Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сетевые медиаформы. 
Введение в профессию: журналистика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Блогеры впервые стали источниками информации для традиционных СМИ после 11 сентября 2001 г. С тех пор редакции качественно изменили форму контакта с реципиентом, который, используя интерактивные инструменты коммуникации, иногда узнает о новостях быстрее, чем журналисты. Эта особенность виртуального общения позволяет любому пользователю Интернета вступить в контакт с редакцией, оставить… Читать ещё >

Сетевые медиаформы. Введение в профессию: журналистика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

СМИ должны использовать все условия для оптимальной реализации своих функций. Лишь тогда журналистика, по словам Рихарда Мюнха, не будет уничтожена коммуникационными потоками современного общества, подобно упавшим в реку гнилушкам, уносимым течением времени (http://www.academy-go.ru/Site/JournalPR/ Publications/RMunch.shtml). Одним из таких условий является развитие нового направления интернет-журналистики, которое связывают с распространением концепции Веб 2.0. К нему относят становление общественной или гражданской журналистики, которая реализуется в форме интерактивных площадок общения с аудиторией, различных интернет-комьюнити, социальных сетей, блогинга.

Появлению новых медиаформ — блогов, личных страниц, социальных сетей — предшествовали технологические изменения, которые произошли в мире. Так считает Майкл Пинто, основатель и директор компании Very Memorable Design, издатель сайта Anime.com и член совета директоров Нью-Йоркской софтверной ассоциации. Пинто говорит о том, что изменения в нашем мире происходят уже сейчас, по мере того как телефонная связь, телевидение, межличностная коммуникация интегрируются в Сеть. В будущем Всемирная сеть станет местом, где мы будем находиться постоянно, — важным элементом, без которого мир просто развалится. На смену понятию «выйти в онлайн» приходит понятие «быть в онлайне» (http://habrahabr.ru/tag).

Блогинг

Феномен блогинга многогранен и может анализироваться с использованием различной методологии и во множестве ракурсов: как жанр сетевой словесности, как культурное сообщество, как средство картографирования собственной памяти, как новые медиа — конкурент традиционных СМИ, как «гражданская журналистика», как коммуникация, создающая новую онлайновую публичную сферу, как эффективный инструмент построения социальных сетей.

Блог представляет собой медиаформу, предполагающую определенную периодичность появления новых записей и возможность обратной связи с читателями. По версии газеты «Washington Profile», первым блогом стала страница Тима Бернерса-Ли, основателя Всемирной паутины, где он начиная с 1992 г. публиковал новости. Распространение блогов началось с 1996 г. В августе 1999 г. компьютерная компания Руга Labs из Сан-Франциско открыла сайт Blogger. Это была первая бесплатная блоговая служба. Впоследствии Blogger был выкуплен компанией Google.

В 1999 г. совокупность всех блогов в Сети получила название блогосфера. Автор неологизма Б. Грэм подавал его как шутку: в то время вся «блогосфера» ограничивалась сотней сайтов. Пять лет спустя, в 2004 г., самый полный англоязычный словарь Merriam-Webster назвал блог — сетевой дневник — словом года. Мировая блогосфера к тому времени уже достигла значительных размеров (примерно 150 млн блогов). Русскоязычная блогосфера составила около 3% от мировой.

Со временем блоги стали влиятельными источниками информации, там часто публиковалась эксклюзивная информация со ссылкой на «лиц, приближенных к руководству» крупнейших компаний США. Например, компания Apple, в конце 2004 г. подавшая в суд на блогеров, которые рассказали об их новых товарах еще до того, как о них официально объявила компания, и потребовавшая открыть источник утечки информации, спустя два года проиграла дело. В 2006 г. было вынесено решение суда о том, что блогеры обладают теми же правами по неразглашению источников информации, что и журналисты.

Начиная с 2003 г. количество блогов в мировой блогосфере удваивается каждые полгода. Дэвид Клайн и Дэн Бурстейн, авторы книги «Блог! Как новейшая медиа-революция изменяет политику, бизнес и культуру», отмечают, что интернет-дневники «стали новой парадигмой современного человеческого общения» [см.: Соломонов, 2010, с. 443]. Блогосфера одновременно играет роль огромной перманентной «конференции» для журналистов и читателей, в которой ни на минуту не прекращаются общение и дискуссия.

Лингвисты и антропологи исследуют субкультуру блогов с их языком (сленгом). Теоретики литературы изучают рождающиеся новые литературные формы, балансирующие на грани маргинальных жанров словесности и традиционных книжных жанров. Издатели отслеживают блоги в поисках новых авторов и литературных произведений. Социологи изучают способы саморепрезентации в блогах, мотивации ведения блогов, многообразные каналы коммуникации между участниками, системы фиксации группового статуса.

Общая теория блогинга опирается на выявление тенденций при исследовании структуры и динамики блогосферы в глобальном и локальном контекстах, что включает в себя анализ статистических данных по базовым параметрам (гендерным, национальным/языковым, возрастным), изучение профилей блогеров, рассмотрение креативных процессов, оценку влияния блогосферы на формирование медийного пространства с учетом и негативных факторов (диффамации, информационных провокаций).

Блогеры впервые стали источниками информации для традиционных СМИ после 11 сентября 2001 г. С тех пор редакции качественно изменили форму контакта с реципиентом, который, используя интерактивные инструменты коммуникации, иногда узнает о новостях быстрее, чем журналисты. Эта особенность виртуального общения позволяет любому пользователю Интернета вступить в контакт с редакцией, оставить комментарий или пожелание на официальном сайте издания или же разместить в своем блоге запись, которая может стать информационным поводом для СМИ. Блогами обзавелись многие представители политического истеблишмента, записи в «Живом Журнале» активно используются в качестве инструмента коммуникативных технологий.

Блоги оказывают значительное влияние на информационный процесс. Электронные дневники некоторых авторов по посещаемости превосходят многие сайты традиционных СМИ. Создание блогерских сетей связало добровольных репортеров с профессиональными редакциями. Многие журналисты совмещают работу в электронных и печатных СМИ с блоговой активностью. Но есть и такие, кто остро реагирует на конкуренцию со стороны блогеров и их претензию войти в журналистское сообщество, предостерегая, что это зачастую никем не регулируемая отсебятина, нет никакой гарантии, что читатель приобщится к правде, узнает нечто новое и значимое. В отличие от профессиональных журналистов блогеры не несут ответственности за свои слова. А. И. Акопов приводит пример, когда главный редактор одного издания сравнил блогера с обезьяной, которая может быть, и догонит профессионала, но не раньше чем через 100 лет. Акопов пишет в статье, что понимает такую реакцию, понимает, что журналистам обидно, но «очевидна также трансформация методов и форм получения информации и доведения ее до реципиента». Мало того что обычный человек, без специального образования, может стать журналистом и без труда, напрямую обращаться к аудитории, так еще и сами потребители информации теперь вольны сами себе создавать свое собственное СМИ, составляя своеобразную мозаику, в которой кусочками смальты являются разные темы с разных ресурсов, представленные в различном виде (http:// www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main7textid = 1948 &levell=main&level2=articles).

И все же сегодня востребованы журналисты, способные выйти из узких профессиональных рамок и умеющие не только пользоваться новыми средствами коммуникации с читателями, но и прислушиваться к мнению аудитории. «Идея журналистики с использованием читателя в качестве поставщика контента — потрясающая положительная перемена», — утверждает представитель The Media Center Э. Начисон. Многие с интересом наблюдают за развитием проекта NowPublic — компании, намеренной сделать из зарегистрированных посетителей своего сайта (более 120 тыс. человек примерно в 140 странах) самых настоящих репортеров. Один из учредителей Now Public Лен Броди отмечает, что его «корреспонденты» опередили агентство Associated Press с фотографиями циклона, промчавшегося по Оману, передавали новости изнутри лондонского аэропорта Хитроу, когда тот был закрыт из-за террористической угрозы, и т. д.

Как известно, гиперссылки, имеющие хождение в Сети, разрушают иерархию. Блоги являются более демократичной площадкой по сравнению с пространством зарегистрированных СМИ, поскольку они обеспечивают моментальную передачу персонализированной реакции на любую тему любым человеком, у которого есть для этого технические возможности.

Среди профессионалов сложилось общее мнение, что блоги станут значимой силой, поэтому традиционным изданиям жизненно необходимо адаптироваться к новым условиям. Начисон считает, что «блоги будут влиять на развитие моделей традиционных СМИ, поскольку сетевые журналы фрагментируют аудиторию как никто другой. Основная проблема издательских компаний не в перестройке работы журналистов, а в перестройке моделей ведения бизнеса, с тем чтобы обслуживать аудитории, распределенные между миллионами поставщиков информации, нацеленных на удовлетворение частных интересов. Их влияние уже ощущается. Ожидается диверсификация блогов за счет появления их фотои видеоверсий. Поэтому редакторам придется управлять работой газет с учетом присутствия этой новой силы в информационном процессе» (www.editorsweblog.org).

Однако важно понимать, что распространение прав журналиста на всех, кто пишет, фотографирует, снимает для Интернета, размещает там свои и чужие материалы, на практике невозможно. Всем этим лицам невозможно предоставить гарантированные законом о СМИ права аккредитоваться, присутствовать в районах стихийных бедствий, на митингах, посещать госорганы и т. д.

Во взаимодействии журналистики и блогосферы можно рассматривать два вида отношений: пассивный, когда журналист обращается к блогосфере как к источнику информации, не вмешиваясь в ее ткань, и активный, когда журналист сам ведет блог. Блог является для журналистов универсальным инструментом раскрытия и развития личностных качеств, а также превращается в один из главных коммуникативных каналов для межличностного общения.

Выделяют две концепции блогов. В соответствии с первой блог — персональный дневник, средство для общения автора со знакомыми ему людьми. Таких блогов большинство (80%). Их авторы не причисляют себя к журналистам и не применяют к своим текстам традиционные журналистские принципы (не ссылаются на источник, не проверяют информацию и т. д.). Вторая концепция блогов — журналистская — реализуется в веб-изданиях в форме оценок, анализа, интерпретации фактов, событий и т. д. От дневника блог заимствовал хронологическую организацию, комментарий, описание собственного опыта, рефлексию. Для блогов характерны лаконичные записи временной значимости.

В качестве типологических параметров при систематизации блогов могут быть предложены содержательные характеристики (блоги тематические, общественно-политические, научные/академические); способы самоидентификации (личные/персональные, профессиональные, корпоративные); контентные свойства (контентные, т. е. публикующие первичный авторский контент, цитатные, мониторинговые/ссылочные); жанровые особенности (приватный дневник, путевые записки, новостная лента, журнал); мультимедийные средства воплощения (текстовый блог, фотоблог, видеоблог, подкастинг/звуковой блог). Наличие иных критериев сегментации и смешанных форм также не исключается.

Так, например, по числу авторов, которые ведут дневник, блоги принято разделять на личные, «призрачные», коллективные и корпоративные:

  • • личный (авторский, частный) блог ведет одно лицо (как правило, его владелец);
  • • «призрачный» блог ведется под псевдонимом неустановленной персоной;
  • • коллективный блог ведет группа лиц по правилам, определяемым владельцем;
  • • корпоративный блог ведут сотрудники одной организации.

По факту наличия и формы мультимедиапродуктов в блогах их принято разделять на текстовые, фотоблоги, музыкальные блоги, блогкастинги, видеоблоги. Основной контент текстового блога — текст, фотоблога — фотографии, музыкального блога — музыка, видеоблога — видеофайлы. Подкаст и блогкастинг — блоги, основное содержание которых надиктовывается и выкладывается в виде МРЗ-файлов.

По особенностям генерируемого авторами дневников контента блоги принято разделять на контентные, мониторинговые, цитатные, тамблоги, сплоги. Контентный блог публикует первичный авторский контент; основным контентом мониторингового (ссылочного) блога являются откомментированные ссылки на другие сайты; цитаты из других блогов — контент цитатного блога. Тамблог (от англ. Tumblelog) — это разновидность блога, ограничивающая формат записи (цитата, видео, ссылка, песня, разговор и т. д.). Сайт-блог — блог, созданный для продвижения других сайтов. Сплог — неологизм от словосочетания спам блог (англ. Spam blog). Единственное отличие блога от сплога — «качественный» контент, порой автоматически генерирующийся.

Блоги рассчитаны на аудиторию пользователей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах), опубликовать комментарии и т. д. Все это делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами.

Технические возможности и ограничения блогов целиком определяются общими технологиями Сети. Ведение блога предполагает наличие программного обеспечения, позволяющего обычному пользователю добавлять и изменять записи и публиковать их во Всемирной паутине. Такое программное обеспечение называется движком блога и считается частным видом систем управления содержанием веб-сайта. Движок блога может быть на личном веб-пространстве автора — в этом случае он называется stand-alone блог — или на мощностях одной из служб, предоставляющих место специально для блогов, — блог-платформы.

Блоги могут быть связаны ссылками по технологии «трэк-бэк», а на блог-платформах часто создаются свои внутренние механизмы, способствующие умножению связей и образованию социальных сетей среди блогеров, например механизм «друзей» на популярнейшей в Рунете блог-платформе «Живой Журнал».

По технической основе, на которой создаются сетевые дневники, их принято разделять на авторизованные (standalone) блоги, блоги на блог-платформе, блоги OpenID, моблоги.

Standalone — блог, который работает на отдельном хостинге и движке. За право ведения такого блога его создатель платит деньги хостинговой службе.

Блог на блог-платформе — блог, ведущийся на платформе блогслужбы (LiveJournal, Livelnternet и т. д.). Блог-служба, как правило, берет на себя расходы, связанные с хостингом, и предоставляет бесплатный движок.

Блог OpenID — блог, позволяющий комментирование с использованием технологии OpenID. OpenID — это децентрализованная система единого входа, которая позволяет использовать один логин и пароль на большом количестве сайтов. На сайтах, поддерживающих технологию OpenID, пользователям не приходится регистрироваться и помнить данные для каждого сайта. Вместо этого им достаточно быть зарегистрированными на сайте «провайдера идентификации» OpenID (предоставляющего идентификатор). Так как технология OpenID децентрализованная, то любой сайт может использовать программное обеспечение OpenID в качестве средства входа; OpenID решает проблему, не полагаясь на централизованный сайт для подтверждения подлинности пользователя.

Моблог (от слияния слов «мобильный» и «веблог») содержит контент, размещаемый в Сети с мобильных или портативных устройств, таких как сотовые телефоны, PDA (карманный компьютер). Моблоги в основном используют технологии, позволяющие публиковать контент напрямую с мобильных устройств, минуя настольный компьютер. Первый пост, отправленный в Интернет с мобильного устройства, был сделан Томом Вильмером в Дании в мае 2000 г.

Термин моблогинг впервые был описан в 2002 г. А. Гринфилдом, организовавшим первую Международную конференцию моблогинга в июле 2003 г. в Токио. Веблоги, наполнение которых производится с помощью мобильных устройств, обычно содержат фотографии и имеют графическую направленность.

Основные качества, сделавшие социальные сервисы популярными, — простота и доступность. Блог-хостинги (службы размещения дневников) размещают и хранят записи, а также предоставляют удобную технологию публикации дневников. Владельцу блога на общедоступных блогхостингах не нужно иметь специальных технических знаний.

Блоги относят к новым медиа, существенно изменившим приоритеты медиаиндустрии. Отмечаются их роль в качестве нового источника информации, цензурирующая функция в отношении мейнстримовых СМИ, что особенно характерно для политических блогов, являющихся результатом мониторинга медийного пространства.

Между тем блог — лишь один из компонентов Интернета, относящийся к новому периоду его развития. Другими компонентами являются:

• MySpase — самый популярный сайт в США и второй по популярности в мире. Это место для размещения блогов, обмена музыкой, видео;

  • • Википедия — народная энциклопедия, где любой может написать и разместить статью, а также внести поправки в уже опубликованную;
  • • Flickr — хранилище фотографий со всего мира;
  • • YouTube — хранилище видео; на сегодня их около 40 млн в коллекции;
  • • Last. fm — массовое сетевое радио.

Благодаря блогам аудитория имеет возможность получить в Сети информацию о том, как относятся к интересующим ее фактам те, чье мнение по многим вопросам для нее важно. Так, в онлайновых газетах и журналах начинают осуществляться социально-психологические функции массовой коммуникации, например функция аффилиации (приобщение к конкретным социальным группам, чувство сопричастности с ними) и самоутверждения. Некоторые сетевые издания создают собственные тематические информационные блоки на основе обзора сообщений из блогов (например, Фонтанка.Ру).

Чаще всего блогер ставит перед собой цель — вовлечь аудиторию в обсуждение. В блогах максимально реализуются возможности Интернета: невещественность носителя, которая приводит к снижению стоимости создания, обработки, тиражирования информации; нефиксированный объем; экстерриториальность; децентрализация и отсутствие монополии на распространение информации; использование блогсервисов, упрощающих выпуск информационных потоков и их поиск; отсутствие цензуры; мультимедийность (создание фотоблогов, аудиоблогов); интерактивность, гипертекстуальность и нелинейность (ссылки на источники информации).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой