Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные компоненты телевизионного репортажа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как уже отмечалось, идеальным с технологической точки зрения местом для получения высококачественной звукозаписи является студия. Но даже если в распоряжении журналиста нет приспособлений для записи и корректировки звука, вполне приличное техническое качество звукозаписи можно получить в любом тихом месте. Это может быть закрытое помещение, в котором нет ярко выраженного эффекта эха… Читать ещё >

Основные компоненты телевизионного репортажа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Телевизионный репортаж представляет собой сложное сочетание изобразительных и звуковых компонентов. Это стендап, интервью (синхроны), съемка (фиксация) события (включая люфт, экшен, лайф), закадровый текст, интершум, музыка.

Стендап. Этот прием часто используется в современном телерепортаже. Имеется в виду кадр, в котором находится журналист (как правило, на месте освещаемого события) и сообщает дополнительные подробности по теме репортажа (рис. 3.2). Это может быть введение в тему, своего рода предыстория того, что зрителю предстоит увидеть и услышать, либо завершение темы с кратким резюме.

Стендан прижился на телевидении с тех пор, как появились видеокамеры, в которых осуществляется бесшумная синхронная запись изображения и звука на один носитель. Как считают психологи, появление в кадре репортера вполне оправданно, потому что зрителю хочется не только слышать закадровый голос журналиста, но также знать и видеть автора репортажа, чтобы идентифицировать его с этим голосом.

Стендап с места события.

Рис. 3.2. Стендап с места события.

Английский термин «стендап» (stand up) не надо понимать буквально: журналисту вовсе не обязательно стоять в кадре. Он может сидеть, лежать, идти «на камеру», ехать на велосипеде, мчаться на «русских горках», стоять на фоне ведущегося неподалеку боя и т. п. (рис. 3.3).

При согласованных действиях журналиста и оператора на экране всегда эффектно выглядят следующие приемы.

1. Журналист, ведя свой рассказ, идет издали на камеру; оператор производит плавный, медленный отъезд трансфокатором (зумом), постоянно держа репортера в одном масштабе (обычно на среднем плане); при этом на экране пространство за журналистом постоянно расширяется.

Репортаж из горячей точки.

Рис. 3.3. Репортаж из горячей точки.

2. При определенных словах журналиста камера поворачивается в сторону, как бы иллюстрируя его слова (например, в кадре появляется место, где происходит основное событие, становится виден объект, о котором идет речь в репортаже, и т. п.), а затем вновь возвращается к продолжающему свой рассказ репортеру. Сложнее всего снимать стендап в толпе, потому что всегда найдутся неадекватные личности, которые будут норовить стать рядом с репортером или делать за его спиной какие-то жесты. Но иногда это даже «работает на тему», передавая атмосферу события. Скажем, если после решающей победы в футбольном матче репортер оказывается в ликующей толпе и кто-то из болельщиков, на несколько секунд заглянув в камеру, выкрикнет радостные слова, то это только усилит впечатление всеобщего ликования.

Современные средства (радиомикрофон, запись звука на профессиональный диктофон и т. п.) позволяют журналисту достаточно свободно перемещаться в кадре (важно только заранее согласовать свои действия с оператором).

Стендап не обязательно должен присутствовать в каждом репортаже. Если зрителю все понятно без вводных или резюмирующих слов журналиста, то можно спокойно обойтись и без его появления в кадре, т. е. включение стендапа в ткань телерепортажа должно быть оправдано его темой и условиями проведения.

Обычно стендап включается в ткань телеренортажа со следующей целью:

  • — для убедительности: чтобы показать, что корреспондент находился (или находится, если идет прямой эфир) на месте события, и для того, чтобы увеличить иллюзию соучастия зрителя в происходящем на экране;
  • — чтобы подвести итог (если стендап дается в конце репортажа) изложенным фактам или рассказать о возможных перспективах (или последствиях) развития события, о котором шла речь;
  • — чтобы акцентировать внимание зрителя на важной информации или существенной детали.

Бывает, что стендап появляется в середине репортажа. Это обычно объясняется необходимостью плавного перехода от одного микроэпизода к другому (ведь репортаж может сниматься в нескольких местах и включать в себя кадры видеотеки).

Иногда встречается «сквозной» стендап — когда журналист появляется в репортаже несколько раз и оказывается в роли своего рода гида, посредника, который постоянно вводит зрителей в курс событий или фактов. Такой прием нередко используется в тематическом репортаже. Например, в упомянутом познавательном репортаже об изображениях исторических и культурных памятников на денежных купюрах журналист, подобно ведущему в телевизионном тревел-фильме, то и дело оказывался в новом месте, продолжая рассказывать о городе и его достопримечательностях.

Требования к стендапу состоят в следующем.

  • 1. Стендап — эго не монолог журналиста на свободную тему, а введение в тему, о которой пойдет речь в репортаже, или (если стендап дается в конце) краткое резюме о сказанном и показанном в телевизионном сюжете. Поэтому стендап, как всякое введение или заключение, не должен занимать в репортаже много места.
  • 2. Записывая стендап, журналист должен выбрать фон, имеющий прямое отношение к теме репортажа и создающий определенную атмосферу, соответствующую событию, о котором пойдет речь.
  • 3. Следует согласовывать с оператором все возможные передвижения журналиста во время стендапа, чтобы тот мог вовремя и точно производить панорамирование или зумирование (наезд или отъезд вариообъектива). Обычно журналист во время стендапа постоянно остается в кадре, но могут быть и такие ситуации, когда камера во время стендапа панорамирует на сюжетно важный объект, как бы иллюстрируя слова репортера, и вновь возвращается к журналисту.

При записи стендапа оператор, как правило, снимает журналиста на среднем, реже на общем плане. Это делается для того, чтобы, во-первых, фигура репортера проецировалась на соответствующий фон и, во-вторых, чтобы репортер мог свободно жестикулировать и передвигаться впередназад или влево-вправо.

  • 4. Журналист обычно сразу появляется в кадре, но перед этим можно дать «адресный план», вводящий зрителя в пространство, в пределах которого происходит или происходило событие.
  • 5. Стендап не должен быть долгим, независимо от того, в каком месте репортажа он находится. В стендапе в начале репортажа задача журналиста — быстро ввести зрителя в курс дела. В финальном стендапе также следует коротко обобщить сказанное или сообщить данные о возможном развитии события.

Иногда расширенный стендап используют для того, чтобы компенсировать нехватку видеоряда или синхронов. Такое нередко встречается в репортажах, когда съемочная группа прибывает на место после того, как незапланированное или неожиданное событие уже состоялось. Журналист может также сообщить в стендапе интересную или важную информацию, полученную от человека, который отказался сообщить ее «на камеру», сославшись на то, что источник информации не пожелал сниматься.

  • 6. Одежда появляющегося в кадре журналиста и его поведение должны соответствовать месту, откуда ведется репортаж. На официальном приеме он должен быть одет в костюм с галстуком, на пляже может быть в шортах. Если съемка происходит в забое шахты или на стройке, то требования техники безопасности заставят репортера одеться соответственно, т. е. так же, как шахтер или строитель.
  • 7. Поскольку закадровый текст к сюжету часто начитывается позже, то желательно, чтобы между звучанием текста записанного стендапа и записанного в студии его закадрового голоса не было резкого расхождения по темпоритму, по интонации, а также по тембровым характеристикам.
  • 8. Во время стендапа должна сохраняться атмосфера естественного общения со зрителем.
  • 9. Если репортаж ведется «по горячим следам», то в стендапе не стоит называть точные цифры и даты, а также не проверенные до конца факты, потому что в течение дня нередко поступают уточнения и новые данные.

Интервью. Среди специалистов до сих нор ведутся споры о том, что такое интервью — жанр или метод получения информации. Но, как бы мы ни классифицировали этот способ получения журналистом каких-то сведений у другого лица, ясно, что интервью было, есть и будет одним из главных инструментов в работе репортера, в каком бы виде СМИ он ни трудился.

На радио жанр интервью используется как в виде общения непосредственно в момент выхода передачи в эфир (с 1930;х гг.), так и в записи (после появления магнитофонов). Новостные телевизионные программы также вначале берут интервью в прямом эфире (с 1950;х гг.); записанное электронным способом телевизионное интервью появляется лишь в середине 1980;х гг., в период, когда начинают использоваться видеокамеры, сразу упростившие технологический процесс синхронизации изображения и звука.

Сегодня и радио-, и тележурналисты широко используют интервью в самых разных целях. Интервью может быть коротким, продолжительным, носить предельно официальный характер или приближаться к жанру беседы. Беседа, в свою очередь, может проходить в форме диалога между журналистом и собеседником либо представлять собой «круглый стол» или бурную дискуссию, и тогда журналист становится ведущим или модератором. В любом случае задача журналиста — сделать общение с собеседником предельно искренним и доверительным.

Поскольку в данном случае нас интересует процесс создания репортажа, то остановимся на видах интервью, непосредственно связанных с данным жанром.

Специфика интервью, включаемых в событийный репортаж, заключается прежде всего в том, что они должны быть короткими и при этом достаточно выразительными и внятными. Даже на тех радиостанциях, где текущей новостной информации уделяется большое внимание, интервью не очень велики по объему. Главная их цель — получить комментарий относительно тех или иных событий общественно-политического или социального характера.

Интервью как таковое выходит на передний план тогда, когда оно посвящено какой-то проблеме или какому-то человеку (в этом случае его даже определяют как особый жанр). Обычно такое обширное интервью проводится в студии или в том месте, где живет или работает человек, который интересует журналиста.

С технической точки зрения наиболее соответствует всем требованиям, предъявляемым к звукозаписи, интервью, которое проводится в студии (рис. 3.4). Это особенно важно, кода речь идет о прямом эфире. Но даже если в условиях студии проводится интервью, которое пойдет в эфир в записи, то журналист и звукорежиссер имеют возможность контролировать процесс, делать дубли в случае помех, речевых оговорок или неточностей, устранять перепады уровня записи и т. п.

Звукозапись интервью, сделанная вне студии, требует большей последующей коррекции — при необходимости сокращаются паузы, купируются слова-паразиты, кашель, ненужные посторонние звуки и т. п.

Интервью в студии.

Рис. 3.4. Интервью в студии.

Если интервью идет в прямом эфире, то журналист, кроме всего прочего, обязан учитывать временной фактор. Поэтому гость в студии или на линии должен быть сразу предупрежден, что на интервью с ним отводится сголько-то времени. Также следует оговорить с интервьюируемым «правила игры», чтобы он не обижался, если журналист будет вынужден прерывать его из-за необходимости уложиться во временной регламент.

Необходимо также обращать внимание на особенности речи собеседника, который должен давать интервью. У каждого человека свой темп произнесения фраз, свои тембровые особенности и возможные недостатки в произношении (картавость, шепелявость, невнятность произношения и т. п.); у него может быть очень тихий или, наоборот, очень громкий голос. Все это важно учитывать для того, чтобы точно рассчитать временные параметры интервью и обратить внимание звукорежиссера на голосовые и речевые особенности приглашенного.

Во время записи интервью на улице (рис. 3.5) журналист, как правило, пользуется одним микрофоном, направляя его то на себя, то на собеседника, стараясь, чтобы уровень записи и собственного голоса, и голоса интервьюируемого человека не очень различались по громкости.

Интервью вне студии.

Рис. 3.5. Интервью вне студии.

Современная техника позволяет записывать интервью, используя два радиомикрофона-петлички, даже если запись производится вне студии. Однако в этом случае журналисту надо продумать мизансцену, чтобы общение с собеседником носило органичный характер. Довольно нелепо выглядит интервью, во время которого интервьюер и интервьюируемый идут по двору рядом друг с другом и произносят фразы, не глядя на собеседника.

В павильоне наличие двух и более микрофонов выглядит вполне органично, а с точки зрения технологии проведения интервью это комфортно для собеседников и удобно для звукорежиссера, который может корректировать уровень звукозаписи и характер звучания голоса каждого из присутствующих в студии. Для этого он предварительно прослушивает голос каждого из собеседников и вносит звуковые коррективы на каждый из каналов звукозаписи или трансляции.

Журналист или звукооператор должен разъяснить приглашенному гостю основные правила, которым необходимо следовать для того, чтобы запись соответствовала техническим требованиям: нельзя очень отдаляться от микрофона и слишком близко приближаться к нему; стучать по столу, на котором установлены микрофоны; если используется микрофон-петличка, не следует его трогать и т. п.

На радио во время прямого эфира могут поступать звонки от радиослушателей. Для того чтобы гость в студии отчетливо слышал их реплики, он должен пользоваться наушниками (рис. 3.6). Если интервьюируемый в радиостудии первый раз, ему нужно дать время, чтобы он привык к окружающей обстановке и освоился с технологией работы в прямом эфире.

Наушники, используемые гостем во время радиопередачи.

Рис. 3.6. Наушники, используемые гостем во время радиопередачи.

Поскольку работа в студии (и на радио, и на телевидении) — беспрерывный процесс, то для того, чтобы очередной гость успел после предыдущей передачи войти в студию и приготовиться к интервью, до его начала предусмотрено включение музыкальных или рекламных пауз. После окончания передачи вновь дается музыкальный ролик или реклама, чтобы гость смог в это время спокойно покинуть студию.

Основная технологическая задача при записи речи — сделать так, чтобы радиослушатель или телезритель мог без напряжения воспринимать речь говорящего, а не «пробиваться» сквозь сопровождающий ее шумовой или музыкальный фон. Поэтому главная техническая проблема, возникающая при записи интервью, — установление баланса громкости между речью и посторонними звуками.

О некоторых приемах, используемых при записи речи в помещении и на натуре, подробней будет сказано в главах 7 и 9. Здесь же мы акцентируем внимание на основных технических требованиях, которым необходимо следовать во время записи интервью.

Как уже отмечалось, идеальным с технологической точки зрения местом для получения высококачественной звукозаписи является студия. Но даже если в распоряжении журналиста нет приспособлений для записи и корректировки звука, вполне приличное техническое качество звукозаписи можно получить в любом тихом месте. Это может быть закрытое помещение, в котором нет ярко выраженного эффекта эха (реверберации), наблюдаемого обычно в просторных интерьерах без мягкой мебели и штор. Чтобы обнаружить эффект реверберации, достаточно хлопнуть в ладоши. Если после хлопка будет слышен явный отзвук, то лучше поменять место для звукозаписи, потому что слишком очевидный эффект эха затрудняет восприятие речи. Если же такой возможности нет, придется располагать микрофон как можно ближе к говорящему.

Если запись интервью приходится осуществлять в условиях, когда невозможно избежать фонового шума (интершума), то надо постараться найти такое место, где он ощущается меньше всего, и хотя бы отчасти перекрывать его, развернувшись к наиболее сильному источнику шума спиной. Микрофон также желательно держать как можно ближе ко рту говорящего.

В условиях записи на натуре — на улице, в лесу, на стройке и т. д. — звуковые помехи могут быть самого разного характера: шум толпы, звук проезжающих машин, производственные шумы и т. п. Обычно репортер или звукооператор, чтобы передать атмосферу места, в котором происходит событие и берется интервью, старается включить фоновые звуки в качестве интершума, располагая микрофон перед говорящим так, чтобы звуковой фон был слышен, но не мешал воспринимать речь. Самую большую техническую проблему представляют порывы ветра, создающие неприятную шумовую помеху, которую часто не удается преодолеть даже с помощью поролоновых или меховых насадок на микрофон («шапочек»). Единственный выход — найти или создать преграду от ветра.

На телевидении немаловажное значение при проведении интервью имеет мизансцена, т. е. расположение в студии или в интерьере журналиста и его собеседника по отношению друг к другу. Если у вас нет намерения проводить интервью в агрессивной манере, не стоит располагаться напротив друг друга. В этом случае собеседник, которые видит вас первый раз, будет чувствовать себя, как на допросе. Желательно располагаться, как говорят французы, труакатр, т. е. на три четверти или вполоборота. Можно время от времени бросать взгляд на собеседника, как бы поощряя его к продолжению разговора.

До проведения интервью тележурналист должен оговорить с оператором характер освещения, использование оптики, крупность планов, подсъемку деталей интерьера и т. п.

Если съемка продолжительного интервью ведется одной видеокамерой, то можно время от времени деликатно останавливать интервьюируемого, чтобы поменять точку съемки или крупность плана. Хорошо также смотрится очень медленный наезд объектива-трансфокатора (зумирование) с общего плана человека до крупного плана лица.

Поскольку взятое интервью в процессе монтажа чаще всего сокращается, тележурналист должен предусмотреть включение монтажных перебивок в те места, где были произведены купюры (т.е. удалены какие-то фразы или часть фразы).

Возможно соединение фрагментов интервью с помощью спецэффектов (короткого высветления между кадрами или использования шторки slide). Сегодня модно в качестве перебивки очень крупно давать верхнюю часть лица собеседника, но это, как правило, выглядит фальшиво и нарочито. Более органично и профессионально смотрятся использованные в качестве перебивки детали интерьера, в определенной мере характеризующие человека; крупные планы его рук; предметы, лежащие на столе, и т. п.

При монтаже интервью в случае купирования части фразы очень важно учитывать, как монтируемые фрагменты соединяются интонационно, чтобы не ощущалась рваность и незаконченность фраз.

Если журналист берет интервью на улице, следует учитывать характер задаваемых вопросов. Если вопрос несложный, например: «Как вы собираетесь провести отпуск?», «Как часто вы смотрите фильмы в кинотеатре?», — его можно задавать сразу. Если же ответ предполагает раздумье или припоминание, то целесообразнее, остановив человека и спросив у него разрешение на интервью, обозначить гему разговора и дать ему несколько минут, чтобы собраться и подготовить ответ.

Часто возникает вопрос: куда смотреть интервьюируемому: на журналиста или в камеру. Видимо, оптимальное решение этого вопроса таково. Если журналист не появляется в кадре, то он, задавая вопросы, должен располагаться предельно близко к камере, чтобы при взгляде на экран создавалось впечатление, будто говорящий смотрит на зрителя. Если человек в кадре смотрит куда-то в сторону, а его собеседник не виден, это производит странное впечатление. Когда же мы видим хотя бы в одном из кадров журналиста, слушающего собеседника, то взгляд последнего в сторону интервьюера будет оправдан.

О технологии подготовки к интервью много написано в учебниках по общей журналистике. Подчеркнем лишь некоторые моменты.

1. Как при работе над репортажем в целом, так и для записи интервью нужна подготовка. Если тема репортажа требует компетентного комментария, важно найти человека, владеющего нужной информацией, и убедить его в необходимости интервью с ним. Вначале журналист должен получить нужную ему информацию по телефону. Если во время разговора он почувствует, что именно данное лицо способно дать исчерпывающий ответ по той или иной проблеме, то далее следует предложение дать интервью. В случае согласия надо сразу обозначить круг вопросов, на которые репортер хотел бы получить ответы. Если человек не имеет возможности встретиться с вами или находится в другом городе, то запись может быть произведена по скайпу или по телефону.

В процессе подготовки к интервью следует узнать все, что можно, о личности интервьюируемого. Если предполагается интервью с экспертом по какому-то вопросу, то журналисту необходимо получить информацию о той сфере, о которой пойдет речь. Если задача интервью — раскрытие личности того или иного человека, то необходимо готовиться еще более тщательно: ознакомиться со всеми фактами его биографии, его высказываниями, привычками и пристрастиями. А если журналисты уже неоднократно брали интервью у этого человека, то нужно постараться задать неожиданные для него вопросы, нащупать тему, которая его особенно интересует.

2. Во время предварительного разговора с человеком, у которого вы собираетесь брать большое интервью, не стоит подробно оговаривать весь круг вопросов и уж тем более получать на них ответы.

Если интервью носит проблемный или аналитический характер, то при подготовке встречи с экспертом или специалистом в той или иной области лучше не конкретизировать вопросы, а задавать их непосредственно во время записи интервью или прямого эфира.

Представители власти и другие ответственные лица нередко просят представить им список вопросов, которые будут заданы во время интервью, накануне. В этом случае приходится удовлетворять их требование. Но в процессе разговора журналист может попросить остановиться на каком-то моменте более подробно или разъяснить ситуацию, имеющую отношение к теме разговора.

3. Приглашенный в студию человек (если он не медийное лицо и не актер) обычно чувствует себя скованно. Поэтому, пользуясь паузой (обычно люди на студию приглашаются заранее), журналист постарается пообщаться с приглашенным гостем, предложит ему чай или кофе, побеседует с ним на тему, не имеющую отношения к теме интервью, — но, если понадобится, уточнит характер будущей беседы, еще раз обозначит время, которое потребуется для записи или прямого эфира.

Начиная большое интервью, журналист не должен сразу, в первые же минуты общения, задавать собеседнику существенные, серьезные вопросы. Лучше начать разговор с общих вопросов, имеющих косвенное отношение к рассматриваемой теме.

Профессиональный журналист также никогда не будет задавать собеседнику сразу несколько вопросов, потому что знает, что интервьюируемый, скорее всего, ответит лишь на один, а остальные забудет.

4. Интервью — это прежде всего умение слушать и вовремя задавать точные вопросы. Естественно, каждый интервьюер заранее готовит ряд вопросов, определяет композицию интервью — его начало, кульминацию и завершение. Но в процессе беседы могут неожиданно возникнуть новые вопросы или уточнения. Человек, дающий интервью, ощущает, насколько искренен и заинтересован в получении информации журналист, ведущий с ним беседу, и соответственно реагирует на манеру поведения интервьюера, отмечая степень его доброжелательности, интонацию и т. п.

Но чтобы продемонстрировать интерес и уважение к собеседнику, журналисту не обязательно без конца сыпать вопросами — свое отношение к интервьюируемому и рассматриваемым темам он способен выразить мимикой, взглядом и жестами.

Один из тактических приемов опытного интервьюера заключается в том, чтобы в определенный момент, когда собеседник замолчит, не задавать ему вопрос, а специально затянуть паузу, чтобы тот продолжил говорить, ощущая неловкость из-за молчания. Именно в такие моменты человек может искренне высказать то, что глубоко его волнует.

Попутно дадим совет, также касающийся психологии человека, дающего большое интервью. При первой встрече с журналистом его рассказ, скорее всего, будет образным, насыщенным выразительными деталями и сравнениями. Он уже не раз делился своей историей, и у него давно сложился «обкатанный» на других слушателях текст. Но повторять при записи или в прямом эфире ее теми же словами собеседнику, который недавно его слышал, человеку (если он не актер), как правило, неловко, и он начинает подбирать другие, гораздо менее выразительные слова.

В таких случаях используется следующая тактика: в первый раз человек, приглашаемый на передачу, рассказывает свои истории редактору, который затем передает их суть журналисту или ведущему. Поскольку во время съемки или в эфире интервью ведет уже другой человек, то собеседник почти слово в слово выдаст свой «канонический» текст. Мало того, интервьюер, уже обладающий необходимой информацией, может попросить собеседника припомнить интересный случай, о котором тот забыл упомянуть при повторном рассказе.

5. Интервьюер должен помнить, что он — «штурман», определяющий генеральное направление беседы и не позволяющий ей отклоняться от заданного курса. Поэтому надо уметь тактично, но решительно останавливать говорящего, если он уходит в сторону от темы или не дает четкого ответа на поставленный вопрос.

В западных пособиях по журналистике рекомендуется настойчиво требовать ответа на вопрос и повторять его до тех пор, пока не будет получен внятный ответ. В отечественной практике подобный прием используется нечасто. Тем не менее, даже если журналист не получил прямого ответа на свой вопрос, то повтор этого вопроса, вновь оставленного без ответа, даст понять слушателю или зрителю, что человек либо сознательно уходит от ответа, поскольку не желает затрагивать острую проблему, либо не компетентен в данной теме, хотя она имеет отношение к сфере его деятельности.

6. О технических условиях, необходимых для соответствующих нормам записи звука, подробнее будет рассказано в главах 7 и 9. Здесь же подчеркнем, что для записи интервью радиожурналисту нужен профессиональный высококачественный рекордер или диктофон и профессиональный чувствительный микрофон. Телерепортер также будет писать звук не на встроенный в видеокамеру микрофон, а на выносной микрофон хорошего качества, который можно поднести близко к говорящему. Собеседника же следует попросить быть па одном и том же расстоянии от микрофона и не отворачиваться в сторону, поскольку это влияет на уровень записи.

Поролоновая насадка на микрофон, предназначенная для смягчения помех, вызываемых порывами ветра («шапочка», «ветровик»), может использоваться и при записи в интерьере для смягчения свистящих звуков.

  • (недостаток речи, присущий многим людям). В том случае, если интервьюируемый человек слишком активно произносит аспиративные звуки («п», «б»), то микрофон лучше держать, не направляя его на рот говорящего, а вертикально по отношению к земле, чтобы резкий выдох, сопровождающий взрывные звуки, не попадал в микрофон.
  • 7. Кроме микрофона, рекордера или диктофона (для радиожурналиста) и видеокамеры, штатива, осветительных приборов и микрофона (для тележурналиста) при подготовке к интервью не следует забывать и о других технических «мелочах», отсутствие которых может ухудшить качество звука и «картинки» либо вообще сорвать запись.

В студии или интерьере журналист вряд ли станет держать микрофон в руке, как это делается на улице. Обычно в таких условиях используется либо подставка, либо стойка для микрофона. Подставка нужна для фиксации микрофона на столе, стойка — для крепления на кронштейне в том случае, если собеседники сидят в креслах.

Если запись идет не через радиомикрофоны, то понадобится шнур, идущий от микрофона к рекордеру или к видеокамере. Такой показатель, как длина шнура, особенно важен при видеозаписи, потому что камера должна находиться на определенном расстоянии от интервьюируемого. Поэтому в запасе всегда необходимо иметь удлинитель шнура. И, естественно, каждый радиорепортер и телеоператор должен иметь достаточный запас батареек, аккумуляторов и расходных материалов для записи изображения и звука.

Во избежание неприятных сюрпризов контроль за техническим качеством звука постоянно должен осуществляться, помимо соответствующих индикаторов, с помощью наушников. Использовать наушники нужно еще и для того, чтобы избежать брака по причине «наводки» (звуковых помех в виде гула или потрескивания), которая может проявляться в помещениях, оборудованных высокочастотной проводкой, с большим количеством электронной аппаратуры и т. п., — на слух, без наушников, обнаружить это невозможно.

После окончания интервью необходимо записать паузу, т. е. фоновую тишину, которая была в павильоне или интерьере. Дело в том, что акустика в каждом помещении различная, и если вы хотите «распаузить» речь собеседника, то запись такого рода «павильонной паузы» непременно вам понадобится.

И еще один существенный момент, также касающийся технологии записи интервью. Если на стадии монтажа передачи вдруг возникнет потребность включить в структуру интервью какой-то вопрос, то во избежание перепада звуковых характеристик сделать это желательно в том же месте, где оно было записано. В ином случае дополнительно записанные слова будут звучать чужеродно.

Фиксация события. Чтобы телевизионный репортаж не был сухим, монотонным и не походил на радиорепортаж, необходимо уделять внимание съемке интересных и выразительных сцен, тому, что зритель может видеть на втором и третьем планах, точным деталям. Поэтому желательно, чтобы при съемке репортажа использовались живые наблюдения, которые в телевизионной среде принято определять как люфт, экшен, лайф.

Люфт (нем. Luft: 1) воздух; 2) зазор, просвет) — включение в сюжет живой реальной сценки, «картинки» с соответствующим интершумом, но без закадрового текста. Нередко люфт дается до стендапа для того, чтобы зритель сразу погрузился в атмосферу события.

Экшен (англ, action — действие) — зафиксированное наблюдение, которое ярко иллюстрирует то, о чем идет речь в репортаже, или вносит живую ноту, способную вызвать у зрителя определенную эмоцию (смех, улыбку, грусть, сочувствие и т. п.), либо сделать какой-то вывод.

Лайф (англ, life — жизнь) предполагает съемку какого-либо действия, имеющего существенное значение для репортажа. Иногда такой микроэпизод может быть своего рода вариантом приема по comments, т. е. даваться совершенно без пояснения. В телевизионный проблемный репортаж, кроме перечисленных компонентов, могут быть включены:

  • — короткий событийный репортаж;
  • — небольшие зарисовки;
  • — различные документы;
  • — съемка скрытой камерой;
  • — социальный эксперимент;
  • — архивные кино и видеоматериалы;
  • — интервью с экспертами, рядовыми гражданами и заинтересованными лицами.

Сегодня в подобные репортажи нередко включаются (в качестве своего рода цитат) фрагменты из игровых и анимационных фильмов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой