Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление и развитие ежедневной итальянской газеты «Репубблика» как мультимедийного издания: 1996-2007 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поэтому в Италии представляется преждевременным говорить об уничтожении онлайновыми изданиями рынка традиционных газет. Печатные газеты не умрут — они трансформируются4. Об этом кризисе, который сейчас затронул газетный сектор. Они слишком долго игнорировали настоящие причины кризиса, реагируя на него лишь понижением цены на газету и маркетинговыми предложениями, направленными на поддержание… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПЕЧАТНАЯ ГАЗЕТА «РЕПУББЛИКА» КАК БАЗОВАЯ ВЕРСИЯ В 1996 г
    • 1. 1. Создание «Репубблики» и причины ее успеха (1976−1996 гг.)
    • 1. 2. Место «Репубблики» в системе итальянских газет в 1996 г
    • 1. 3. «Репубблика» как часть издательской группы «Эспрессо»
    • 1. 4. Особенности газеты «Репубблика» и ее структура в 1996 г
    • 1. 5. Политическая ориентированность газеты

Становление и развитие ежедневной итальянской газеты «Репубблика» как мультимедийного издания: 1996-2007 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История знает немало примеров, когда с появлением нового возникали предсказания смерти старого. Так было с телеграфом, который должен был «убить» газеты, но вместо этого стал инструментом, который улучшил качество и скорость подачи материалов газет. Так было и с радио, которое тоже, по мнению некоторых специалистов, представляло угрозу для печати. Даже телевидение, которое, без сомнения, стало в определенном роде конкурентом прессе (забрав весомую часть аудитории и рекламных инвестиций), не смогло уничтожить традиционные газеты и журналы. В очередной раз вопрос о смерти газет был поднят, когда Интернет получил массовое распространение. Изучению этого феномена было уделено много внимания в работах разных исследователей, которые стремились оценить его роль в системе СМИ1 и возможное влияние на развитие общества. Сейчас существуют разные точки зрения на роль Интернета и характер дальнейшего развития, потому что уровень его внедрения в систему средств массовой информации и степень влияния в разных странах различен. Есть страны, где наблюдается спад тиражей прессы, на который повлияло много факторов, среди которых немаловажную роль, по мнению некоторых исследователей, сыграл Интернет2.

1 Невозможно не упомянуть ставшую крылатой фразу Маклюэна «средство и есть сообщение», который одним из первых начал изучать феномен Интернета и заложил основы технократической концепции.

2 Например, Филипп Мейер в своей книге «Исчезающая газета» описывает критическое состояние газетного рынка в Америке, где тиражи газет, впервые в истории, продолжают постоянно сокращаться. Даже большое количество разнообразной информации всех жанров о многочисленных и разноообразных событиях, представляемой в газетах, с большим объемом светской хроники и различными рекламными акциями не смогли исправить эту тяжелую ситуацию. Это дает ему основание для достаточно радикального прогноза: он называет год, когда, по его мнению, будет куплен последний экземпляр печатной «Нью-Йорк Тайме». По его мнению, это произойдет в 2043 г. Журнал «Экономист» (Economist), комментируя ту же ситуацию, приходит к выводу, что издатели сами виноваты в том.

В Италии ситуацию нельзя назвать критичной, она характеризуется цикличными спадами и подъемами общего количество тиражей (при этом максимальная амплитуда с 1980 г. не превышала 5%), в 2006 г. очередной спад был преодолен, и зафиксировано увеличение тиража на 1,9%3. При этом необходимо отметить, что подобные колебания в большей степени испытывают небольшие региональные и политические издания, зависимые прежде всего от экономической и политической конъюнктуры, в то время как крупные издания в основном остаются стабильны.

Итальянская печать характеризуется рядом особенностей: небольшим количеством экземпляров газет на душу населения, тяготением к региональное&trade-, невысокими тиражами, отсутствием массовой печати. И Интернет стал своего рода шансом для газет завоевать большую аудиторию, получить дополнительную рекламу и обратиться ко всему населению Аппенинского полуострова. И надо отдать должное: они этот шанс использовали.

Поэтому в Италии представляется преждевременным говорить об уничтожении онлайновыми изданиями рынка традиционных газет. Печатные газеты не умрут — они трансформируются4. Об этом кризисе, который сейчас затронул газетный сектор. Они слишком долго игнорировали настоящие причины кризиса, реагируя на него лишь понижением цены на газету и маркетинговыми предложениями, направленными на поддержание высокого тиража и поиск новых форм дохода. К ним относятся акции саморекламы: продажа газеты совместно с «подарками» в виде дисков, книг, энциклопедий, кулинарных рецептов, — все по цене значительно ниже рыночной. Наиболее привлекательные предложения (видеокассеты, компакт диски, лотереи) давали определенные результаты, порой даже очень хорошие, но не надолго, через некоторое время опять начинался спад тиражей. Вместо этого надо было адаптироваться к изменяющейся ситуации в мире средств массовой информации. Читатель в XXI веке хочет получать информацию из различных источников: из традиционных (газет, радио, телевидение) и относительно новых, к которым относятся Интернет, мобильные телефоны и др. И задача издателей — предложить читателям весь спектр новых технологий.

3 По данным FIEG — Итальянской Федерации Издателей Газет (Federazione Italiana Editori Giornali).

4 Еще в 1913 г. немецкий исследователь массовых коммуникаций Вольфганг Рипль сформулировал постулат: новые более высокоразвитые средства массовой свидетельствуют многие издания, в том числе «Репубблика», на примере которой можно увидеть процесс трансформации от печатной газеты к мультимедийному изданию.

Опыт адаптации «Репубблики» к новым коммуникационным реалиям представляет научный интерес, потому что это газета, которая составила имя благодаря своей значимости и целостности: верности политическим убеждениям, качеству материалов, типу и уровню изданиягазеты, прославившейся своими комментариями. Представляется важным проследить, как это издание использовало сильные стороны Интернета, предложив читателям свой продукт на различных медийных платформах: адаптировав «дух» своего издания к специфике Интернета, создав самый посещаемый среди итальянских газет сайт, выйдя в онлайновое пространство с радио программами и теленовостями. Помимо Интернета, газета привлекает новых пользователей благодаря услугам, предоставляемым мобильной телефонией, и действует в тесном сотрудничестве со всеми изданиями группы «Эспрессо», частью которой она является.

Цель и задачи исследования

.

Цель данного исследования — проследить становление и развитие ежедневной итальянской газеты «Репубблика» как мультимедийного издания, выявить основные этапы этого развития и определить особенности печатной и онлайновой версий. Задачами, которые решались на страницах данного исследования, были: сравнение (количественное и структурное) печатной и электронной версий газеты, анализ новостных материалов в них, оценка уровня самостоятельности этих версий в рамках единого издания, анализ использования всего спектра возможностей, предоставляемых Интернетом. информации никогда не заменят старые, при условии, что последние найдут новые пути развития.

Одной из поставленных задач было выявить на примере этой газеты тенденции дальнейшего развития ежедневной национальной информационной газеты Италии.

Актуальность исследования.

Итальянская печать характеризуется рядом особенностей. По количеству ежедневных газет на 1000 жителей, Италия занимает в Европе третье место с конца перед Португалией и Грецией (105 экз. в 2002 г.5), газеты имеют невысокие тиражи (всего пять газет имеют тиражи свыше 300 тыс. экземпляров в 2004 г.6). Количество национальных изданий невелико, и по-прежнему преобладает региональная и местная печать, отсутствуют массовые газеты. Наконец, итальянская ежедневная пресса уступает в развитии печати многим другим европейским странам, но в то же время газеты очень активны в онлайновой сфере.

Как было отмечено выше, они используют возможности, которые им предоставляет Интернет, и проблема конвергенции средств массовой информации — очень актуальная проблема в Италии. На фоне бурного развития технологий и продвижения на рынке онлайновых СМИ, взаимосвязи и сосуществование с традиционными медиа представляются важным объектом анализа. Появление мультимедийных продуктов дало повод задуматься об их дальнейшей эволюции и путях развитии системы СМИ в целом.

В Италии, отметим еще раз, наблюдается стремительное совершенствование информационных технологий, которые приводят к постоянному изменению медийных реалий. И для определения тенденций в этой области необходимо проанализировать отдельное издание, которое определяет направление развития.

1 По данным World Association of Newspapers.

2 По данным FffiG.

Опыт адаптации «Репубблики» к новым коммуникационным реалиям представляет научный интерес по ряду причин. Прежде всего, потому что она является одной из ведущих итальянских газет национального масштаба, которая отличается четко выраженной позицией по самым актуальным политическим проблемам. Ей присуще достаточно высокое качество материалов как информационных, так и аналитических. Будучи одной из самых читаемых и быстро развивающихся газет Италии, мгновенно впитывая все изменения, она является своеобразным локомотивом нововведений. Именно эта газета первой создала свой сайт, поставив изначально целью сделать его не просто электронной копией печатного оригинала, но самостоятельным средством информации. Она в будущем сможет стать полноценной составной частью издания «Репубблика», предложив пользователям те услуги, которые могут быть доступными только в онлайновом издании. Таким образом, интересно рассмотреть использование газетой Интернет-пространства как способа повышения интереса и исследовать сайт Repubblica. it как одну из возможностей, освоенных газетой, для продвижения и развития.

Представляется важным проследить, как это издание использовало сильные стороны Интернета, предложив читателям свой продукт на различных медийных платформах, адаптировав «дух» своего издания к специфике Интернета, создав самый посещаемый среди итальянских газет сайт, выйдя в онлайновое пространство с радиопрограммами и теленовостями. Помимо Интернета, газета привлекает новых пользователей благодаря услугам, предоставляемым мобильной телефонией, и действует в тесном сотрудничестве со всеми изданиями группы «Эспрессо», частью которой она является.

Данное исследование представляется актуальным еще и потому, что совсем недавно на сайте был запущен новый проект, привлекший внимание пользователей и еще больше усилил интерактивность, — это онлайновое телевидение, которое уже существует в некоторых странах, но пока не получило большого распространения в Италии.

Цель данного исследования — проследить становление и развитие ежедневной итальянской газеты «Репубблика» как мультимедийного издания, выявить основные этапы этого развития и определить особенности печатной и онлайновой версий.

Задачи исследования. Для достижения указанных целей необходимо было решить следующие задачи: провести сравнение (количественное и структурное) печатной и электронной версий газеты, разбор новостных материалов в них, оценку уровня самостоятельности этих версий в рамках единого издания, анализ использования всего спектра возможностей, предоставляемых Интернетом. Также одной из поставленных задач было выявление на примере этой газеты тенденции дальнейшего развития ежедневной национальной информационной газеты Италии.

Объект исследования — печатная газета «Репубблика» со всеми приложениями и, соответственно, сайт Repubblica. it, характеризуемые рядом специфических особенностей.

Предмет исследования: трансформация ежедневной национальной печатной газеты «Репубблика» в мультимедийное издание.

Эмпирическая база исследования. Эмпирический материал исследования составили материалы газеты «Репубблика», ее приложений, сайта Repubblica. it за разные годы, а также статьи изданий, входящих в группу «Эспрессо».

Теоретико-методологическая база исследования. Научная достоверность диссертации обеспечивается обширным эмпирическим материалом, использованием научной методики и различных информационных и историографических источников. В процессе работы над диссертацией использованы углубленное интервью (автор посетил печатную и онлайновую редакции газеты «Репубблика» в Риме и беседовал с журналистами издания), контент-анализ, количественный и структурный анализы, а также аналитический и сравнительный методы исследования.

Хронологические границы работы охватывают одиннадцать лет: рассматривается период с января 1996 года, когда появился сайт, по октябрь 2007 года. Это время было очень важным в истории газеты: завоевав прочное место на рынке средств массовой информации, доверие читателей и внимание рекламодателей, газета начала развиваться по пути освоения новых технологий и возможностей. Была создана электронная версия издания, которая, модифицируясь, превратилась из онлайновой копии бумажного издания в относительно независимое медиа в рамках издания «Репубблика». При этом традиционная бумажная газета перешла на полноцветную печать, запустила несколько приложений, открыла новые корпункты в нескольких городах Италии и за рубежом.

Степень разработанности темы.

Задачи, поставленные в данной работе, потребовали ознакомления с обширной литературой, посвященной информационному обществу и новым технологиям, комплексу проблем, связанных с развитием Интернета, которые широко освещаются зарубежными исследователями. Отметим прежде всего работы таких авторов, как М. Кастельс и Ф. Уэбстер7, а также российских специалистов, среди которых Засурский Я. Н., Вартанова E.JI., Гиляревский Р. С., Землянова.

7 Кастельс М. Галактика Гутенберга. — Екат.: У-Фактрия, 2004.

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика общества и культура. — М.: ГУ.

ВШЭ, 2000.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества. Под ред. Вартановой. — М.: Аспект-пресс, 2004.

JI.M., Кирия И. В., Макеенко М. И., Мелюхин И. С., Ткачева Н. В., Шарончикова Л. В8. и др.

Рассматриваемые в диссертации темы поднимались также такими социологами, как Фомичева И. Д. и Лукина М. М9., работы которых послужили теоретической и методологической базой для данной работы. Изучению итальянских средств массовой информации в отечественных исследованиях пока не уделено должное внимание, но в трудах Уриной Н. В10. подробно рассматриваются итальянские СМИ и состояние итальянской журналистики на современном этапе. Определенному аспекту итальянских медиа (особенностям общественно-политических журналов) была посвящена диссертация Гофман И. Ю11,.

В процессе написания диссертации был изучен ряд научных работ итальянских исследователей по истории средств массовой о.

Арский Ю.М., Гиляревский Р. С., Егоров B.C. и др. Информационный рынок в России. -М.: ВИНИТИ, 1996.

Засурский Я. Н. Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации//Информационное общество. -2001.

Засурский Я.Н., Вартанова Е. Л, Засурский И. И. и др. Средства массовой информации постсоветской России. — М. 2002.

Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. — М., 1999. Кирия И. В. Телевидение и интернет во Франции на пути к информационному обществу. — Изд-во Моск. ун-та, 2005.

Макеенко М. И. Ежедневная печать: Американский опыт конца XX столетия 19 952 000. — Изд-во Моск. ун-та, 2003.

Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. -Изд-во Моск. ун-та, 1999.

Национальные модели информационного общества. -М.: Изд-во ИКАР, 2004. От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. — Изд-во Моск. Ун-та, 2000.

Ткачева Н. В. Информационные стратегии стран Восточной Азии в условиях рыночных реформ. -М: РИП-Холдинг, 2003.

Шарончикова Л. В. Печать Франции (1980;1990;е гг.). — М., 1995.

9 Фомичева И. Д. Социология Интернет-СМИ/ Сер. Интернет-журналистика. Вып.2. М, 2005.

Лукина М.М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета/ Сер. Интернет-журналистика. Вып. 1. М., 2005.

10 Урина Н. В. Средства массовой информации Италии. — М., 1996 Урина Н. В. Итальянские СМИ/Зарубежная журналистика: 2004. — М., 2005.

11 Гофман И. Ю. Современная еженедельная печать Италии: особенности системы и специфика общественно-политических изданий. — Диссертация на соискание.М.,.

1999. информации Италии, в частности, таких как П. Муриальди,.

В.Кастроново, Н. Транфалья, П. Оттоне — были использованы труды Д. Якобини, М. Прателлези, А. Прециозе, Д. Висконти, касающиеся влияния новых технологий на традиционные средства массовой информации13. Особенное внимание было уделено исследованиям, посвященным непосредственно газете «Репубблика», среди которых книги А. Агостини, А. Беттини, Э. Скальфари14.

Научная новизна представленной диссертации заключается в том, что в отечественных исследованиях, посвященных итальянской прессе, пока нет работ, рассматривающих непосредственно газету «Репубблика», которая представляет значительный интерес, являясь одной из ведущих итальянских ежедневных национальных газет. В итальянской литературе существуют, без сомнения, исследования «Репубблики» в разных ракурсах, но нигде она не рассматривается как мультимедийное издание. В данной работе была предпринята попытка рассмотреть становление и развитие «Репубблики» как мультимедийной газеты, описать составляющие части издания, определить взаимосвязи между ними, проанализировать взаимовлияние онлайновой и печатной версий, и на основе полученных выводов спрогнозировать дальнейшее развитие издания. Помимо изучения существующих точек зрения была необходимость провести комплексное исследование, которое не.

12 Castronovo V., Tranfaglia N.(a cura di) La stampa itagliana nell’eta della TV. 19 751 994. -Roma-Bari, 1994.

Farinelli G., Paccagnini E., Santambrogio G., Villa A. Storia del giornalismo italiano. -UTET, 1997.

Murialdi P. Storia del giornalismo italiano. — Bologna, 2005.

13 Jacobini G. Nuovo giornalismo, nuova comunicazione, nuove professioni nell’era digitale. — Rubbettino, 2003.

L’industria della comunicazione in Italia. Settimo rapporto IEM. Quali mercati dopo la crisi. -Torino, 2004.

14II libro dei trent’anni. La Repubblica 1976;2006. Roma, 2006. Agostini A. «la Repubblica» Un’idea dell’Italia (1976;2006). — Bologna, 2005. Bettini A. Giornali.it. La storia dei siti internet dei principali quotidiani italiani. — Catania, 2006. ограничивалось бы только количественными показателями (анализ которых проводился и раньше), но включало в себя рассмотрение также структурной и содержательной частей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В процессе своего развития газета «Репубблика» прошла за одиннадцать лет путь .от одной из ведущих национальных ежедневных печатных газет к мультимедийному изданию, которое удачно совместило в себе различные составные части (печатную газету, сайт, онлайновые радио и телевидение, sms-анонсы), оставаясь при этом единым целым.

2. Печатная и онлайновая версии издания представляют собой практически самостоятельные медиа в рамках одного бренда, что определяет содержательные, жанровые и структурные различия, которые рассматриваются в диссертации.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что приведенные материалы и выполненное исследование могут быть использованы в научно-учебной работе, при чтении курса современной зарубежной журналистики, спецкурсов, посвященных СМИ Италии. Результаты исследования могут быть полезны для специалистов, изучающих комплекс проблем, связанных с развитием онлайновой журналистики и мультимедийных изданий.

Структура работы обусловлена основной задачей диссертации. Она построена по следующей схеме: введение, три главы, заключение, библиография, приложения.

Первая глава посвящена печатной газете «Репубблика» в 1996 г. накануне создания сайта, ее форме и содержанию, характерным чертам ежедневной национальной газеты и отличительным особенностям, выделяющих ее из группы подобных газет, политической ориентированности и взаимоотношениям с другими изданиями группы «Эспрессо», к которой она относится.

Во второй главе рассматривается становление и развитие сайта Repubblica. it, описывает этапы структурных и содержательных изменений, а также ваимовлияние печатной газеты и сайта в период с 1996 по 2007 г.

Третья глава содержит сравнительный анализ онлайновой и печатной версий газеты, который позволяет в свою очередь прогнозировать стратегию развитие всего мультимедийного издания «Репубблика» в целом и тенденции развития отдельно каждого средства информации, входящего в него.

Каждая из трех глав завершается краткими промежуточными выводами, а заключение представляет собой изложение общих выводов по теме исследования. В библиографии автор перечисляет использованные источники на русском и итальянском языках. В приложении собраны материалы, иллюстрирующие описываемые изменения, происходившие на сайте в процессе его эволюции, также там представлены некие статистические данные, касающиеся состояния газеты на современном этапе.

Результаты исследования позволили сделать вывод, что изначально печатная газета явно доминировала над онлайновой версией. Некоторые исследователи говорили об электронном аналоге печатной газеты, при этом сами журналисты утверждают, что Интернет-версия сразу задумывалась как достаточно самостоятельная структура и с самого начала отличалась от печатного аналога. В любом случае, не вызывает сомнения тот факт, что печатная газета определяла форму материалов и их содержание, она влияла на выбор тем и, скорее всего, определяла структуру сайта, первоначально представленные в нем.

разделы и рубрики. По мере приобретения онлайновой версией большей самостоятельности, влияние печатной газеты начало сокращаться, но принятие основных значимых решений все еще оставалось за редакцией печатной газеты. Постепенно сайт обретал свою индивидуальную форму, и в процессе этого становления выходил из-под доминирования газеты, более того, он начал оказывать влияние на форму и подачу материала в традиционной газете. Так, например, изменилась верстка, она стала более динамичной и мозаичной. Большее количество материалов оказалось представленным на первой полосе, увеличилось количество фотографий и появились различные таблицы, графики и диаграммы. Освещению наиболее актуальных событий отводился уже не один большой материал, а несколько более коротких, которые рассматривали проблему под разными углами, что свидетельствует, с одной стороны, о фрагментации структуры и изменении организации полосы, и о стремлении глубже осветить событие и разобраться в проблеме, с другой.

Сейчас очевидно, что обе версии (печатная и электронная) живут в симбиозе, они составляют две практически равнозначные части одного живого организма, который не стоит на месте, но постоянно развивается и совершенствуется, адаптируясь к происходящим в медийной сфере изменениям.

Утверждая, что газета и сайт являются, практически, равноценными составными частями единого издания, таким образом, признаем, что сайт, включающий в себя в свою очередь онлайновые радио и телевидение и sms-выпуски, и печатная газета преподносят новости по-разному и рассматривают их под разными углами. В процессе исследования была предпринята попытка проанализировать, насколько велика сейчас, в 2007 г. эта разница. Результаты исследования показали, что по сравнению с 2003 г. различий между двумя версиями стало заметно больше: прежде всего, изменился принцип отбора новостей для сайта, подача и характер освещения новостей в электронной версии, появилось больше услуг и возможностей, характерных для Интернета. В то время как на сайте представлена обширная новостная панорама, сконцентрированная большей частью на местных новостях, в печатной газете пристальное внимание уделяется наиболее актуальным событиям и наиболее обсуждаемым проблемам. Различие в выборе жанров, представленных в обеих версиях, определено спецификой подачи новостей.

Неизменными остались анонимность онлайновых материалов, меньшая их аналитичность по сравнению со статьями печатной газеты, а кардинальные изменения коснулись использования на сайте различных возможностей Интернета (мультимедийность, интерактивность, гипертекстуальные ссылки, обновление в режиме реального времени), которые еще несколько лет назад были задействованы, очевидно, не полностью. Можно констатировать, что по сравнению с 2003 г. ситуация изменилась значительно: сейчас онлайновая версия использует все возможности, предоставляемые современными технологиями, это ее отличительная черта и конкурентное преимущество (как печатная газета по сравнению с сайтом предлагает эксклюзивные комментарии, так сайт привлекает читателей именно теми возможностями и услугами, которыми располагает сегодня Интернет). Можно предполагать, что дальнейшее развитие сайта пойдет именно по пути большего развития функций, предоставляемых Интернетом, и информационных и сервисных услуг, которые не может предложить газета, будучи печатным (а не интерактивным, в отличие от сайта) средством информации.

Представляется важным еще раз подчеркнуть тот факт, что на данном этапе развития сайта особенно сильно акцентируется внимание на услугах и дополнительных возможностях, предлагаемых Интернетом, в то время как в печатной газете все внимание уделено новостям. Помимо различия в материалах, представленных в двух версиях газеты, отмечается еще одна интересная деталь: газета отдает предпочтение наиболее актуальным и обсуждаемым новостям общеитальянского масштаба, а сайт помимо самых важных новостных поводов, уделяет, тем не менее, достаточно большое внимание местным событиям.

При этом, несмотря на технологические и типологические различия, тематическое и «идеологическое» единство осталось неизменным: обращаясь к газете, сайту, онлайновому радио или телевидению, пользователь понимает, что информация, которая там представлена, освещается с точки зрения журналистов издания «Репубблика». И во всех версиях в общем отношении к событиям, эта точка зрения будет одинаковой. Материалы электронной и печатной версий могут отличаться глубиной анализа, количеством комментариев и интервью, большим или меньшим освещением деталей, но если газета, будучи ориентрованной на левый центр, к примеру, критиковала политику С. Берлускони, проводимую им на посту премьер-министра, то это прослеживалось во всех версиях.

Сделанные выводы позволяют определить онлайновую и печатную версии как две относительно самостоятельные версии одной газеты, которые различаются не только структурой (что понятно, потому что речь идет о типологически разных средствах информации), но и содержанием. Постоянно употребляемое уточнение «относительные» необходимо, потому что все равно, печатная газета обладает «историческим» преимуществом: она была создана за двадцать лет до появления сайта, завоевала уважение и любовь читателей, как и раньше предлагает ту информацию, которая не представлена на сайте и которая и составляет ее славу. Сайт, без сомнения, очень самостоятельная составная часть издания, он предлагает читателям много информативного, новостного и развлекательного материала, отличающегося уникальностью, но тот факт, что в «шапке» указан бренд «Репубблика», все-таки говорит о его принадлежности этому изданию, которое по-прежнему ассоциируется в первую очередь с традиционной печатной газетой.

Прогнозируя дальнейшую эволюцию всего издания, можно предположить, что произойдет разделение функций: газета будет больше тяготеть к типу аналитического журнала, станет уделять еще большее внимание комментариям, исследовать причинно-следственные связи происходящих явлений. Сайт же усилит свою новостную составляющую, и предложив большее количество различных услуг, он превратится в информационно-сервисный портал, который будет предлагать читателям постоянно обновляющиеся материалы, прямые трансляции новостей, разнообразную информацию, фоторепортажи, блоги и мультимедиа. Интересно отметить, что по сравнению с другими89 изданиями того же типа (ежедневная национальная газета), на сайте Repubblica. it очень явно выделяется стремление вовлечь читателя в процесс создания газеты: принять участие в дискуссии, проголосовать, прислать видео-сюжет, создать свой блог и оставить комментарии в блогах журналистов, задать вопросы гостям прямого эфира «Репубблики Телевидения». Журналисты онлайновой редакции говорят о том, что они приглашают читателей к сотрудничеству и сотворчеству. В таком случае возникает вопрос о том, чем отличаются собственно журналистские материалы от читательских (например, видеоролики или комментарии на предложенную тему). Получается, что, таким образом, отчасти, нивелируется профессия журналиста, ведь теперь каждый может, сняв видео-ролик и отправив его в редакцию, быть уверенным, что его материал разместят на сайте, и это позволяет чувствовать себя журналистом, корреспондентом редакции. Проблема сейчас активно обсуждается исследователями журналистики и особенно специалистами по деонтологии.

Важная задача, которая неизбежно появляется в процессе эволюции издания, в данном случае традиционной печатной газеты «Репубблика» и сайта Repubblica. it, — это соблюдение баланса между «единством бренда» и «самостоятельностью каждой версии», сосуществование двух связанных между собой медиа, у каждой из которых есть свои особенности, сложившиеся в процессе технологической эволюции и типологических характеристик. Представляется справедливым утверждать, что «Репубблика» на данном этапе своего развития нашла этот баланс в объединяющих две версии новостных материалов и единой точке зрения на происходящие события и отличающихся особенностях, присущих каждому типу средства информации.

В результате проведенного исследования появилась возможность дать некоторые прогнозы и обозначить дальнейшие тенденции развития издания. Логично предположить, что на сайте еще больше усилится интерактивность и вовлечение пользователя в создание сайта, в то время как печатная газета будет сохранять элитарность и закрытость. В содержательном плане сайт усилит мультимедийную сторону, и в нем увеличится количество услуг. Печатная же газета, с одной стороны, пойдет по пути сближения с еженедельником (по характеру освещения информации), с увеличением числа комментариев и аналитических материалов, а с другой — будет предлагать больше материалов, описывающих наиболее актуальные и важные события с привлечением большого количества нетекстовых элементов (в этом сказалось влияние Интернета с его большим количеством фотографий и визуальным рядом).

Исходя из того факта, что за последние десять лет структура печатной газеты практически не изменилась, вряд ли есть основания предполагать, что она изменится в дальнейшем (печатная газетадостаточно традиционное и консервативное средство информации), в то время как структура сайта, возможно, станет более упорядоченной, чем будет облегчен поиск нужной информации и услуг. Изучая организацию работы редакции, можно предположить, что, возможно, будет создана единая новостная редакция, задачи которой будут заключаться в подготовке новостных материалов для обеих версий, в то время как отдельная редакция будет заниматься подготовкой специализированных неинформационных материалов для сайта.

Как было отмечено выше, ежедневная национальная печать Италии обладает рядом специфических особенностей. Интернет стал для нее реальной возможностью увеличить читательскую аудиторию и количество рекламных инвестиций. «Репубблика» явилась наглядным примером того, как при грамотном использовании новых технологий, можно из яркого печатного издания превратиться в значительный мультимединый бренд, «измениться, не изменяя себя90».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.М., Гиляревский Р. С., Егоров B.C. и др. Информационный рынок в России. М.: ВИНИТИ, 1996.
  2. Я.Н. Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации// Информационное общество. 2001.
  3. Я.Н., Вартанова Е. Л., Засурский И. И. и др. Средства массовой информации постсоветской России. -М. 2002.
  4. Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. -М., 1999.
  5. И. Ю. Современная еженедельная печать Италии: особенности системы и специфика общественно-политических изданий. Дисс.канд. фил. наук. М., 1999.
  6. М. Галактика Гутенберга. Екат.: У-Фактрия, 2004.
  7. М. Информационная эпоха. Экономика общества и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  8. И.В. Телевидение и интернет во Франции на пути к информационному обществу. Изд-во Моск. ун-та, 2005.
  9. М.М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета/ Сер. Интернет-журналистика. Вып.1. М., 2005
  10. Ю.Макеенко М. И. Ежедневная печать: Американский опыт конца XX столетия 1995−2000. Изд-во Моск. ун-та, 2003.
  11. П.Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. Изд-во Моск. ун-та, 1999.
  12. Н.Ткачева Н. В. Информационные стратегии стран Восточной Азии в условиях рыночных реформ. М: РИП-Холдинг, 2003.
  13. Н.В. Итальянская журналистика в 1945—1990 гг.. М., 1999.
  14. Н.В. Средства массовой информации Италии. М., 1996.
  15. Ф. Теории информационного общества. Под ред. Вартановой Е. Л, М.: Аспект-пресс, 2004.
  16. И. Д. Социология Интернет-СМИ./Сер. Интернет-журналистика. Вып. 1. М., 2005
  17. И.Д. Социология СМИ. М., 2007
  18. A. «la Repubblica» Un’idea dell’Italia (1976−2006). Bologna, 2005.
  19. Bettini A. Giornali.it. La storia dei siti internet dei principali quotidiani italiani. Catania, 2006.
  20. Carcano G. L’affare Rizzoli: Editoria, banche e potere. Bari, 1978.
  21. Carelli E. Giornali e giornalisti nella rete. Apogeo, 2004.
  22. Carlini F. Parole di carta e di web. Ecologia della comunicazione. -Einaudi, 2004.
  23. Castronovo V., Tranfaglia N.(a cura di) La stampa itagliana nell’eta della TV. 1975−1994. Roma-Bari, 1994.
  24. Cesazani G. Storia della pubblicita in Italia. Roma — Bari, 1988.
  25. Da Rold G. Da Ottone alia P-2: Sei anni di compremesso storico. -Milano, 1982.
  26. Da Rold G. La battaglia di via Solferino. Milano, 1984.
  27. Farinelli G., Paccagnini E., Santambrogio G., Villa A. Storia del giornalismo italiano. UTET, 1997.
  28. Froio F. L’informazione spettacolo. Giornali e giornalisti oggi. Roma, 2002.
  29. Grandimenti M. I quatidiani in Italia. 1943−1991. Milano, 1992.
  30. Grossi G. L’opinione pubblica. Laterza, 2004.331 ferri del mestiere. Le regole della professione di giornalista. Ban: Levante editori, 2003.3411 libro dei trent’anni. La Repubblica 1976−2006. Roma, 2006.
  31. Jacobini G. Nuovo giornalismo, nuova comunicazione, nuove professioni nell’era digitale. Rubbettino, 2003.
  32. La lingua italiana e i mass media. A cura di Ilaria Bonomi, Andrea Masini, Silvia Morgana. Carocci, 2003.
  33. L’industria della comunicazione in Italia. Settimo rapporto IEM. Quali mercati dopo la crisi. -Torino, 2004.
  34. Luhmann N., F. Angeli, La realta dei mass-media. Laterza, 2000.
  35. Mezza M. Media senza mediatori. Morlacchi Editore, 2004.
  36. Morcellini M. Multigiornalismi. Guerini E Associati, 2004.
  37. Murialdi P. Eugeneo Scalfari, in Perche loro. Bari: Laterza, 1984.
  38. Murialdi P. II giornale. Bologna, 2002.
  39. Murialdi P. La stampa italiana dalla liberazione alia crisi di fine secolo. -Editori Laterza, 1995.
  40. Murialdi P. Storia del giornalismo italiano. Bologna, 2005.45.0ttone P. II gioco dei potenti. Milano: Longanesi, 1985.46.0ttone P. Storia del giornalismo italiano. Preghiera о bordello. 1998. -425 c.
  41. Pansa G. Carte false: Peccati e peccatori del giornalismo italiano. -Milano, 1986.-286 c.
  42. Pansa G. Comprati e venduti. Milano, 1977. — 327 c.
  43. Pratellesi M. New gournalism. Teorie e tacniche del giornalismo multimediale. Mondadori Bruno, 2004.
  44. Preziose A. L’informazione giornalistica nell’eta' tecnologica. Elledici, 2002.
  45. Santambrogio G. Giornalismo. Appunti delle lezioni. Appendice di documentazione. Universita' Cattolica del Sacro Cuore, 2003.
  46. Scalfari E. La sera andavamo in Via Veneto. Milano, 1986. — 407 c. 53. Stagliano' R. Giornalismo 2.0. Fare informazione al tempo di Internet. -Carocci, 2002.
  47. Tranfalia N. Stamga e sistema politico nell’Italia unita. Firenze, Le Monnier, 1986. — 147 c.
  48. Van der Wurff R. and Lauf E. Print and Online Newspapers in Europe: A Comparative Content Analysis in 18 countries in Western and Eastern Europe. Het Spinhius, 2005.
  49. Viali A., Faustini G. La professione di giornalista e il suo ordinamento. -Roma, 1992.
  50. Visconti G. Giornalista online. Dal web writer al web editor. Franco Angeli, 2002.1. Периодические издания
  51. Repubblica. 1996 2007 гг. — отдельные номера.
  52. Corriere della sera. 1996 2007 гг. — отдельные номера. 60.Stampa. 1996 — 2007 гг. — отдельные номера.
  53. Espresso. 1996 2007 гг. — отдельные номера.
  54. Atlante. 2005 г. специализированный номер
Заполнить форму текущей работой