражения, и частнооценочных значений. На основе изучения* материалов мы пришли к выводу, что в предвыборных текстах минимально1 выражены, гедонистические оценки. Этот тип частных оценок основывается исключительно на индивидуальных чувственных восприятиях. Гедонистические оценки по природе своей' субъективны, поэтому их выражение неприемлемо в материалах, изображающих политическую ситуацию-широкого масштаба.

Опираясь на классификацию частных оценок, мы определили, что* в ' предвыборных текстах значительно преобладает значение этической оценки. Журналисты создают образы политиков, сопоставляя их действия с этическими и законодательными нормами.

Основные условия формирования отрицательной этической оценки заключаются в: 1) изображении событийных моментов в законотворческой сфере- 2) описании, административных ресурсов, которыми обладают кандидаты- 3) изображении политических технологий, предпринимаемых кандидатами и их сторонниками во время предвыборной кампании- 4) интерпретации предвыборных программ кандидатов- 5) описании профессиональной деятельности политика- 6) изложении фактов, его биографии- 7)> изображении событий, дискредитирующих кандидата на политический пост.

Отрицательная оценка в текстах предвыборной кампании-представлена как в эксплицитной, так ив имплицитной форме. Экспликации оценок способствуют лексические средства: лексика с оценочной семантикойполитические номинации, приобретающие в зависимости от контекста оценочный, характерфразеологические выражения, созданные на основе метафорического переноса. Перечисленные лексические средства выражают оценку только в контексте. Вне контекста оценка не существует.

В имплицитной^ форме отрицательная оценка содержитсяв изображении событийных моментов, которые дискредитируют участника предвыборной. кампании в глазах избирателя.

Оценочная деятельность не является главной' задачей политических обозревателей. Оценка в газетном тексте сопровождается речевыми действиями, направленными на широкую аудиторию. Оценочное значение, связано с иллокутивной силой, поэтому высказывание с оценочным компонентом может производить иллокутивный эффект. Анализ предвыборных материалов показал, что отрицательно-оценочные средства в предвыборных газетных текстах способствуют выполнению таких действий, как: неодобрение, осуждение, а также обвинение участников политической кампании в нарушении законодательных норм или в пренебрежении моральными ценностями.

Изучение газетных текстов привело к суждению о том, что' оценка в предвыборных материалах далеко не всегда мотивирована, она дается как изначально правильная, не требующая обоснования. Более того, при наличии оценочного значения в тексте далеко не всегда можно определить конкретный объект оценки. Оценочные средства в таких случаях используются не столько для выражения собственно оценочного значения, сколько для выражения эмоций и субъективного восприятия изображаемой картины мира. Таким образом, оценочное значение трансформируется в значение субъективно-модального типа.

Анализ газетных материалов показал, что оценка преобразуется в значение субъективно-модального типа в нескольких случаях: 1) при субъективном представлении нормы, с которой сопоставляется объект оценки- 2) при субъективном восприятии реальных качеств объекта- 3) при выражении эмоционального состояния субъекта речи- 4) при недостаточном перечислении реальных качеств оцениваемого объекта- 5) при ограниченных знаниях субъекта речи о реальном мире.

Представленная нами специфика выражения оценочного значения в газетном тексте, посвященном предвыборной кампании, а также содержательная структура предвыборных материалов не являются единичными. Результаты данного исследования могут быть применимы ко всем газетным текстам, в которых отражается коммуникативная ситуация политической борьбы за власть.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Б. Очерки синтаксиса итальянского языка. М, 1971.
  2. Ю.Д. Коннотации как часть прагматики слова (лексикографический аспект). // Русский язык: Проблемы грамматической семантики и оценочные факторы в языке (Виноградовские чтения XIX-XX). Институт русского языка РАН. М., 1992. С. 45−64.
  3. Н.Д. Аспекты семантических исследований. М., 1980.
  4. Н.Д. Об объекте общей-оценки // Вопросы языкознания, 1985, № 3. С. 13−24.
  5. Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988.
  6. Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1990. С. 5−33.
  7. Н.Д. Предложение и его смысл. М., 2002.1.
  8. Д. Манипулирование массовой аудиторией печатными СМИ // Ломоносов 2003. Материалы конференции. М., 2003. С. 113−115.
  9. Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 2001.
  10. Ш. Язык и жизнь. М., 2003.
  11. А.Н. и Паршин П.Б. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание // Роль в средствах массовой коммуникации. М., 1986. С. 100−143.
  12. А.Н. Лингвистическая экспертиза текста. М., 2007.
  13. В.П. Аксиология личностного бытия. М., 2005.
  14. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
  15. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
  16. А.Н., Бойкова Н. Г., Коньков В. И. Публицистический стиль. СПб., 1999:
  17. А.Н. Стилистические приемы газетной речи: Учебное пособие для студентов-журналистов. СПб., 2000.
  18. Ю.А. Инвективная лексика в контексте некоторых тенденций, в современной русской-, речевой- коммуникации- // Филологические науки. М., 2002. № 4.
  19. В.А., Брызгунова Е. А., Земская,-Е.А. и др. Современный русский язык. М, 1999.
  20. Э. Общая лингвистика. М., 2002.
  21. Н.Д. Оценка языка СМИ1 с точки-зрения этических норм // Журналистика1 и культура русской речи. М., 2002, № 4.
  22. И.В. Состав и функция оценочных средств в языке пропаганды // Науч. тр. МНЭПУ. М., 1998. Вып. 5. С. 45−53. <
  23. Болдырев Н: Н. Структура-, и принципы* формирования оценочных категорий // С любовью к языку. Воронеж, 2002.
  24. Брандес М: П. Стилистика немецкого языка5. М, 1990'.
  25. , JI.A., Беляева И. В., Высоцкая И. А. И' др. Прагматическая' информация, в лексике и" грамматике: Монография / РГЭУ «РИНХ». Ростов н/Д, 2004.
  26. Бюлер- К. Теория- языка. М, 2001. 504* с. http://www.classes.ru/grammar/l 11. Karl Buller Teoriya- yazika/html/4.html
  27. X. Лингвистика лжи / Язык и- моделирование- социального взаимодействия. М., 1957.
  28. Вакуров В. Н, Кохтев Н. Н., Солганик Г. Я. Стилистика газетных жанров:. М-., 1978.
  29. А.В., Коньков В. И., Неупокоева О. В. Функциональные типы речи: описание, повествование, рассуждение. Ч. 1. СПб., 2000.
  30. А.Д. Экспансия заимствований // Слово в российском. телеэфире: Очерки новейшего словоупотребления. М., 2003.33
Заполнить форму текущей работой