Обозрение как аналитический жанр возник давно (Плутарх, Монтень, Мерсье). Белинский писал: «Когда пресса почувствовала потребность увидеть отрезок времени, появилось обозрение». В XIX веке жанр достиг пика популярности, потому что давал авторам возможность полно и масштабно отразить картины того времени, увязывая явления литературной и театральной жизни с реальностью. Сегодня обозрение — наиболее популярный жанр телевидения.
Назначение: дать аудитории достаточно полную, цельную картину какого-то отрезка действительности, объяснить связи между фактами, показать динамику, отразить главные процессы.
Предмет: наиболее типические факты (позволяющие судить о тенденциях), отличающиеся высоким уровнем демонстративности, позволяющие создать панораму действительности.
Отдельный факт в обозрении не имеет значения. Факты объединяются единой концепцией видимости реальности обозревателем. Авторская оценка выражается в комментариях — связках между фактами. Там же и объясняется, почему именно эти факты выбраны.
По предметно-тематической области, форме и композиции обозрение универсально.
Виды обозрения:
— общее (изображение жизни за определенный промежуток времени во всей ее полноте);
— тематическое (детальное рассмотрение одного среза жизни);
— обзор писем (если письма исполняют роль типических фактов, а у автора есть концепция, их объединяющая).
Специфика работы:
— четкое формулирование авторской идеи;
— отказ от искусственного подбора фактов;
— хорошее знание предмета.