Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сравнительный анализ содержания журнала в разные периоды развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отдельные авторы и читатели из номера в номер напоминают друг другу о величии и силе народа, к которому они принадлежат, и в этом есть несомненный элемент самовнушения. Вот косвенное свидетельство необходимости такого самовнушения, т.к. на собственные силы уже не полагались, в статье А. Нежного «В государстве святого Петра» о современном Ватикане. Журналист при встрече с папой Иоанном Павлом II… Читать ещё >

Сравнительный анализ содержания журнала в разные периоды развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Журнал «Огонек» и читатель: концепция взаимодействия в годы перестройки

Журнал «Огонек» в своих материалах за 1986;1991 гг. не только сочувственно отражал все трудные моменты менявшегося в эпоху перестройки общества, но и пытался вести с читателем постоянный диалог, выстроить целую систему рациональной и обоюдно плодотворной коммуникации. Ценностно-рациональное коммуникативное действие требует глубокой профессиональной культуры, то есть выстроенности фактов, смыслов и значений в соответствии с духовными ценностями или же воспринимаемых по ассоциации с ними Березин В. М. Курс лекций: «Теория массовой коммуникации. -[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.humanities.edu.ru/db/msg/2413. В любом случае это — культура.

Журнал «Огонек», официально имевший статус «еженедельного общественно-политического и литературно-художественного журнала», был в СССР одним из немногих журналов для семейного чтения, где рассказывалось понемногу обо всем Елисеева Н. Б. Советское прошлое: начало переоценки//Отечественная история, 2001. — № 2. — С.95.

Этот иллюстрированный еженедельник, выходивший миллионными тиражами и пользовавшийся большой популярностью в течение своего почти столетнего существования, среди перестроечных СМИ занимает особое место: силами нового коллектива, базируясь на новой концепции издания, журнал продемонстрировал эффективность сложившего формата как средства формирования массовых общественно-политических настроений и нравственно-этических взглядов, в основе которых было радикальное изменение представлений о стране, ее истории и новой действительности, о роли личности в решении проблем формирующегося демократического социума.

Сама структура издания «Огонька» в перестроечные годы — это сложное образование, в котором в разных жанровых формах содержится значимая для общества в период радикальных изменений, адаптированная информация об окружающей действительности.

Важнейшие функции публицистического дискурса — информационная и воздействующая, причем функция воздействия является системообразующей. редактор журнал огонек печатный Понятие публицистический дискурс рассматривается Е. С. Бриченковой, как совокупность вербальных форм практики организации и оформления содержания коммуникации на русском языке представителей данной лингвокультурной сообщности, которая реализуется в сфере массовой информации Бриченкова Е. С. Прецедентные высказывания в русскоязычном публицистическом дискурсе и их место в преподавании русского языка как иностранного. Автореф.канд. дисс. — М., 2007.

Именно этому дискурсу, в котором субъект выполняет социальную роль — выражает интересы общества, в которое он входит, — принадлежит в современном мире главная роль. «Публицистический дискурс характеризуется максимальной интертекстуальной проницаемостью и изменчивостью, и особый интерес этой дискурсивной формации состоит в том, что в ней знание структурируется как предназначенное для использования знание для современников и как освобожденное от прагматики знание для истории» Ревзина О. Г. Дискурс и дискурсивные формации //Критика и семиотика. Вып. 8. — Новосибирск, 2005. — С. 71.

Цель публициста состоит в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определённого отношения к фактам и определённого социально-нравственного поведения. Публицистическому дискурсу присущи открытая полемичность, эмоциональность, что как раз и вызвано стремлением журналиста воздействовать на читателя и доказать правильность своей позиции. Коммуникативная функция является сознательно используемой системой стратегий, направленной на создание демократической, дружеской, имеющей характер «активно-ответного понимания» (М.М. Бахтин) коммуникации Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собр. соч. — М.: Русские словари, 1996. — Т.5. — С.159−206.

Политические репортажи и аналитические обзоры, публицистические и научно-исследовательские статьи, главы из книг, интервью и беседы на социально-политические и исторические темы, архивные документы, фотоматериалы, воспоминания, заметки, письма, очерки — это содержательное и жанровое разнообразие материалов «Огонька» исследуемого периода являются выражением определенного коммуникативного кода, присущего журналу «Огонек» в эпоху перемен; он задается совокупностью визуальных, динамических и графических знаков, сопровождающих процесс вхождения в коммуникацию.

Проблема воздействия публицистического дискурса на человека и его способ мышления и действия, на тип культуры непосредственно связана с воздействием СМИ. «Категория оценочности проявляется в отборе и классификации фактов и явлений действительности, в их описании под определенным углом зрения, в соотношении негативных и позитивных деталей, в специфических лингвистических средствах. Именно такую преобразованную информацию и потребляет читатель» Клушина Н. И. Общие особенности публицистического стиля // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. — Часть 2.— МГУ, 2004. — С.276.

Постоянные рубрики в «Огоньке» напоминают демократические слоганы: «Поверх барьеров», «На грани», «Позиция», «Окно надежды», «Свободная трибуна», «Прошу слова», «Что происходит с нашей культурой», «Смотрите, кто пришел», а некоторые подтверждают позицию «Огонька» как «зеркала перестройки» — «Перестройка: проверка делом», «Политический барометр».

Названия рубрик и заголовки отдельных статей «Огонька» в перестроечные последние годы — это высказывания с неявным, скрытым значением, реализованные на логическом, языковом и прагматическом уровнях. Чаще всего это метафоры и цитаты. Употребление ранее неодобрительных слов «бизнес», «маклер» и др. в положительных контекстах и, наоборот, «коммунист», «советский», «номенклатура» и др. в отрицательных осуществляло переосмысление слов Жучкова А. Ю. Оценочность как способ манифестации авторской позиции в публицистическом дискурсе и механизм манипуляции общественным сознанием// Язык. Текст. Дискурс: Научный альманах Ставропольского отделения РАЛК.— Выпуск 7. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. — С.282.

Процесс передачи информации посредством заголовка в годы больших перемен является сложным и многоаспектным. Для авторов материалов «Огонька» было необходимо не просто привлечь внимание читателя броским интригующим заголовком, но с этих первых слов материала вовлечь его в разговор, начать осмысление рассматриваемой проблемы. «Хранить вечно» — постоянная рубрика, в которой публиковались исторические хроники, воспоминания, мемуары. Среди таких рукописей — воспоминания сосланной в 1928 году за революционные взгляды А. Бердицкой.

«Политический барометр» рассказывает в статьях о том, как перестройка отражается (или не отражается) на политической жизни страны, а также как интерпретируются перестроечные идеи. В статье «Откровения сталиниста» рубрики «Политический барометр» «Огонек», 1991.— № 13 — С. 9. автор В. Семенюк размышляет над статьей Жданова, в которой он усматривает истинный смысл перестройки и гласности в возвращении сталинского режима и возрождении репрессий. Владимир Семенюк подчеркивает в своем материале, что такая вольная интерпретация целей перестройки — явление повсеместное и опасное, и представляет собой подрывание демократических идей.

Рубрика «На грани» — это материалы о тех, кто сражается с самим с собой, находится на грани жизни и смерти. Рубрика «Что происходит с нашей культурой» говорит сама за себя, здесь нет ничего скрытого в названии, и читатель заранее ожидает разговора о насущных проблемах в сфере культуры.

В разделе «Что происходит с нашей культурой» опубликовано интервью с дирижером и выдающимся исполнителем Мстиславом Ростроповичем «Пока я жив — играю» о «кризисе русской музыкальной культуры, которая исчезает на порождающей ее земле, потому что изгоняется с нее на Запад» «Огонек», 1991.— № 28. — С.14.

Само содержание материалов «Огонька» эпохи перестройки имеет механизмы формирования неких максим, носящих смыслообразующий и целеполагающий характер, которые задают ракурс видения читателем окружающей реальности, вовлекают его в один целостный длительный процесс коммуникации. Композиционное решение в номерах за июнь-август 1991 года отличается продуманностью и четкостью, все помещенные в номере материалы образуют определенный сюжет. Так, главная мысль июльского «Огонька» — омертвение власти и все больший разрыв между народом и нынешним руководством страны во главе с М. С. Горбачевым. Это констатируется в высказываниях представителей самой власти, в интервью с первым заместителем Председателя Верховного Совета СССР Р. Хасбулатовым, который позволяет себе быть умеренно либеральным: «Не люблю этих рассуждений: народу российскому сильную бы руку, твердую бы власть. Не надо сильной, не надо слабой. Власть, во-первых, должна быть рациональной, во-вторых, эффективной. И, я знаю, другой властью российский народ себя уже не унизит» Долгих Т. «…В письмах читателей отражается реальность куда более жесткая…"// «Огонек» как зеркало перестройки: материалы круглого стола // Интернет-журнал «Филолог». — Перм. гос. пед. ун-т, 2010.— Вып. № 11. Об этом же — в письмах читателей из постоянной рубрики «Из почты одного дня». К примеру, публикуются отклики на закрытие программ «До и после полуночи», «7 дней», «Взгляд», понимаемых читателями как «процесс омертвления государственного телевидения, который вступает в свою завершающую стадию». Другой, не менее важный для концепции взаимодействия журнала и читателя, информационный повод — участие в личной судьбе: жительница Канады А. Г. Шустер благодарит «господина Коротича» и всех читателей «Огонька» за помощь в поисках ее сына, пропавшего на фронте в 1945 году. Семья писала Хрущеву, Брежневу, Косыгину, Андропову и Горбачеву и получала неизменные отписки, что такого человека на территории СССР нет, в действительности же он, как установил «Огонек» с помощью своих читателей, до 1976 года жил в г. Хабаровске. А. Г. Шустер считает это свидетельством сохранения «огромного потенциала добра» в русском народе.

Отдельные авторы и читатели из номера в номер напоминают друг другу о величии и силе народа, к которому они принадлежат, и в этом есть несомненный элемент самовнушения. Вот косвенное свидетельство необходимости такого самовнушения, т.к. на собственные силы уже не полагались, в статье А. Нежного «В государстве святого Петра» о современном Ватикане. Журналист при встрече с папой Иоанном Павлом II так и не решился сказать следующее: «…если он, первосвященник католического мира, снова повстречается с нашим вождем, то пусть преподаст ему свой архипастырский совет не мучить более нас якобы сделанным нами социальным выбором и задуматься, наконец, о том, что ведь придется ему ответить перед Богом за наши несбывшиеся надежды, за наше отчаяние и нашу тоску» Нежный А."В государстве святого Петра" // «Огонек», 1991.— № 27.

Среди коммуникативных тактик редакции «Огонька» в эти годы, во многом благодаря демократическим настроениям авторов, особенно выделяется использование в журнале визуального ряда, резко отличающегося от прежнего формата.

Важным коммуникативным решением является сам формат журнала — размер печатного листа А5 представляет вниманию читателя все в нарочито укрупненном виде: большие, броские, будто громко говорящие с читателем фотографии, большие колонки с текстом, все это опять отсылает читателя к метафоре «рупора перестройки». Провокационны обложки журналов за 1991 год. На переднем фоне обложки первого январского номера «Огонька» за 1991 год—открытка, на заднем фоне — Кремль. На открытке изображен Дед Мороз, несущий на плече елку, подставка которой в виде креста недвусмысленно относит нас к библейскому образу Христа, несущего крест на Голгофу. На обложке апрельского № 17 — маленький мальчик в одних шортах и противогазе на фоне надвигающейся на него огненной лавы.

Огненная тема вновь появляется на обложке в августовском № 4; фотография огромного пылающего факела — пожара на газовой скважине; надпись «Из искры…». Накануне политического переворота (о возможности которого открыто говорили некоторые авторы журнала) само оформление «Огонька» должно было пробудить в читателе ожидание скорых перемен. На обложке сентябрьского № 6 откровенно агитационная фотография Б. Н. Ельцина на трибуне во время митинга (самой толпы не видно) и надпись, свидетельствующая о степени всеобщей эйфории — «День победы». Следовательно, при анализе обложек «Огонька» за этот период можно отметить не только тенденциозность оформления, но и высокую степень обобщения, даже символизацию и художественную типизацию.

Из визуальных составляющих успешного диалога с читателем необходимо отметить качественную верстку журнала. Ведь в перестроечные годы вёрстка «Огонька» еще представляла собой сложный «ручной» процесс: комплектацию текстовых строк, набранных вручную, на линотипе или монотипе, и иллюстрационных клише, обкладку этих элементов пробельными материалами (марзанами и бабашками), линейками. Тем не менее, журнал сверстан очень профессионально с точки зрения формирования коммуникативных отношений с читателем: просто, единообразно и одновременно интересно и конструктивно.

Еще один прием эффективной организации коммуникации «Огонька» с читателем — репродукции картин и художественные фотографии на страницах издания: журнал пропагандировал вечные ценности. Это являлось своеобразным выражением концепции журнала: он говорил о сиюминутном с точки зрения базовых ценностей. Если в 1987;1988 это еще репродукции произведений советских художников, работавших в стиле социалистического реализма, то с 1989 года это уже классика мировой живописи: публиковались шедевры Пьеро де Ла Франческа, Диего Веласкеса, репродукции В. Васнецова, картины художников «наивной живописи» (например, «Русалка с кавалером» А. Карпова) и мало известных «мастеров эпатажа», как, например, экспрессионист-примитивист С. Россин. На страницах номера 15 за апрель 1991 — искусство современной художественной фотографии — работы Екатерины Филатовой и Олега Малеванного. Транслировалось и искусство бытовой фотографии, изображающей помойки, городских сумасшедших и просто обычных горожан в общественном транспорте: например, опубликованный цикл работ фотографа С. Файбисовича в № 32 за август 1990.

В годы перестройки журнал «Огонек», отдалившись от канонов советской журналистики, подчеркивает роль автора в процессе коммуникации, его мнение, позицию, а также умение вступить в диалог с читателем. Благодаря определенным речевым стратегиям из пассивного объекта воздействия адресат превратился в равноправного участника, стал рассматриваться как «суверенная личность». Отмена режима цензуры, тотального контроля за прессой со стороны государства привела к установке на речевую свободу, на «живую речевую стихию социума, а не на конструирование особого политического языка, как это было в прошлом, когда язык СМИ рассматривался, прежде всего, в качестве инструмента идеологического воспитания масс» Рынкович Ю. С. Разговорность как ведущая черта современных СМИ.// «Язык СМИ: от Ломоносова до наших дней». Международная конференция. Тезисы конференции. — М., ф-т журналистики МГУ, 2007. По справедливому утверждению Ю. С. Рынкович, все это дало журналисту возможность выразить в первую очередь личные политические, мировоззренческие, эстетические вкусы и пристрастия, максимально проявить свое авторское «я», т. е. реализовать себя, свою позицию в полной мере.

Используя новые возможности, выдвинутые перестроечной общественной ситуацией, журналист стал более сознательно устанавливать контакт с читателем, создавать успешные коммуникативные стратегии, что и позволило «Огоньку» этого периода создать активное диалогическое взаимодействие с читателем, в ходе которого осуществлялись важнейшие функции публицистического дискурса — информационная и воздействующая.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой